Трагедия Голодомора в Украине давно и широко обсуждается. Этот год объявлен властями Годом памяти жертв Голодомора. Очевидно, каждая трагедия человечества должна быть осмыслена потомками. Ради этого и создаются мемориальные комплексы, центры исследования, музеи, где были бы собраны не только экспонаты — свидетели страшных времен, но и сами здания должны нести образную нагрузку, чтобы производить впечатление на наблюдателя своей уникальной, образной объемно-планировочной структурой.
В этой статье речь пойдет не об определении новых аспектов исторической правды, а о проекте, который должен был завершиться осенью этого года, но по разным причинам не укладывается в отведенные сроки. Сооружение Мемориального комплекса памяти жертв голодоморов в Украине в Киеве предусмотрено распоряжениями Президента Украины от декабря 2002 года и двумя указами от ноября 2005 г. и октября 2006 г. Первая очередь строительства должна стоить государству как минимум 80 млн. гривен.
Считаю, нелишним будет рассмотреть несколько примеров недавно созданных мемориалов страшных событий XX столетия: мемориал уничтоженным евреям архитектора Питера Айзенмана и музей Холокоста Даниеля Либескинда в Берлине. Однажды увидев эти сооружения, остается воспоминание на всю жизнь.
Мемориал уничтоженным евреям Европы в центре Берлина, у Бранденбургских ворот, занимает более 2 гектаров. Несмотря на дебаты, длившиеся 17 лет, его открыли 10 мая 2005 года. Архитектурное решение мемориала было отобрано из более чем 500 предложений со всего мира. Окончательный дизайн мемориала — это почти квадратная площадь приблизительно 150х150 м, разделенная на 2711 серых бетонных параллелепипедов различной высоты без надписей. Предложение нанести имена шести миллионов жертв было отклонено. Между глыбами есть проходы для посетителей в виде прямоугольной сетки. От краев до середины мемориала уровень земли снижается, а высота глыб увеличивается — посетитель уже не видит выхода: однообразные бетонные плиты дезорганизуют его. В ходе сооружения памятника пришлось отказаться от услуг фирмы-поставщика антивандального покрытия для бетонных плит, когда стало известно, что во время войны эта фирма изготавливала газ «Циклон-Б», применявшийся в газовых камерах. Место, где расположен мемориал, имеет темное прошлое — с 1937 года здесь размещалось отделение нацистской пропаганды Геббельса, неподалеку был бункер Гитлера, где он застрелился. Также были отклонены предложения по размещению подземного информационного центра под Мемориалом. Монумент подвергался критике со стороны тех, кто считает, что он должен быть посвящен и другим жертвам нацизма, также звучала критика, что подобный минимализм не может передать ужаса Холокоста. «Я не хочу, чтобы люди выходили отсюда со спокойной совестью», — заявил архитектор Питер Айзенман. На открытии Мемориала он также сказал: «Мы не решили все проблемы — архитектура не является панацеей от зла, — мы знаем, что не все присутствующие здесь будут удовлетворены, но мы к этому и не стремились». Ежедневно мемориал посещает более 2000 человек.
Подход к строительству музеев Холокоста у немцев и голландцев различный. В Германии, чтобы передать гигантское количество погибших, строят гигантские сооружения из бетона и стали, чтобы визуально поразить наблюдателя. Художники Голландии отдают предпочтение поверхностям из глянцевого мрамора и стекла, в отличие от гладкого серого бетона, который используют немецкие художники. От первого конкурса до открытия музея Холокоста в Берлине прошло 12 лет.
Однако дизайн музея архитектора Даниеля Либескинда оказался эффектным, а его полностью стальной фасад был одобрительно воспринят общественностью. Конструкция музея не имеет прямых углов. Чтобы осмотреть экспозицию, нужно несколько раз кружить по коридору, после чего остается ощущение запутанности, психологического и физического истощения. Два года музей стоял без экспозиции, но такая атрактивная форма привлекала даже в пустые залы 350 000 туристов ежегодно. Внутренняя структура музея, по высказываниям многих критиков, не подходит для традиционного экспонирования, дезориентирует человека. Это больше архитектурный мемориал, чем музей с последовательным изложением экспозиции. Музей имеет несколько тесных, замкнутых внутренних дворов, свет в которые попадает сверху. В одном из таких дворов, что называется Опавшая Листва, по полу рассыпаны железные маски агонии, наступая на которые возникает ужасный шум ржавого железа, ассоциирующийся с криками жертв.
Уникальные формы этих двух сооружений, материалы, из которых они сделаны, отсутствие помпезности апеллируют к символам трагедии — в них запечатлена вечная тревога и ощущение безвыходности. Однако все эти зрительные образы являются образцами ультрасовременной архитектуры, основанной на применении электронного трехмерного проектирования. Каждый наблюдатель может четко определить, в какую эпоху построен этот музей. Здесь решены сверхсложные задачи — новаторский подход к проектированию и нахождение четкого и понятного образа трагедии. Такого результата удалось достичь благодаря планомерной организации международных конкурсов, системной обработке их результатов, совместным усилиям архитекторов, художников, музейных кураторов и других профессионалов в этом специфическом деле.
А что же в Украине? Мемориал намечали открыть в 2003 году к 70-й годовщине Голодомора. Местоположение мемориального комплекса, согласно решению Верховной Рады Украины, было определено на Печерске, неподалеку от станции метро «Арсенальная», рядом со зданием военной комендатуры. К сожалению, проведенный конкурс не дал результатов. Сейчас на этом месте скандально известный высотный жилой дом. Следующий всеукраинский открытый конкурс на проект Государственного историко-мемориального комплекса жертв Голодомора, политических репрессий и насильнический депортаций был объявлен в 2003 году. Местоположение будущего мемориала было выбрано на набережной Днепра между памятником основателям Киева и мостом Патона. Решение относительно победителей принято не было. Авторам лучших работ предложили принять участие в следующем этапе, уже на новом месте — в парке около Михайловского Золотоверхого собора и на Владимирской горке недалеко от Святого Владимира. В начале 2005 года были объявлены победители-архитекторы братья Роман и Дмитрий Селюки, вручены основные и поощрительные денежные премии.
Однако из-за резонанса, вызванного критикой в прессе и из-за его влияния на киевский ландшафт, объект реализован не был, а весной 2006 начался новый конкурс (http://uazakon.com/document/ fpart20/idx20320.htm) снова на другом месте. На этот раз предлагалось разместить Мемориал Скорби на днепровских склонах в районе парка Славы и заложенной В. Ющенко Калиновой рощи.
В новом конкурсе приняли участие 14 авторских коллективов, выставку работ можно было увидеть в Союзе художников Украины, а фото всех конкурсных объектов есть в свободном доступе на частном сайте http://www.archunion.com.ua/golodomor-06-001.shtml
После длительной истории с определением победителя было объявлено окончательное решение — победил авторский коллектив, возглавляемый Народным художником Украины А. Гайдамакой, известным сооружением Калиновой рощи на склонах Днепра и мемориала Голодомора в с. Хоружевка. Объект-победитель был разделен на две очереди: Мемориальный комплекс и, собственно, сам Музей.
Из последних сообщений известно, что на Музей Голодомора объявлен международный конкурс, а результат его станет известен 25 ноября, одновременно с открытием первой очереди и отмечанием 75-й годовщины Голодомора. Однако на ведущих иностранных сайтах, занимающихся распространением информации об архитектурных событиях в мире, никакой информации о Музее Голодомора в Украине автору найти не удалось. Открытой информации об условиях этого конкурса в Украине тоже не найти.
Первая очередь строительства — наземное сооружение Мемориала, входная площадь с памятной глыбой, скульптурной композицией ангелов, главной аллеей, площадью с жерновами истории, скульптурой девочки с колосьями, подземным «Залом Памяти» со вспомогательными помещениями, парковкой на 35 авто, вырезанной из тротуара в парке по ул. И. Мазепы, напротив входа в Мемориал. Из-за ряда причин организационного характера, строительство значительно задержалось, а сейчас проводится в авральном темпе между церковью Спаса на Берестове XII столетия и Мемориалом неизвестному солдату, впритык к бастиону цитадели Киевской крепости XVIII ст. Безусловно, это место имеет исключительную градостроительную, историческую, архитектурную, археологическую и ландшафтно-рекреационную ценность. Неповторимой красоты парк Славы, распланированный в 70-х годах прошлого столетия архитектором А. Милецким, привлекает тысячи гостей столицы и киевлян ежедневно. Сюда приезжают не только официальные делегации для возложения цветов в памятные даты, но и свадебные процессии счастливых молодоженов.
Несмотря на то, что Мемориал Голодомора неоднократно рассматривался специалистами, вызывают сомнения некоторые принципиальные решения. В частности, градостроительное размещение объекта. Уже сейчас на стройплощадке, расположенной в охраняемой зоне парка, памятника садово-паркового искусства, возвышаются установки для вбивания свай. Их высота приблизительно равна высоте Мемориала — 31 метр, и они частично закрывают поле лучшего видового раскрытия Лавры.
Эта территория, предусмотрительно переданная Киевсоветом в аренду заказчику строительства в 2007 г., является завершенным градостроительным ансамблем, который складывался на протяжении столетий, его видно со многих общественных мест, площадей, прогулочных зон, как на правобережных склонах Днепра, так и на левом берегу, в Гидропарке. Согласно рекомендаций ЮНЕСКО о комплексном сохранении памятников (Киево-Печерская лавра является частью мирового наследия ЮНЕСКО), эта территория отнесена к буферной зоне архитектурного заповедника. Размещение нового объекта в таком месте требует очень взвешенного решения в плане сохранения визуальных характеристик существующего градостроительного ансамбля.
Также известно, что начальный вариант Мемориала, названный победителем конкурса, претерпел несколько изменений в течение двух лет, прошедших с тех пор. Настоящий вариант хоть и сохранил свою скульптурность, но стал четко отождествляться с церковной свечей. Эта свеча выглядит слишком буквальным образом памяти и скорби. Принимая во внимание колоссальные размеры (более 30 метров для свечи — немало), возникает вопрос: впишется ли этот объект в существующий ансамбль, где масштабы образов и пропорции сооружений совсем другие?
Также доподлинно неизвестна транспортно-пешеходная схема будущего комплекса. Известно, что на время приезда высокопоставленных чиновников улица И. Мазепы будет перекрываться для движения. Пока что непонятно, как будет решен подъезд к подземным сооружениям, входящим в состав комплекса. Рядом с будущим Мемориалом Голодомора идет сооружение культурно-художественного и музейного комплекса «Мистецький арсенал». Только музей в старом здании Арсенала может потребовать 750 парковок, места для автобусов и телетрансляционных машин. Также ряд объектов, намечающихся в составе «Мистецького арсенала»: концертный зал на 1700 мест, музей современного искусства, трехзальный кинотеатр, реставрационный центр, центр доставки художественных объектов, офисы креативных индустрий, административный дом, гостиница на 270 номеров и апартаменты — требуют более 1000 парковок.
Проектировщиком мемориального комплекса памяти жертв Голодомора выступает ООО «Проектные системы ЛТД», непрямое отношение к этой организации имеет А. Миргородский — член совета директоров компании «XXI століття». (http://www.archunion.com.ua/ arch/a-0267.html). Эта компания заявляет на своем официальном портале (http://21.com.ua/index. php? lang_id=3&content_id=623& product_id=24) и в городской программе подготовки к Евро-2012 о начале строительства в 2008 году гостинично-культурологического комплекса «Посольский двор» на 300 номеров на месте известной галереи «Лавра», около стен Киево-Печерской лавры, церкви Спаса на Берестове (где разрушаются старинные фрески) и в 100 метрах от будущего Мемориала Голодомора.
Учитывая факт строительства не только отдельно взятого Мемориала Голодомора, но и более 160 000 тыс. квадратных метров объектов общественно-культурного, научного, коммерческого и жилищного назначения в составе КХМК «Мистецький арсенал», гостиниц, жилья и офисов несколькими частными застройщиками в буферной зоне памятника всемирного наследия ЮНЕСКО, возникает вполне логичный вопрос: когда будет разработана и утверждена на государственном уровне комплексная программа развития всей территории буферной зоны? Неизвестно, как будет функционировать будущий Мемориал Голодомора рядом с валами цитадели Киевской крепости при такой интенсивной застройке и нерешении комплексных задач по движению транспорта и инженерной инфраструктуре. Размытость, иллюзорность и субъективность критериев оценки влияния на окружающий ландшафт и историческое наследие, которыми ведают лишь посвященные, дает широкое поле для злоупотреблений.
Несмотря на длительные перипетии с выбором места размещения музея Голодомора, его внешним видом и символическим наполнением, четкой и последовательной дискуссии вокруг этого Мемориала так и не было. Похоже на то, что традиция приурочивать сооружение памятников к круглым датам помешала принятию взвешенного решения. Происходящее сейчас на киевских холмах в авральном порядке заострит проблему сохранения архитектурного наследия столицы ее неповторимых ландшафтов. А монумент жертвам Голодомора вместо осознания трагедии народа вызовет разочарование в целесообразности сохранения исторических ансамблей, складывавшихся столетиями, а также в украинском международном законодательстве, охраняющем их.