Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Каким должен стать «Украинский Эрмитаж»?

17 марта, 2005 - 20:19
ОДИН ИЗ ЭКСПОНАТОВ ВЫСТАВКИ «ПРОЩАЙ, ОРУЖИЕ», КОТОРЫЙ ВЫЗВАЛ НЕОДНОЗНАЧНЫЙ РЕЗОНАНС / ФОТО НИКОЛАЯ ЛАЗАРЕНКО

Недавнее заявление Президента Украины В.Ющенко о необходимости создания в киевском Арсенале Национального Эрмитажа вызвало неоднозначную общественную реакцию. Для многих музейных работников заявление Президента стало неожиданным. Непонятными оказались и принципы формирования будущего музея. Естественно, многие страны не отказались бы иметь свои собственные эрмитажи, лувры, уффици…. Но желания желаниями, а истина в том, что эти огромные коллекции собирались императорскими династиями веками. Украина долгое время не имела своей государственности, и поэтому, таких коллекций у нее нет, и в ближайшем будущем они не появятся. В нашей столице существуют музеи с прекрасными собраниями предметов искусства, но они не столь велики. Даже объединив все киевские музеи в один, мы не получим музея, равноценного петербургскому Эрмитажу, фонды которого насчитывают около 3 миллионов предметов. Это факт, который нельзя оспорить.

Вопросы, возникшие в связи с заявлением Президента страны, заключаются не в названии будущего музея, оно может быть изменено, а в другом — чем наполнить этот новый музей, помещение для которого уже существует. Специально его не строили, помогла конверсия. Старый киевский Арсенал, в котором до недавнего времени располагались цеха военного завода, уже больше года как Кабинет Министров передал в распоряжение Министерства культуры и искусств Украины. Его главный корпус начали возводить напротив Киево-Печерской лавры еще в 1784 году. Строительство продолжалось около двадцати лет. Квадратное в плане двухэтажное здание имеет протяженность по периметру около 800 метров. Более двухсот лет оно использовалось для военных нужд. И вот наступили времена, когда наша страна снова стала, как и в начале 1918 г., самой миролюбивой на планете. Оказалось, что оружия у нее очень много, а предприятия, их производящие, и вовсе не нужны. А раз так, завод взяли и сдали в металлолом. И если бы Арсенал не имел статуса памятника архитектуры, то на его месте «бабушкины дети» давно бы возвели отели, казино и фитнесс-центры.

Отсюда и главная проблема. Ее пыталось решить Министерство культуры, объявившее конкурс на лучший проект по созданию музейно-выставочного комплекса «Мистецький Арсенал». В нем предлагалось разместить разные музеи, выставки, театры, кинотеатры, залы для торжественных мероприятий и прочее. Конкурс, объявленный перед самими президентскими выборами, конечно же, выиграл благотворительный фонд Виктора Пинчука. Что ни говори, а все же центр города, да и площадь завода в 7 гектаров очень привлекательны. Есть где развернуться. Пытаясь закрепиться в Арсенале, фонд провел в 2004 году кратковременную выставку современного искусства Украины под названием «Прощай, оружие». Наряду с хорошими работами здесь экспонировались и произведения некоторых художников с не совсем здоровой фантазией, что вызвало в целом отрицательную оценку выставки в прессе. С приходом ко власти нового Президента Украины и его команды, курс на превращение Арсенала в музейно-выставочный комплекс по сути не изменился. Другим стало лишь название. Все это показывает, что есть прекрасная идея сохранить памятник архитектуры, приспособив его под музейные экспозиционные залы, но отсутствует полное понимание конечной цели всей этой затеи. Пока же пустующий корпус не отапливается и с каждым днем все больше разрушается.

Сложилась странная ситуация, когда имеется здание с огромной полезной площадью (до 15 тысяч кв. метров), имеется название нового музея, но нет чего показывать, ведь музейных предметов Национального Эрмитажа не существует в природе. Выходит, что выставить в отреставрированном корпусе можно будет лишь предметы из частных коллекций и экспонаты действующих государственных музеев, ведь приобретать ценные предметы на международных аукционах Украина пока не в состоянии. Вот это и настораживает музейных работников. Возникают подозрения, что в очередной раз чиновники хотят перераспределить музейные собрания и забрать самые ценные экспонаты в так называемый «Эрмитаж». Все чаще среди новой политической элиты ведутся разговоры о не востребованности большой части музейного достояния страны. А в памяти еще свежо намерение бывшего президента Л.Кучмы создать «Музей шедевров» в доме Городецкого, за счет изъятия лучших экспонатов из государственных музеев. В советский период истории украинские музеи уже прошли этот процесс, и не раз. Например, Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник только в 1950- 1960 гг., по указаниям сверху передал в разные музеи тысячи экспонатов, среди которых было немало очень редких музейных предметов. География этих музеев обширна: Киев, Львов, Брянск, Кировоград, Вильнюс, Харьков, Симферополь и др. Пора бы уже остановиться, не дробить коллекции и не вносить путаницу в музейную документацию. Истинное положение дел в музейной отрасли известно, вероятно, немногим руководителям страны. А ситуация такова, что многие предметы, по разным причинам, не могут экспонироваться. Одни из них требуют сложной и длительной реставрации, другие имеют только научное значение. Сохранение нашего культурного наследия и ознакомление с ним широких народных масс — главная задача музейных учреждений. И они, в силу своих минимальных возможностей, с ней как-то справляются. Для улучшения этой работы, поднятия ее до международного уровня, потребуется реформа управления музейной отраслью. Необходимо также значительное увеличение бюджетного финансирования музеев и поднятие заработной платы их работникам.

Решить проблему наполнения огромного Арсенала можно только созданием единого государственного музейно-выставочного комплекса. Главное, чтобы этим процессом управляли люди, знающие свое дело. А для начала нужно принципиально решить, какие новые музеи необходимы Киеву и Украине? Чем мы можем удивить себя и других? Вероятно, своей историей и историей народов, проживавших в далеком прошлом на наших землях. А названия музеев просятся сами по себе: трипольской культуры, скифо-сарматский, славянский, иконы, серебра, военно-исторический, Арсенала и другие. Основой для некоторых из них могут стать материалы фондов Института археологии и частные коллекции (выкупленные государством), а также собрания Национального банка Украины. Не следует забывать и о других ведомственных музеях (СБУ, МВД, таможни …), в которых хранятся предметы антиквариата, конфискованные у населения и являющиеся непрофильными для данных музеев. В состав музейного комплекса могли бы, вероятно, войти целиком и некоторые киевские музеи. Однако все это требует создания организационного комитета и привлечения к работе в нем ведущих музейных специалистов. Пока же они в стороне. Такое впечатление, что их мнение никого не интересует.

Приступать к работам по подготовке бывших заводских корпусов к музейной эксплуатации целесообразно лишь после утверждения плана организации и расположения новых музеев. Предстоит оборудовать всем необходимым экспозиционные залы, помещения для хранения фондов, рабочие комнаты для обслуживающего персонала и многое другое. Прекрасно подходит для этого второй этаж старого корпуса. Отреставрировав его, Украина получит просторные светлые залы, в которых может разместиться не один музей или выставочный зал.

Первый этаж приспособить под музей значительно труднее. Здесь необходимо сохранить интерьер с его стройными колоннами и сводчатыми перекрытиями. Залы этого этажа удобны для размещения в нем Национального военно-исторического музея Украины. Такой музей необходим независимой стране как центр изучения и пропаганды всего героического прошлого нашего народа, как центр патриотического воспитания молодежи. Высокие залы и внутренняя площадка главного корпуса позволят сохранить и экспонировать крупногабаритные образцы военной техники и оборудования.

Все работы по реставрации и музеефикации памятника архитектуры обойдутся государству в кругленькую сумму. Уже в этом году на эти цели можно будет использовать значительные бюджетные средства, отказавшись от постройки некой Десятинной церкви.

В последние дни на телевидении прозвучало заявление Виктора Пинчука о том, что его фонд не допускают в Арсенал. Не дают, мол, приступить к созданию музея современного украинского искусства. Однако расположение частного музея с «писающими мальчиками», по соседству с музеями исторического профиля и действующими религиозными организациями, явно нецелесообразно.

Хочется надеяться, что старый Арсенал не будет приватизирован отдельными лицами, и что через несколько лет он превратится в прекрасный музейно-выставочный комплекс, станет гордостью Украины. Сделать это под силу нам всем вместе. И не в названиях дело…

Григорий ПОЛЮШКО, главный хранитель Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ