С течением времени меняется мир, меняется визуальный язык, появляются новые символы, а старые теряют свою актуальность. Во многих государствах разработана новая система визуальной идентификации страны и ее народа. Яркие примеры — Турция, Чехия, Польша, которые осовременили свою национальную символику. Например, в Польше в 2001 году разработали новый логотип национальной символики, которая содержит название страны, выполненное свободным шрифтом, где буква «k» напоминает человека, запускающего воздушного змея. Национальную символику, так сказать, совершенствуют для того, чтобы сделать страну более узнаваемой, улучшить ее международный имидж.
Вскоре Украине представится возможность предложить миру себя, в частности, свою символику. Речь идет о Евро-2012, времени, когда у Украины появится шанс достойно себя представить, а кроме того — стать привлекательным государством для туристов. У нас для этого есть все данные — оригинальная и самобытная культура, которую нужно умело преподнести. Сейчас имеем с этим трудности.
«Визуальная культура в Украине — бескультурна», — считает известный музыкант и галлерист Павел Гудимов. С этим можно согласиться, ведь бренд Украины фактически отсутствует, а его созданием никто не занимался. А что Украина может предложить иностранным туристам в качестве собственного символа-идентификатора?
24 марта начался конкурс молодых дизайнеров Design Tomorrow, главная миссия которого — создать альтернативную систему визуальной идентификации Украины. Тема — «Украина-бренд». Конкурс имеет четыре номинации: лого/знак, принт (графика на носителях), New Media (любая цифровая продукция), а также специальный конкурс на лучшую футболку на тему I love Kyiv. В состав жюри входит ряд известных украинских дизайнеров и деятелей искусства. Они, по словам организаторов, отбирались по принципу работы ради развития отечественного искусства. Члены жюри акцентировали свое внимание на том, что в процессе разработки современной украинской айдентики должна преобладать именно национальная идея, которая объединяет народ.
Победители конкурса будут объявлены 1 мая, их работы будут доработаны при необходимости и после этого поступят в «свободное пользование» для всех желающих, а также будут презентованы в государственных структурах.
Правда, организаторы конкурса побаиваются, что популяризация уже готового продукта может натолкнуться на бюрократические преграды, как это уже не раз случалось, когда подобные творческие инициативы просто терялись в коридорах власти. Тем не менее в этот раз можно надеяться на успех, ведь всем известно, что вода камень точит.
КОММЕНТАРИИ
Иван МАЛКОВИЧ, поэт, писатель, совладелец издательства «А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА»:
— Мне очень нравится веяние последних лет, когда люди и в одежду, и в другие дела пытаются привлечь украинскую автентику, мотивы народной и примитивной живописи. Лакомым кусочком является Мария Приймаченко, которую на все лады обыгрывают. Я могу лишь приветствовать это, потому что именно в этой области могут быть большие открытия.
Александр СОЛОВЬЕВ, искусствовед, куратор:
— Я убежден, что понятие идентичности — невербализированное и переменчивое. В Украине это понятие, скорее всего, в стадии путаного становления, а не четкого определения. Если применять старославянскую вязь, то это уже использование традиций. Но этого слишком мало, должно быть определенное ощущение и дух. Если подойти к традиции в искусстве, то это определенная приветственность, щедрость, великолепие форм. А также существует более аскетическая традиция, например, школа Войчека. Сразу можно говорить о двух противоположных традициях, которые связаны с украинской идентичностью. Именно поэтому я сторонник того, что это понятие находится в состоянии постоянного становления и изменений.
Павел ГУДИМОВ, музыкант, дизайнер, куратор:
— Украинской айдентики не существует. Я знаю примеры предложений. В частности, креативная группа «Акцент» такое разрабатывала. Но эти инициативы заканчиваются в кабинетах. Я очень люблю фольклор. К счастью, в Украине много всего сохранилось и многим можно гордиться. Но свой фольклор есть во многих странах, и исходить только из фольклорных элементов — это определенный моветон. Нужно исходить не из того, что было, а смотреть в будущее. Взгляд дизайна направлен не в прошлое, а в будущее. Нам нужно зацепить большую аудиторию, а не говорить: «Смотрите, какой у нас хороший фольклор». Эта мысль не категоричная. Определенные элементы фольклора могут и должны быть, но так красиво и тонко трансформированы, чтобы не возникало сравнения с «еврошароварщиной».