Начало на 1-ой ПОЛОСЕ
Игорь ПАСИЧНИК, доктор психологических наук, ректор Национального университета «Острожская академия»:
Инициатива министерства относительно внедрения внешнего независимого оценивания является достаточно прогрессивной. Об этом я уже говорил, когда систему ВНО основали в прошлом году. Единственный аспект, на котором я всегда акцентирую, касается того, что необходимо основательно проанализировать эти нововведения и сделать определенные выводы. А выводы уже лежат на поверхности. Мы видим, что выпускники школ выбирают три-четыре предмета, которые им необходимы для поступления в вуз, и интенсивно их изучают. На другие предметы просто не обращают внимания. В результате в школах снижается успеваемость, поскольку отсутствует мотивация для изучения всех предметов. Ведь не секрет, что мотивацией школьника к обучению является оценка. Если нет мотивации в борьбе за оценку, нет мотивации к усвоению материала. Поэтому решить эту проблему можно было бы, учитывая средний балл аттестата наряду с результатами ВНО. Я понимаю, что здесь возникает опасность перенесения коррупции в школу, но если мы будем думать только о коррупции, мы можем потерять основное — качество и сумму знаний, которые получают дети в школе.
Кроме того, чрезвычайно актуальным на сегодня является вопрос перехода вузов на концентрацию научно-исследовательской деятельности. Университеты Западной Европы — это, в первую очередь, научно-исследовательские центры. У нас эту функцию дублируют научно-исследовательские институты, в то время как в большинстве европейских учебных заведений научно-исследовательские институты находятся при университетах, следовательно, университеты являются центрами научных исследований. По моему мнению, высшее учебное заведение, которое претендует на статус университета, в первую очередь должно создавать научно-исследовательские лаборатории. И не имеет значения, это университет гуманитарного или технического профиля. Любая гуманитарная наука должна иметь свои исследовательские методы, применять математику в системе своих исследований, а поэтому иметь научно-исследовательские лаборатории и свои научные школы. Создание научных школ и концентрация научной деятельности при университетах является сверхважным вопросом для украинского образования, если мы действительно хотим интегрироваться в европейскую высшую школу.
Однако в то же время не нужно слепо заимствовать чей-то опыт. На нем нужно учиться, анализировать его, но бездумно перенимать алгоритм европейского образования не стоит. Мы рискуем потерять самое дорогое для нас — то, к чему призван каждый университет Украины, — воспитание гражданской позиции у украинской молодежи. Это не делается ни в одном университете Европы. У нас есть классическая система национального образования. Увлекшись Болонской системой, мы и так уже потеряли многое. Искусственное дальнейшее перенесение ее в нашу систему образования может привести к ее разрушению. Нам необходимы специальные комиссии профессоров, которые будут осуществлять исследование Болонской системы и, получив такие результаты, будут выступать советниками при Министерстве образования в этом вопросе.
Еще одним нововведением стало предложение оптимизации сети вузов Украины. Я считаю, что динамизировать вопрос оптимизации высших учебных заведений в Украине не нужно. Я категорически против того, чтобы ускорить процесс укрупнения вузов. Почему? Количество абитуриентов сейчас уменьшается, а поэтому происходит борьба университетов за абитуриента. Прошлый год показал, что некоторые специальности в государственных университетах, а тем более —негосударственных — закрываются сами по себе. Если учесть, что на следующий год абитуриентов вообще не будет в связи с переходом на 12-летнюю систему обучения, часть платных университетов будет закрыта. Я предусматриваю, что этот процесс начнется уже в нынешнем году. Ближайшее время покажет, что часть университетов будет вынуждена перейти под эгиду более мощных учебных заведений для того, чтобы продолжить функционирование. Поэтому процесс объединения будет проходить без постороннего вмешательства. К искусственному же объединению технических и гуманитарных университетов сейчас не готово административное руководство, не разработаны соответствующие программы и принципы. Сначала нужно подготовить нормативные, материальные базы, а затем говорить об укрупнении.
Предвестником таких укрупнений должно стать создание региональных консорциумов. В этом отношении хороший пример показали КПИ и Киевский национальный университет, которые создали первый консорциум. Второй консорциум подписывается между Национальным университетом «Острожская академия», Волынским национальным университетом, Житомирским государственным педагогическим университетом, Ровенским государственным гуманитарным университетом. Группа университетов Большой Волыни уже разработала концепцию для создания такого консорциума. Сейчас очень важно, чтобы Кабинет Министров, Министерство образования пошли навстречу университетам в создании таких региональных консорциумов и предоставляли право, например, создавать совместные специализированные ученые советы, совместные научно-исследовательские лаборатории. Скажем, можно объединить потенциал докторов наук по определенной специализации со всех университетов и создать научную школу, которая зачислялась бы в рейтинг каждому участнику консорциума. То же касается специализированных ученых советов. Почему все научные институты сконцентрированы в Киеве, если можно было бы создавать региональные специализированные ученые советы? Здесь и Высшей аттестационной комиссии следует пойти навстречу таким консорциумам. И этот процесс был бы первым шагом на пути к оптимизации и объединению вузов в Украине. Попытка же обязать университеты к объединению путем указа вызовет сопротивление как студентов, так и преподавателей и администрации вузов.
Если говорить конкретно об Острожской академии, ее вообще нельзя объединять ни с одним учебным заведением (разве что входить в упомянутые консорциумы). Ведь Острожская академия является специфическим духовно-образовательным центром, который должен выполнять именно функцию возрождения первого высшего учебного заведения в Восточной Европе, определенного исторического центра. При объединении с любым учебным заведением он сразу потеряет свое предназначение, которое было подтверждено указами президентов Леонида Кравчука и Леонида Кучмы. Кто посетил Острожскую академию, тот видел у нас целый ряд разнообразных научно-исследовательских центров Острогианы, раскрывающих всю палитру изучения истории просветительства и духовности в Острожской академии.
Мы вспомнили об истории. Я соглашаюсь с концепцией нашего министра относительно того, что история, которая преподается в высших учебных заведениях, должна быть существенно пересмотрена. И действительно, необходимо сделать акцент на чтение истории культуры. Это вполне закономерное предложение, ведь история культуры охватывает более широкий аспект. Ее изучение даст возможность узнавать свою историю через процесс создания культуры. Однако осуществлять такой переход необходимо постепенно. Во-первых, необходима переквалификация преподавателей истории и переподготовка ими курсов. Во-вторых, в нашем специфическом государстве изучение истории Украины только в пределах школьной программы является недостаточным. Все-таки 750 лет мы были лишены государственности, а поэтому наша история не является зафиксированной на генетическом уровне у граждан Украины. Для того, чтобы через несколько поколений история закрепилась в генетической памяти народа, следует изучать ее как в школе, так и в университете.
Тем более необходимо учитывать специфику Украины в период создания государственности, ее региональные особенности, русификацию определенных территорий. Необходимо сначала проанализировать, на каком уровне читается курс истории в учебных заведениях. То есть мы видим много факторов, которые говорят о том, что внедрение резких изменений не является обоснованным. Постепенное введение таких изменений мы уже рассмотрели на ученом совете Острожской академии, на заседаниях кафедр, и со следующего года мы начинаем увеличивать объем исторических курсов в университете. Также мы поддерживаем идею относительно того, что курс философии должен преподаваться в плане философии интеллектуальных идей. Этот постепенный переход также должен происходить. Концепцию мы одобряем, однако переход должен быть более амортизированным.
Галина МОШКОВСКАЯ, проректор Житомирского экономико-гуманитарного института университета «Украина»:
— В высшей школе сейчас продолжают существовать серьезные факторы, мешающие приблизиться к европейскому образовательному пространству. В первую очередь, у нас нет европейских образовательных стандартов, а без этого говорить о возможности достижения отмеченной цели очень тяжело. В Украине нет единых стандартов диагностики качества обучения по многим направлениям подготовки, тем более европейского уровня, европейского масштаба. Поэтому мы не можем на них ориентироваться. В июне в Феодосии Минобразования планирует семинар по формированию таких стандартов в рамках национальной квалификации. Но подобные семинары проводились и раньше, но мы, практики, не видим особых сдвигов со стороны Министерства образования и науки в плане разработки кардинальных документов, которые бы могли регламентировать, направлять высшую школу. Автономия университетов должна быть, но также должны быть государственные стандарты. У нас их сейчас нет, мы работаем по временным документам. В свое время были приняты основные направления специалистов, но позже они были осуждены. В 2007 году Кабмин утвердил новые направления подготовки для бакалаврата, но для специалистов и магистров их так и нет. Изменения в направлениях сделали, но по ним ни одного стандарта никто не разработал. Я считаю, что сначала должны быть стандарты, или стандарты и направления должны приниматься одновременно. Тогда высшие учебные заведения на базе стандартов разрабатывают собственные вариативные части. Мы имеем право формировать и утверждать собственные учебные планы, но государственные стандарты должны быть. Пока же действуют временные, которым более десяти лет.
Если говорить о вводе независимого внешнего оценивания, то мне не нравится, что при такой системе высшее учебное заведение полностью отделено от процесса принятия в него абитуриентов. Вуз работает только с бумажками, то есть сертификатами, а не с будущими студентами. Но ведь есть такие заведения, педагогические, например, или другие, где нужно, чтобы проводились психологические тесты на соответствие человека выбранной профессии, его склонность к ней. В прошлом году к нам не смогли поступить заочники, потому что они «пролетели» мимо внешнего оценивания. Мы не видим разницы между уровнем тех студентов, которые пришли к нам в прошлом году, и тех, которые приходили раньше. Независимое оценивание — это хорошая система, только у нас она неправильно построена. Такое тестирование должно применяться для поступления в вуз после окончания общеобразовательной школы или другого подобного заведения — получил аттестат, тогда тестируйся и поступай.
В высших учебных заведениях студенты обязательно должны заниматься научными исследованиями и внедрять их в практической деятельности. Мы этим активно занимаемся, у нас широкие связи с различными социальными учреждениями. Исследования должны адаптироваться к реальным условиям, проходить апробацию. Это очень влияет на повышение качества образования. Участие в таких исследованиях создает специалиста.
Что касается оптимизации системы высших учебных заведений, то уверена, что не имеет значения, какой формы собственности вуз — государственной или негосударственной. вуз должен соответствовать государственным требованиям, и тогда он будет выполнять свою функцию. При проверках государственных заведений часто сознательно закрывают глаза на какие-то неуместности, нарушения или недоработки в их работе. В частных такое, как правило, не упускают из внимания. Считаю, что частные вузы ущемляют, а этого делать ни в коем случае нельзя. Учебное заведение может «умереть» собственной смертью, но уничтожать его не нужно. Оно исчезнет, если не будет выполнять свои задачи. Сейчас стало меньше выпускников, а следовательно, абитуриентов, и молодежь идет в те заведения, которые удовлетворяют ее образовательные потребности. А уничтожать вузы на том основании, что якобы они лишние, что в Европе их меньше? Возможно, есть необходимость объединить некоторые учебные заведения, сделать их более крупными, разделенными на подструктуры — институты и т.п. Но уничтожать систему не следует. В Украине есть опыт — позакрывали детские садики, а теперь детей некуда девать. А через десять лет этих детей, которые сейчас идут в дошкольные заведения, негде будет учить, потому что закроют вузы, и их придется снова создавать.
Об особом изучении истории в школах скажу, что это нужно делать, потому что это способ формирования гражданина. В нашем заведении это делается — изучается история, культура Украины, давние украинские традиции. Но откровенно говоря, выпускники школ эти предметы часто знают слабо.
Петр ТАДЕЕВ, первый проректор Международного экономико-гуманитарного университета имени Степана Демьянчука, Ровно:
— Введение в Украине внешнего независимого тестирования — это дань сегодняшнему дню. Это современная система оценивания, используемая в европейских странах, наибольшее преимущество которой — объективность при поступлении в высшие учебные заведения. А именно к этому наше образование шло давно.
Среди проблем, возникающих в результате введения внешнего независимого оценивания, присутствует то, что, скажем, в самих тестах есть неуместным. Случается, что некоторые вопросы составлены непрофессионально, их можно трактовать двояко. Но в конечном итоге такие моменты будут корректировать. Зато введение такой системы оценивания — это достижение для Украины. Набрав определенное количество баллов, абитуриент имеет возможность выбрать, где ему учиться дальше.
На сегодня широко обсуждается вопрос оптимизации высших учебных заведений. Украине и действительно не нужно, чтобы функционировали 900 университетов. Однако, на мой взгляд, 80 высших учебных заведений — это слишком мало. Конечно, если частный вуз открывает по 20-30 филиалов, то это подозрительно. Но создавать искусственные препятствия для частных институтов-университетов в пользу государственных тоже неоправданно. Так вопрос, кто лучше учит, не решается. Нужно, чтобы и такие учебные заведения имели возможность набирать студентов. Проблему можно решить при выдаче лицензий. Условия должны быть такими, которые бы действительно гарантировали качество образования.
Пересмотра требует и вопрос преподавания некоторых дисциплин в университетах. Так, скажем, в высших учебных заведениях есть курс истории Украины. Он фактически дублирует тот материал, который изучается в школе. Поэтому, конечно, целесообразным было бы нововведение, если бы студент получил возможность выбирать дисциплины культурологического направления.
Актуален для украинского образования также вопрос создания научно-исследовательских университетов. Но такой статус, безусловно, могут получить не все высшие учебные заведения. Таких университетов — единицы, и это вполне закономерно.
Игорь ЛУЦИВ, первый проректор, проректор по учебной работе, доктор технических наук, профессор Тернопольского государственного технического университета им. И. Пулюя:
— Я считаю, что вообще внешнее тестирование необходимо и дает позитивный результат. В частности, в том аспекте, что абитуриенты не зависят ни от каких возможных субъективных аспектов в школе или в высшем учебном заведении. Однако, конечно, как и в каждом деле, есть определенные недостатки, которые сейчас пока что не проявляются, ведь тестирование у нас проводят только второй год. Но хотел бы отметить, что в некоторой степени тестирование неудобно для тех людей, которые хотят получить заочное образование и уже проработали много лет на производстве. Им очень тяжело сдавать эти тесты. Ведь изменилась система подхода к оцениванию знаний и учебные программы. Каждый год что-то меняется. Прошлый год от этого отличается даже набором предметов по тестированию, и поэтому здесь тоже есть определенные проблемы. Также считаю, что, возможно, не совсем правильно, что человек, пройдя тестирование в прошлом году, в следующем не имеет права использовать те результаты.
Современного образования, которое движется вперед, нет без научных исследований, потому и существуют университеты, в которых они проводятся. Конечно, научные исследования влияют на качество учебного процесса. А в тех учебных заведениях, где проходят защиты диссертаций, всегда есть обмен новыми знаниями, научные исследования осуществляются с привлечением производства. Вообще образование — это не только передача знаний, но и продуцирование новых знаний. Поэтому и образование, и наука в этом плане являются интегральными и должны дополнять друг друга. Высшего образования без науки нет.
Хотел бы сказать, что на последней коллегии министр образования и науки Украины выступил с предложениями об оптимизации сети высших учебных заведений, и с точки зрения сравнения — какая у нас сеть вузов, и какая есть за границей. Хотел бы сказать, что у нас к высшим учебным заведениям, в соответствии с Законом о высшем образовании, относят также колледжи и техникумы, которые возможно не в полной мере являются высшими учебными заведениями. И, если отбросить их, если отбросить филиалы, то у нас не такая уж и крупная эта сеть. При такой постановке вопроса можно говорить об оптимизации высших учебных заведений. Я хотел бы сказать, что наш университет уже на протяжении более чем 10 лет осуществляет такую политику, чтобы в нашем техническом университете объединить все технические высшие учебные заведения области. Я имею в виду, что у нас сейчас есть три колледжа в университете. Кроме того, уже даже прошла определенная волна присоединения других высших учебных заведений к университету, и я думаю, что этот процесс будет продолжаться. Но главное — он не должен быть принудительным, потому что, если он будет осуществляться постепенно и добровольно, то это пойдет на пользу другим учебным заведениям вследствие их укрупнения. Соответственно, мы будем иметь результат. А, если говорить о количестве студентов на 10 тысяч населения, то Украина не является первой страной в Европе по этому показателю. Тем более, что в мире, например, в Японии, высшее образование уже является обязательным. Образование никогда не будет лишним. Об этом нужно думать. Даже если человек не работает по своей специальности после получения диплома, он равно растет интеллектуально и умственно за время учебы в университете или другом высшем учебном заведении. Высшее образование помогает человеку развиваться, и оно не стоит на месте. Наверное, для государства выгоднее иметь высокоинтеллектуальную, высоко развитую нацию, чем впоследствии иметь определенные проблемы правоохранительного характера, когда люди не заняты и нигде не учатся. Поэтому я вижу только позитивный аспект в том, что люди могут учиться.
С 1999 года Тернопольский государственный технический университет имени Ивана Пулюя стал членом Европейской ассоциации университетов, первым из всей Западной Украины. Побывав на тех конференциях, где как раз разрабатывались принципы и механизмы болонского процесса, увидев, как они действуют в Европе, хочу отметить, что у них те же структурные проблемы, которые есть у нас. Правда, у них значительно большее финансирование, намного больше внимания общество уделяет науке и образованию. Несмотря на это, процесс универсализации, образования и науки в Европе не является простым и для них. Поэтому я считаю, что происходит не просто интеграция только украинского образования в европейское интеллектуальное пространство, а процесс этот является общим. Они имеют те же проблемы, что и мы. Просто, возможно, недостатки нашей системы образования в том, что у нас намного меньше, чем в Европе автономии в высших учебных заведениях, а возможно, это является определенным достоинством, потому что мы быстрее структурно двигаемся в этом направлении.
Историю нужно изучать в школе. Там есть учебная программа, которая, в принципе, похожа на университетскую. Речь не идет о гуманитарных вузах. Там история на совсем другом уровне изучается, но в данном случае происходит определенное повторение. Кроме того, есть и другие предметы, где повторяется школьный материал. Я, как проректор высшего технического заведения, могу сказать, что многие мои коллеги довольно критически относятся к значительной гуманитарной составляющей в учебных планах технических вузов. В частности, вопрос преподавания истории Украины часто поднимался перед Министерством образования и науки Украины, перед научными методическими комиссиями в том аспекте, что мы переходим на систему двухцикличную — бакалавр/магистр и первая степень бакалавра, ограниченная в кредитах (от 180 до 240 кредитов). То есть государство, фактически, платит больше, чем оно могло бы, и это зависит от гуманитарной составляющей. Такой предмет, как история Украины изучается в школе довольно серьезно и правильно, а потом он еще изучается в высшем учебном техническом заведении. Если бы мы говорили о том, чтобы, например, изучать историю науки в Украине или историю техники, такой предмет есть, кстати, то эти предметы необходимы для инженера. Если же это определенные специальности экономического направления, то в них есть специальная история экономической мысли. То есть существуют специализированные исторические предметы.
Министерство решилось на то, чтобы немного уменьшить гуманитарную составляющую, а больше времени отдать на профессиональные дисциплины. А историю Украины нужно знать. И я, например, считаю, что это долг каждого украинца. Однако если посмотреть на вопрос с другой стороны, то у нас есть, так сказать, определенная специфика нашей страны, которая является молодым государством. Поэтому предмет истории Украины носит политику культурно-цивилизационного характера. И поэтому сейчас, возможно, и не стоит отказываться от этого предмета.
Богдан МОРКЛЯНИК, проректор Национального университета «Львовская политехника»:
— Самым главным достижением внешнего независимого оценивания, без сомнения, является равный доступ к высшему образованию всех без исключения абитуриентов. То есть созданы довольно реальные условия для того, чтобы наконец происходил справедливый отбор по знаниям. Под сомнение в системе независимого оценивания можно ставить целостность образования, потому что при оценивании знаний будущего студента не учитывается аттестат. Речь идет о том, что в 11-м, а то и в 10-м классе дети готовятся только по двум или трем дисциплинам, которые они выбрали для тестирования. Остальные же обязательные дисциплины «опускаются». Так можно ли говорить, что человек получил полноценное среднее образование? Что касается второго вопроса... Интеграция образования активно начала внедряться в 2005 году, когда Украина вошла в сообщество стран, формирующих пространство европейского высшего образования — присоединилась к Болонскому соглашению. Перед тем была серьезная работа по обеспечению соответствующих нормативных документов, нормативно-правовой базе, документации, которая регламентирует высшее образование в Украине, в конечном счете, был принят ряд законов, пересмотрено несколько положений, и это затронуло каждое учебное заведение в Украине. Речь идет о кредитно-модульной системе, связи с производством, учете заказа производителя, который ждет от высшего учебного заведения выпускника. Есть несколько вопросов, которые относятся к первоочередным при соблюдении Болонского соглашения, например, вразумительность степеней, учебных программ и планов, доступ к мобильности студентов... С этим в Украине все нормально. Есть, правда, проблема — у нас, несомненно, будет происходить мониторинг высшего образования в Украине. И желаем самим себе этот мониторинг успешно пройти. Не секрет, что в Украине есть такое понятие, как массовость высшего образования. То есть высшее образование можно получить де-факто во многих учебных заведениях с сомнительным наполнением, компетенциями. На итоговой коллегии в Министерстве образования министр говорил о том, что Украина с учетом численности населения должна иметь во всяком случае вдвое меньше учебных заведений III-IV уровней аккредитации. Министр абсолютно прав в этом, потому что направления образования дублируются, перекрываются, иногда вузы работают из-за отсутствия материальной базы, студентам предлагают образовательные услуги, а для обеспечения этих услуг не хватает кадрового потенциала. Часто даже нет соответствующих помещений. О качестве образования здесь говорить не приходится. Это момент истины. И мы видим, что государственная аккредитационная комиссия лишает вузы лицензий. Мне кажется, что это происходит очень медленно. В конечном счете, обвинять комиссию за это тяжело, потому что лицензии выдают не на день и не на два, и эти вузы работают в законодательном поле. Что касается изучения истории в школах, то это очень серьезный вопрос. Прежде всего, с точки зрения нахождения общих позиций относительно исторического прошлого украинского народа. Это едва ли не единственный фактор, который может сплотить нацию. К сожалению, историческая наука в плане типичности в Украине пока что не сформирована. Взгляды на историю — абсолютно полярные. И эти взгляды не имеют под собой ни одной научной базы. Это абсолютное политиканство. Мы видели, что в парламенте половина депутатов голосует за то, что 7 миллионов людей погибли неестественной смертью, а другая половина — против. Поэтому исторический лучик света в образовании — это предпосылка будущей патриотичности, унитарность и украинского государства.
Петр ПИЛОВ, первый проректор Национального горного университета, Днепропетровск:
— Независимое тестирование необходимо — это однозначно. Но у школьников и абитуриентов должно быть право выбора — либо поступать в вуз по сертификату, либо сдавать экзамены. Не могу сказать, что с введением обязательного тестирования ситуация резко изменилась. Ведь качество обучения зависит от средней школы, а проблемы там остаются. Кроме того, есть опасение, что при системе обязательного тестирования школьники будут учить только те предметы, которые им нужны, и возникнет перекос в образовании в сторону тех или иных дисциплин. Не секрет также, что в период проведения тестирования нарушается учебный процесс в школах в последней четверти. Возникают вопросы и в связи с тем, что тесты меняются каждый год, но их приходится сдавать выпускникам прежних лет, которые хотят поступить в вузы. В связи с этим не совсем понятно, что делать тем людям, которые уже работают, но хотят поступить на заочное отделение. Все-таки должна быть такая альтернатива, как сдача экзаменов.
На мой взгляд, качество вузовского образования, как и науки, напрямую зависит от финансирования вузов. О какой интеграции образования с наукой может идти речь, если наша наука получает копейки, а финансирования не хватает даже на зарплату. О науке можно говорить, когда есть научное оборудование, а оно в вузах не менялось последние двадцать лет.
Оптимизация сети вузов до сих пор сводилась лишь к закрытию ряда учебных заведений и их филиалов. С одной стороны, их действительно очень много, особенно если учесть демографический кризис в стране. Бывает такое, что филиалы вузов открывают едва не в сарае, а работают в них два доцента по совместительству. С другой стороны, при открытии этих вузов выдавалась лицензия в Министерстве образования и науки. Нужно учитывать, что в Киеве получать образование очень дорого — далеко не всем по карману, но если филиал вуза находится в областном центре или небольшом городке, тогда у выпускников сельских школ есть шанс. Обращает на себя внимание тот факт, что никто не открывает вузы, которые готовят инженерные кадры. Такое обучение требует серьезной базы. Гораздо легче «штамповать» юристов или экономистов, потребность которых в стране превышена уже многократно. В то же время, остро не хватает инженеров. Потребность в них исчисляется в десятках тысяч, а госзаказ намного меньше. Поэтому на такие специальности молодежь идёт неохотно.
Я уже говорил, что качество образования начинается со средней школы. В первую очередь, именно на нее следует обратить внимание. По моим наблюдениям, там очень слабая, например, подготовка по физике. По этой дисциплине отменили экзамены, нет квалифицированных педагогов. В целом, образование должно быть сбалансированным, чтобы это было действительно полное среднее образование, которое затем можно углублять и развивать. Историяи, как и другим гуманитарным наукам, должно уделяться первостепенное внимание. По крайней мере, в нашем техническом вузе так и есть.
Сергей КОРЛЮК, ректор Одесского государственного аграрного университета:
— Мы сегодня активно интегрируемся в Европу. И экономически, и законодательно, и культурно. А значит, образовательная среда должна тоже интегрироваться в европейский режим получения знаний. Тем более, что Европа демонстрирует в этом отношении самые высокие стандарты.
Внешнее тестирование дает более объективное и независимое оценивание учебных достижений. Большинство стран, и не только западных, прием в вузы проводят по результатам общенационального тестирования. Такая реформа образования очень важна для общества. Суть ее не только в борьбе с коррупцией, хотя это тоже весьма актуально для Украины. Для нас сейчас самой важной является проблема качественного образования. Это не только качество работы вузов, но и качество абитуриентов, создание принципиально новой студенческой среды. Минусы, конечно, тоже есть. Самое главное — отсутствие контакта преподавателя и абитуриента. Но плюсов, несомненно, больше.
Интеграция высшего образования с научными достижениями и еще шире — с практикой — сейчас, пожалуй, самый главный вопрос качества образования в высшей школе. И для аграрного сектора имеет самое важное значение. Ведь научная середа в сельском хозяйстве, как нигде, идет рядом с производством. И каждый год при посевах и урожае перед тем как в работу вступают технологи, свое слово говорит наука.
Изучение истории Украины в школах — залог того, что мы воспитываем патриотов. Если Украина — независимое государство, то изучение истории дает нам полноценных граждан. Полноценные граждане — это полноценная страна. Процесс этот небыстрый. Но я вижу, что мы суверенно едем по этому пути.