В этом году в школах Украины уже нет школьников, которые начали учиться во времена Советского Союза. В школы пошли первые педагоги, которые знают закрытое общество только в период перестройки. Вместе с украинским обществом, которое становится все более открытым и ориентированным на европейские ценности, меняется и школа. В школу пришли компьютеры и интернет. Пришли другие, более свободные и раскрепощенные, чем их родители, дети, которые уже не понимают, почему они должны молчать, терпеть оскорбления и грубости, пусть даже со стороны учителя.
Очевидно, что школа должна каким-то образом (не только технически) «отозваться» на изменения в обществе. Однако первых 10 лет поиска «нового образования» подтверждают, что, с другой стороны, школе не менее важно в этом изменчивом мире придерживаться здорового консерватизма.
О том, какой же учитель нужен сегодня в школе, какого учителя ждут ученики, корреспондент «Дня» попросила рассказать школьных преподавателей, студентов педагогического университета, самих учащихся и ученых.
Елена ОНАЦЬ, директор школы № 41, президент Ассоциации директоров Украины:
— Раньше старший по возрасту учитель имел больший авторитет. Теперь авторитет учителя зависит не от возраста, а от личностных качеств, его профессионализма, эрудиции, от того, на сколько он интересная личность, на сколько он способен воспринимать своего ученика, как партнера. Учителя старшего поколения имеют колоссальный опыт работы с детьми, но им приходится адаптировать его к сегодняшним условиям. Общее дело объединяет наших учителей разных поколений, и молодые педагоги у нас в школе стремятся овладеть мудростью старших. Также мы ставим такую задачу: старшие должны быть интересны для всех поколений. Моя директор Виктория Яковлевна Корнейчук всегда знала тысячи путей к детскому сердцу, и даже когда она была в пенсионном возрасте и продолжала работать, к ней тянулись ученики. Дети всегда хотят быть кому-то нужными. Хотят, чтобы кого-то волновали их проблемы, чтобы им улыбались, с ними шутили. Учитель вообще должен уметь понимать все поколения и уметь разговаривать с людьми всех возрастов. Учителем быть очень трудно — хочет он того или нет, он всегда должен быть примером. Если это способ жизни для человека, то роль учителя ему не страшна. Особенных качеств, чтобы стать учителем, не требуется. Нужно просто любить детей и быть человеком. Быть образцом для учителя — это неписанный, закон и высокие моральные качества у учителя должны быть просто в крови. Я всегда стремилась, чтобы у нас в школе был такой стиль отношений, когда меня бы уважали, в первую очередь, не как директора, а как личность.
Любовь БОЙКО, учительница украинского языка и литературы школы № 41 Киева :
— Человек, который хочет быть учителем, должен быть добрым и требовательным человеком, но обязательно должен помнить: требовать можно только то, на что ученик способен. Из одного ученика сразу получается отличник, а кто-то другой просыпается через несколько лет и догоняет. Так было не раз в моей практике. Конфликт же отцов и детей существовал всегда. Но его можно избегать, если старший будет уметь аргументировать свою позицию и уметь переубеждать. Идеал человека уже давно создан: человек должен жить для счастья других людей, своей семьи. Если этого не делать то возникнет то, что имеем сейчас. О границах дозволенного и недозволенного необходимо постоянно напоминать своим ученикам. Родители заняты на работе и мало видят своего ребенка, а учитель — это первый посторонний человек, который не глазами отца и матери смотрит на детей, а глазами того человека, который поставил перед собой цель воспитать этих детей. У каждого учителя есть такая задача. Вообще-то надо знать к чему ты стремишься, если ты это знаешь — то добьешься, чего хочешь.
Алла БОЛГАР, учитель зарубежной литературы киевской школы № 96:
— Очень часто молодые учителя отличаются сегодня от старшего поколения педагогов каким-то безразличным отношением к детям. Им не хватает желания и терпения, чтобы понять ребенка. Выбирая педагогический вуз, они не представляют, что ждет их в классе. Учиться профессиональному мастерству они не стремятся — и через год-два уходят из школы.
Антонина КОТВИЦКАЯ, учительница физики школы N 41 Киева:
— Если я передаю свой опыт молодым, то я и учусь у них. Они помогают мне лучше понимать современность, не зацикливаться на прошлом. Я 52 года работаю в школе и с удовольствием каждое утро иду к детям.
Александр ЗОРЬКА, заместитель декана факультета профориентации и последипломного образования Киевского педуниверситета, кандидат педагогических наук, заместитель секретаря приемной комиссии 2001 года:
— В этом году на все специальности у нас был конкурс в среднем 4 человека на место, а среди вузов Киева университет вошел в первую пятерку по количеству абитуриентов на одно место. Самый большой конкурс был на психологию и иностранные языки (более 10 чел. на место). На технических специальностях пользуются спросом все, что связано с компьютерными технологиями. Это объясняется тем, что эти специальности дают возможность найти работу и вне школы. Вообще, мы стараемся социально защитить наших выпускников в будущем тем, что даем им не одну специальность, а две. Нас очень огорчает то, что многие медалисты не только не подтвердили свои медали знаниями, а даже не смогли выдержать конкурс, чтобы поступить в вуз. Каждый пятый из абитуриентов был медалистом, и только каждый третий медалист стал студентом. Для отдаленных сельских районов существуют льготные условия конкурса. С районов присылают абитуриентов на те специальности, которых не хватает в данной местности. Однако таких мест немного, около 30. А в целом более половины студентов — это студенты из сельской местности. И как правило, после окончания вуза, они возвращаются в школы своего района.
Более десяти лет у нас существует такое сотрудничество со школами как «педагогические классы», в которых ведут занятия и наши преподаватели. Выпускники таких классов имеют такие же льготы при поступлении, как и медалисты. Также в рамках эксперимента ряду учителей присваивается статус «Доверия». Этот статус дает право учителю рекомендовать для обучения в нашем вузе без сдачи вступительных экзаменов одного своего ученика. Если в последующем оказывается, что рекомендованный студент недостаточно хорошо занимается, то с его учителя снимается статус «Доверия». Однако, как правило, эти студенты отлично себя зарекомендовывают в нашем университете. Поиск молодежи, одаренной педагогическим талантом, мы начинаем задолго до вступительной кампании и это себя оправдывает.
Роман НИКОЛАЕНКО, выпускник физико-математического факультета Педагогического университета имени Драгоманова 2001 года:
— Из 70 моих одногруппников в школу пошли работать человек 15. Остальные устроились в фирмах, связанных с компьютерными технологиями. Когда только поступили в институт, то практически вся группа горела желанием работать в школе. За пять лет учебы в университете намерения менялись. Ребята смотрели на мир и хотели в нем жить в лучших условиях, больше зарабатывать... Желание идти в школу пропадало. Я сейчас работаю в одной из киевских школ и вынужден думать о том, где бы еще подрабатывать. Зарплата у учителя, сами знаете какая.
Студенты педуниверситета имени Драгоманова:
— Главная черта учителя сегодня — это мобильность. Сегодня жизнь тяжелая, нужно многое успевать, ведь только на одну учительскую зарплату не проживешь. Мобильность также нужна и для того, чтобы найти подход к каждому ученику. Я был на практике в школе, и мне это очень пригодилось. И еще: учитель не должен быть высокомерным, высокомерный учитель не понятен ученикам. Я знаю одного преподавателя, который очень хорошо знает свой предмет, но пытается навязать мнение, что он лучше всех — и это создает пропасть между ним и учениками. Так что конфликт поколений в школе порождают старшие, если не уважают своих учеников ( Олег КРУТЬ, 3 курс физмат а).
У меня сохранились дружеские отношения с некоторыми моими учителями, они всегда старались относиться к детям как ко взрослым людям. Я и сегодня хожу к ним в гости поговорить о жизни, попросить совета. Если родители не заложили определенных основ, то ребенок не найдет общего языка с учителем. У некоторых моих одноклассников были такие проблемы. Учитель старался разрывался и у него ничего не получалось. Я часто хожу в гости к моему бывшему учителю — Ларисе Доценко (учитель математики школы № 24), у нее часто собираются выпускники, к ней тянутся, несмотря на то что ей уже 50 лет. Мы с ней любим говорить о жизни советуемся, а ей тоже интересно с нами, несмотря на разницу в возрасте. Она помогает мне понимать моих родителей ( Света СОСНОВСКАЯ, 4 курс физмат ).
— К учителю всегда требования должны быть выше, чем к остальным, потому что он воспитывает следующее поколение ( Оля МАРТЫНЮК, 4 курс ).
— Учитель должен быть не только примером, но и иметь авторитет. Если у него не будет авторитета, то дети его не будут слушать. В любом возрасте учитель должен понимать, как мыслит ребенок, тогда и не будет конфликта между старшим и младшим. Учитель сегодня должен быть ребенку другом, который поможет разрешить ему любую проблемную ситуацию. Когда я училась, то учителя давали только знания. Они были как ходячая книга, и если к ним обращались с научным вопросом — они отвечали, а в жизненных вопросах они не знали, что посоветовать. Чтобы быть сегодня хорошим учителем, нужно стать хорошим психологом ( Оксана ЛИНЬО ). Учащиеся 8-г класса киевской школы №225: — Мы очень любим нашу учительницу математики Галину Михайловну. Она не ставит плохих оценок, по сто раз нам объясняет... Всегда старается помочь, но относится к нам очень требовательно. Ей всегда можно все рассказать, она наша «вторая мама»...
— Не у каждого ребенка есть такие родители, которые о нем беспокоятся, например, родители-алкоголики или наркоманы, тогда вся надежда только на учителя. Что делать ребенку, когда он в плохой семье? Учительница должна быть второй мамой, хорошо относиться к детям.
— Что вы понимаете под хорошим отношением к детям?
— Это означает, что тебя выслушаю, поймут и помогут решить твою проблему, а не отправят к маме.
Юрий ЛУКОВЕНКО, советник по программному развитию Международного центра перспективных исследований:
— Современная педагогика делает акцент на практическом применении знаний. Это не означает, что человеку не нужно, как раньше, учиться читать, писать и считать. Однако, чтобы дальше продолжать учиться с пользой для себя, нужны еще дополнительные умения, без которых нельзя добиться успеха в мире, который так быстро и непредсказуемо меняется. Различные эксперты называют разные списки этих базовых умений. Чаще всего среди них вспоминаются следующие: творческое мышление, умение решать проблемы, навыки общения, умение ставить цели, работать в команде, уметь учиться. Сегодня содержание образования в средней украинской общеобразовательной школе не обеспечивает этих новых базовых знаний. В то же время учебного материала, который должны усваивать ученики, слишком много. Это объясняется тем, что из-за низкой зарплаты учителей существует тенденция увеличения учебной нагрузки вместо обновления содержания и повышения интенсивности учебного процесса. В результате увеличивается количество часов, которые учителя и их ученики проводят вместе в школе. В связи с тем, что учебные программы содержат много информации, у школьников не остается времени на то, чтобы учиться самостоятельно действовать и мыслить. Поэтому падает интерес к учебному процессу как со стороны уставших и низко оплачеваемых учителей, так и со стороны перегруженных учащихся. Вместо того, чтобы учить рисковать, брать на себя ответственность, такое образование учит избегать трудностей, уклоняться от работы.