Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Как живут и учатся европейские студенты

5 июля, 2006 - 20:17
ФОТО РЕЙТЕР

В последнее время все больше выпускников украинских школ задумываются над возможностью получить университетское образование в Европе. Летом тема образования наиболее актуальна, ведь на эту пору года приходятся и выпуски из учебных заведений, и вступление в них. «День» предлагает вашему вниманию не совсем обычные статьи на тему образования — рассказы студентки Туринского университета об образовании за границей, в частности, во Франции и Италии. Какое оно на самом деле — европейское образование, заимствовать стандарты которого мы стремимся, как проводят свободное время европейские студенты и с какими проблемами они сталкиваются — ответы на эти и другие интересные вопросы можно узнать ниже.

Италия: от «очищения» до «тоннеля славы»

Иностранные студенты в Италию едут довольно охотно. По аналитическим данным итальянского госстата около 35 тысяч иностранных студентов учатся в вузах Апеннинского полуострова и самая большая часть из них (46%) — граждане европейских государств, которые не входят в состав ЕС. И хотя доля украинцев среди них по сравнению с «привилегированными» в получении виз албанцами, румынами и хорватами не такая и большая, но ощутима. При нескольких наиболее солидных вузах Италии — Милан, Венеция — открыты курсы украинского языка и культуры, а при Римском университете «Ла Сапьенца» создана соответствующая кафедра.

Итальянцев можно считать «изобретателями» университетов на европейском континенте: в 1088 году возникает первый вуз в Европе — Болонский университет, знаменитая Alma Mater Studiorum, известная благодаря своей кафедре права. В течение 12—13 веков в Италии возникают известная в средневековье Школа медицины в Салерно, университеты в Модене, Падуе, Неаполе, Сиене. Недолгой, однако, была, свобода светской науки. Поняв, что новых интеллектуалов лучше держать под контролем, церковь, поддержанная королевской властью, берет «под защиту» университеты, устанавливая в каждом обязательную кафедру теологии и богословия.

Вот поэтому свободолюбивая студенческая молодежь — именно в знак протеста против контроля со стороны преподавателей и духовенства — собирается в тайные общества «дебоширов», или Гольярдии, многие из которых, храня вековые традиции, существуют и сейчас. Само название этих братств происходит от имени философа Пьера Абеляра, сторонника свободной любви и вообще «неуместного» в средневековье свободомыслия. Современные Гольярдии построены по тому же принципу, что и когда-то: тайный глава Великого Ордена есть в каждом городе, где есть университет, и в каждом городе он имеет закрепленное традицией имя — Грифон в Перудже, Понтифик в Турине, Башня в Павии и т. д., все его «подчиненные» придерживаются строгой иерархии, как в настоящем рыцарском ордене. Существование Гольярдии очень нужно для студенческих праздников, из которых до наших дней дошли праздник первокурсника (с обязательным «посвящением» в братство) и праздник выпускника. Праздник первокурсников проходит в первую неделю ноября, когда начинается учебный год. Утром первокурсники идут в свою бывшую школу и «освобождают» учеников последнего класса, забирая их на веселья в город. Вечером великий магистр студенческого братства организовывает вечеринку для первокурсников, где многих ожидает посвящение. По традиции, первокурсник до посвящения — это «гадкое и нечистое животное», которое прежде чем ввести в приличное студенческое общество, нужно хорошо очистить. С этой целью бедным новичкам дают выпить... невероятное количество вина и сильного солевого раствора. После неизбежного «очищения» новичок становится настоящим студентом...

Выпуск из университета в Европе, в отличие от нашего обычая, событие не коллективное, а большей частью индивидуальное, поэтому братья-студенты имеют возможность хорошо подготовить этот праздник наивному и доверчивому выпускнику. Прежде всего они должны подготовить папирус, где в стихотворной, иронической, более или менее неприличной манере рассказывают о жизни выпускника и рисуют на него большую карикатуру. Выпускник должен читать вслух очень внимательно это рифмованное творение, потому что за каждую свою ошибку должен выпить вина, кое-кто на последних строках едва шевелит языком! После этого родители бедняги венчают его лавровым венком. В некоторых университетах Италии, — как, например в том же Болонском, где, кстати, уже несколько лет существует даже музей студента, — традиция идет далее: братья-студенты раздевают (совсем или частично) пьяного выпускника и заставляют его проползти по «тоннелю славы», подталкивая его с заметным энтузиазмом. И все это происходит не где-то в общежитии, а во дворе университета, на глазах у «всего народа». Потом все отправляются в ресторан, где выпускник дает пир. Что и говорить, такой день не забывается!

Гольярдии в Италии стали в 80-х непосредственными очагами многих политических организаций студентов, тех, для кого протест против власти уже не исчерпывался только бесчинством. Многим постсоветским студентам кажется странной высокая политическая активность итальянских однокурсников — тех, кого условно можно занести в категорию «альтернативных». По большей части «альтернативные» интересуются социальными проблемами, принимают участие в волонтерских проектах, акциях протеста, многие среди них антиглобалисты, их привлекает этническая «особенность» иностранных товарищей по учебе, они исповедуют искренность и готовность учиться новому, именно среди них студент-иммигрант большей частью находит хороших друзей. Другая категория студентов, назовем их «гламурные», — обычно дети богатых родителей, — бывает и такое, что их меньше интересует учеба, чем новый видеомобильник или автомобиль. Кстати, передвигаются студенты большей частью все-таки на велосипедах и мотороллерах, ведь позволить себе автомобиль может далеко не каждый: как правило, покупают его в кредит родители (кредит молодым людям без постоянной работы и определенного дохода итальянские банки дают очень неохотно). За получение прав также надо платить, как и за парковку, страхование, не говоря уже о найме гаража. И пробки на дорогах велосипедисту не мешают вовремя прибыть на лекцию.

Общим развлечением для всех однако является пристрастие к спорту и танцам, несмотря на то, что в перерывах курят буквально все (преподаватели возле студентов на крыльце факультета). При всех университетах есть студенческие спортивные центры, где за умеренную цену можно записаться на курс фитнеса, баскетбола. В последнее время среди итальянской молодежи возник бум на латиноамериканские танцы, танцуют все и везде: кроме залов в университете существуют специализированные курсы, клубы, тематические вечеринки. И надо сказать — танцуют не только студенты, но и каждый, кто считает себя молодым.

Совсем не безразличны студенты и к трем «роковым пристрастиям» итальянцев: литературе, кино и... кухне. Мы, может, когда-то и были «самой читающей нацией», но государственная политика поддержки книгоиздателей привела в Италии к настоящему взрыву интереса к литературе. Кинозалы предлагают скидки на билеты для студентов, ну а после сеанса молодежь идет всем обществом в пиццерию. Надо сказать, что среди юношества, как это ни удивительно, часто именно мужчины интересуются секретами кулинарии, — нередко готовит для гостей именно хозяин, а не его подруга.

Конечно, чтобы позволить себе все эти веселья, стипендии, даже итальянской (до 2,5 тысяч евро в год) не хватает. Те, кому «не повезло» с богатыми родителями, работают время от времени на «полставки» официантами, продавцами, беби-ситтерами. Те, кому в финансах совсем не подфартило, экономят и на квартплате, — например, набиваются шестеро (это еще по-человечески!) в трехкомнатную квартиру. Делят поровну расходы, и каждый платит вполне «гуманную» сумму в 150—170 евро. Условия же жизни, кому-то, может, и кажутся не совсем «гуманными», но молодым это как-то настроение не портит, хотя зависит все и от соседей, так что иногда кипят страсти не хуже, чем в телесериалах.

Понятно, такая насыщенная студенческая жизнь формирует и специфическое мировоззрение. В отличие от нашего студента, итальянский (читай: европейский) не хочет «все и сразу»: диплом, вечеринки, работа, жена/муж/дети, путешествия. Благодаря гибкому академическому расписанию, студент может учиться не установленные 3+2 (что равно нашим бакалавр+специалист) года, а выбрать ритм, который его устраивает, и закончить учебу через 6—7 лет после вступления. Это дает возможность не только путешествовать, но и набираться нужного рабочего опыта. Конечно же, без постоянного и хорошо оплачиваемого места работы о браке никто и не мечтает. Однако следует сказать, что и с ним о браке в Европе в наши времена мечтать — это как-то не «модно».

Но, что и говорить, университетский диплом — ключ, который открывает многие возможности. И выбор факультета может стать решающим. Тот же итальянский госстат утверждает, что среди 25—29-летних выпускников 20% безработные, а среди тех, кому больше 35, — только 1,6%, как говорится, кто ищет... Наибольшим спросом в первые годы после выпуска пользуются инженеры (по электронике и программированию), выпускники факультетов экономики, иностранных отношений, архитектуры, промышленной химии. Выпускники-медики (среди них чаще всего находят работу физиотерапевты, терапевты по послеоперационной реабилитации, стоматологи и медсестры) и юристы «догоняют» своих коллег из других отраслей на рынке труда спустя несколько лет, ведь их ожидают после выпуска длительные курсы специализации. К сожалению, как и у нас, больше всего трудностей в поиске работы испытывают педагоги, выпускники филологических и социологических факультетов, но то, что и среди них около 70% работает по специальности, — факт красноречивый.

Франция: молодежь отстаивает свои права, но не может трудоустроиться

На расстоянии почти сорока лет Европа снова почувствовала мощный отзвук «парижской весны». Как и в далеком 1968 м, апрель 2006 был воФранции месяцем молодежного движения против политики трудоустройства, предложенной правительством. Молодежь вышла на улицы, поддержанная старшим поколением; по стране прокатилась волна забастовок и манифестаций — «Все против СРЕ (contrat premier embouche)!» — против так называемого Контракта первого трудоустройства (КПТ). Эта контрактуальная форма преследовала цель: повышение показателей трудоустройства среди молодых (в возрасте до 25 лет) путем упрощения процедур приема и увольнения с работы. Работодатель в случае предоставления им места первого трудоустройства молодому сотруднику, мог уволить его в течение первых трех лет без формального мотива (по собственному желанию, по профнепригодности и др.), но, соответственно, без соответствующих выплат и возможности получать помощь по безработице. Таким образом, новое поколение французов легко могло бы стать «поколением одноразового использования», если бы не выступило более чем решительно против КПТ.

Апрельское движение принесло победу молодым, законопроект был упразднен, но каким образом снизить показатели молодежной безработицы (которые, кстати, считаются одними из самых высоких в Европе) не знает ни правительство, ни победители-манифестанты, ни соседи по ЕС, которые, пристально присматриваясь к французским событиям, ищут решение аналогичных проблем «дома». Во Франции доля неработающих граждан в возрасте до 25 лет составляет 22%, при европейском среднем показателе — 16,6%, впереди Французской Республики только Греция (26,4%) и Италия (24%). Однако новые члены Евросоюза идут в этой статистике «вне конкурса» во главе с Польшей (35%) и Словакией (30%).

Во Франции, так же, как и в других странах Западной Европы, жертвами «нетипичных» контрактов становятся в первую очередь студенты и выпускники вузов, получающие низшую заработную плату, чем «взрослые» работники с «настоящим» контрактом (полная ставка, больничные, отпуск, стаж, 13-я зарплата, отчисления в пенсионный фонд, — все то, что нам кажется неотъемлемой частью условий трудоустройства, но отсутствует в «нетипичных» контрактах). Более того, труд молодых специалистов оплачивается хуже по сравнению с неквалифицированным трудом их ровесников, которые высшего образования не имеют.

Несмотря на это, французские высшие учебные заведения не остаются пустыми. Государство, поддерживающее сферу образования, поощряет молодежь вступать в вузы, система которых достаточно разветвленная и удовлетворяет спрос «на все вкусы». Собственно университеты — это заведения, открытые для вступления для всех, имеющих аттестат о школьном образовании, без вступительных экзаменов, со сравнительно низкой стоимостью обучения (приблизительно 300 евро в год). После 2003 г. университеты Франции приняли «болонскую систему», предусматривающую схему 3 года + 2 года (+3 года) = бакалавр + специалист (+ доктор). По этой схеме французские высшие учебные заведения готовят, в первую очередь, преподавателей гуманитарных и технических дисциплин, юристов и медиков. Учебный процесс организован по большей части знакомым нам образом — обязательное посещение лекций, осенняя сессия для тех, кто «провалился» летом, горы домашних заданий и часы практических работ. Для отличников и детей из семей, имеющих низкую прибыль, предусмотрена стипендия. Кроме того, заявка на перевод в другой университет, «далеко от родного дома», дает право на значительную доплату.

Другим типом высших учебных заведений во Франции являются так называемые Высшие школы (Grands ecoles), престижные частные институты, со строгими вступительными экзаменами как на подготовительные двухгодичные курсы, так и собственно в школы, которые готовят высококвалифицированных знатоков по инженерии, менеджменту, науке, журналистике. Плата за обучение в школах «кусается», но доступ к элите и отлично оплачиваемое место работы гарантированы: около 60% руководящего персонала 100 самых больших французских фирм — выпускники Высших Школ. Среди наиболее престижных учебных заведений — Сорбонна, Университет науки и технологии в Лионе, Школа менеджмента в Гренобле и Университет политических наук в Париже. Мировое уважение имеет и другое заведение с невзрачным названием Нормальная высшая школа в Париже, отбор в которую строго селективный. Это специальный лицей, где будущих студентов готовят к вступлению в Высшие школы, известный благодаря своим знаменитым выпускникам, среди которых Жан-Поль Сартр, Симона де Бовуар, Альбер Камю.

Как же живут французские студенты? У них, как и у наших, есть много свободного времени между занятиями и домашним заданием, но каждый четверг дискотеки предлагают бесплатный вход для студентов, а в другие дни вечер, не законченный за бокалом аперитива в симпатичном кафе с компанией друзей — редкость. Молодые французы боготворят домашние вечеринки. Также они охотно участвуют в волонтерском движении, когда дело касается спортивных или культурных событий, в то же время уделяя меньше внимания проектам социальным. Интерес к новым культурам у французов вообще, скажем, осторожный. Ребята и девушки путешествуют по родной стране, выезжают на каникулы в соседние Италию или Испанию, или, по новой моде — в страны Скандинавии. Из восточноевропейских мест настоящим открытием считается Венгрия, и в частности Будапешт.

Ответственной за этот умеренный интерес к другим культурам является политика Франции в отношении иммигрантов, в некоторых случаях намного более строгая, чем у стран-соседок. Соотношение студентов-иностранцев к общему количеству слушателей университетских курсов во Франции 1 к 10, тогда как, например, в соседней (и меньшей) Италии этот показатель вдвое больший. Нужно добавить, что 10% иностранных студентов составляют студенты по обмену из других стран ЕС в рамках программы Erasmus Mundus, — следовательно, настоящих соискателей французских дипломов еще меньше. Лидируют в списке студенты из Африки, бывших колоний, 52%; 25% со стран Европы (в том числе Восточной), 16% — из Азии, 7% — из обеих Америк. Рапорт Министерства образования Франции отмечает другую интересную пропорцию — 80% из прибывших на обучение студентов из Польши, Украины и России — девушки, в то время, как из «местных» на скамьях вузов девушек лишь 57%. Самое большее количество иностранцев традиционно «оседает» на гуманитарных факультетах: 41% — иностранные языки, 35% — литература, и — намного меньше на научных — 20%, и соответственно 18% и 12% «пришельцев» выбирают экономику и право. Для желающих получить нужную информацию о вступлении во французские университеты: http://www.education. gouv.fr/prat/formul/

Франция присоединилась к «новому изданию» программы межуниверситетских обменов Erasmus Mundus, которое дает возможность 5000 студентов из Украины, Беларуси и Молдовы побывать на обучении в вузах Европы. Предложение касается, в первую очередь, тех, кто уже имеет диплом специалиста и молодых ученых. Обычно срок зарубежного пребывания составляет от 3 месяцев до 1 года, для студентов предусмотрена стипендия и обеспечение жильем. Всю нужную информацию можно найти на сайтах: http://www. delukr.ec.europa.eu/erasmus_mundus; http://ec.europa.eu/education/ programmes/mundus/index_en.html

Для тех, кто твердо решил избрать своей целью обучение во Франции, знание языка обязательно. Французы очень чувствительные к языковому вопросу и охраняют французский всеми средствами (официальными и нет) от неминуемого англо- американского влияния. Те, кто побывал во Франции, советуют, полушутя, в случае незнания французского общаться с «аборигенами» лучше «жестами», чем на английском. Насколько преувеличивают эти советчики, я не знаю, но это правда, что за границей большинство французов общаются только «щирою рідною мовою». Но верно и то, что без основательного знания языка в зарубежном университете делать нечего. Как правило, от иностранных студентов требуется уровень знания языка В2 по европейской шкале, что отвечает более или менее базовому уровню знания иностранного языка по окончании нашей средней школы.

Кстати, возможности изучения и сертифицирования французского языка на университетском уровне есть и в Украине. В Киеве открыт Французский институт в Украине, который среди других культурных инициатив организовывает курсы и сертификацию по французскому языку (http://www.ifu.com.ua/). Кроме того, некоторые из известных украинских вузов заключают соглашения о сотрудничестве с Министерством образования Франции. Донецкий национальный технический университет отнесен к числу 550 франкоязычных университетов мира и пока что он является единственным таким в нашем государстве. Совместные проекты и культурные связи с Францией имеют также Киево-Могилянская академия, Киевский национальный университет экономики, Академия архитектуры в Днепропетровске и Национальная академия наук Украины.

Обучение за границей — это не такая далекая и сказочно-недосягаемая возможность, и она не принадлежит только «чьим-то» детям. В наше время едва ли не самым решающим является быть хорошо информированными о новых путях — дороги открыты для талантливого и активного молодого человека. И Франция, четвертая в мире среди наиболее мощных экономических сил и сердце европейской цивилизации, держит открытыми эти пути для тех, кто способен оценить высокое качество ее образования, столетние университетские традиции и неповторимый вольнолюбивый и страстный французский вкус к жизни.

Татьяна ГОРДИЕНКО, студентка Туринского университета
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ