Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Какое лицо у современной украинской школы?

Взгляд на роль учителей-мужчин
12 мая, 2010 - 19:20

Четверть века прошло с тех пор, как в СССР была инициирована «перестройка». Началась эпоха больших перемен, задевших все области жизни. Не обошли они и школу. В результате распада Советского Союза Украина обрела государственность, а реформирование школы в стране только начало набирать обороты. Внешне украинская школа уже вроде бы значительно отличается от советской, белые бантики и переднички украинские школьницы надевают только в выпускном классе как своего рода раритеты, в школе введены новые учебные программы, новые предметы, двенадцатибалльная система оценивания. Но произошли ли реальные перемены в школе?

С одной стороны, мы прослеживаем процессы эмансипации, демократизации, индивидуализации учебного процесса в современном украинском образовании. С другой — в нашей школе есть невидимые извне, однако очень тревожные тенденции. Одной из них является массовый «уход» мужчин-преподавателей из школы. Возможно, это преувеличение, но сегодня ситуация в школе напоминает послевоенные годы, когда погибших на фронте мужчин повсеместно заменили женщины. В педагогических коллективах школ, лицеев, гимназий мужчины-учителя составляют незначительную часть, и не они определяют современное лицо школы.

В современном общественно-политическом дискурсе популярна аналогия, что якобы Верховная Рада Украины является отражением коллективного образа общества. Однако уместнее другая аналогия: школа является прямой проекцией украинской семьи. Главной ценностью любой семьи являются дети. В школе это ученики. Родители закладывают ребенку фундаментальные основы последующей социализации ребенка, а школа, в свою очередь, должна развивать в случае позитивности линию учебы и воспитания, заложенную семьей. Исходя из этого, женщине-преподавателю в школе во многом отведена роль матери, а мужчине — отца. Поскольку у современной украинской средней школы женское лицо, то происходят значительные искажения в становлении мировоззренческих принципов молодого поколения, которое в значительной мере лишено возможности видеть мир сквозь призму мужского мировосприятия. А если к этой ситуации добавить пребывание ребенка в неполной или в неблагополучной семье?

На современном этапе динамические процессы модернизации в корне меняют лицо мира в целом и Украины в частности. В социальной сфере это в первую очередь касается феномена семьи.

Традиционно семья является парной. Веками в украинской семье родители избегали взаимоисключающих противоречивых указаний, что вносило в крепкую семейную традицию ощущение порядка и дисциплины. А теперь присмотримся к современной украинской семье. Не секрет, что в последние годы процент расторгнутых браков очень близок к проценту заключенных. Непосредственным следствием этого является то, что среди украинских семей много непарных, в которых мать исполняет роль и матери, и отца. Зато школа так или иначе должна была бы компенсировать этот дисбаланс мужского и женского взаимовлияния. Но в ситуации, когда дети растут без родителей в семье, а в школе воспитываются без участия мужчин, в обществе назревает опасность инфантилизации молодого поколения, главным образом, юношей, которые уже запрограммированы на определенный уровень безответственности по отношению к своей будущей жене и детям.

Бесспорно, в эмансипированном обществе роль и влияние женщины усиливается, однако автор позволит себе обратиться к воспоминаниям своего детства и юности об одном своем знакомом, которого воспитывали бабушка и мама. Воспитывали так, чтобы он, не дай Бог, не был похож на своего отца, даже друзей ему среди учеников выбирали. До сих пор неженатый 40-летний Алексей не просто избегает любых проблем, более того, он даже не знает, что их можно решать.

По этому поводу привожу следующую сентенцию: любовь матери дается ребенку с рождением, а любовь отца нужно заслужить. В семье и школе это стимулирует юношу к активной учебной и творческой позиции. В ситуации доминирования в школе учительницы-матери, которая всегда простит, консервирует у учеников пассивность и безответственность.

Роль учителя-мужчины не снижается и в отношении детей из полных семей. В учебных программах есть много тем, в объяснении которых роль мужчины-преподавателя имеет незаурядное значение. Мужчина, который на практике держал оружие в руках во время службы в армии, сможет лучше объяснить и историю военного искусства казаков, и ход военных событий, которыми богата история Украины. В данном контексте не следует забывать и об уроках труда, физической культуры или даже организации дежурства в школе. Именно пример учителя способен сориентировать ребенка на углубленную интеллектуальную деятельность в определенной сфере, а в некоторых случаях и нейтрализовать последствия «грубого» поведения отца в семье, заложив на подсознательном уровне стереотипы «другого» поведения мужчины. Как можно научить ребенка любить книгу, если родители не то что не читают, они не могут иногда корректно объяснить ребенку элементарные вопросы. И это только гуманитарный аспект проблемы.

Подобные тенденции прослеживаются и в социальной сфере. Массовый «уход» мужчин из школы фактически нивелировал протестные настроения в учительской среде. Молодому мужчине — выпускнику педагогических специальностей гораздо проще, получив первую мизерную заработную плату, искать и найти более высокооплачиваемую и престижную работу, чем убеждать своих коллег подниматься на протестные акции против власти. Тем более что для чиновника от образования общение с женщиной-преподавателем куда более приемлемо, ведь профессиональная установка требует от женщины непременно не только понять ученика, но и «обогреть», пожалеть его. Тем более что чиновник с его постоянными объяснениями, что у государства нет денег на образование (на обогащение олигархов в геометрической прогрессии есть, а на образование нет!), тоже рассчитывает на понимание и жалость. Возможно, если бы у школьного образования было более мужское лицо, то власть имущие не могли бы так нагло и цинично вводить в заблуждение общество.

Юрий КОВТУН, преподаватель истории, Житомир
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ