Качество высшего образования имеет определяющее значение для успешного развития любой страны. Революционные изменения в технологиях и, как следствие, быстрый переход от индустриального общества к информационному, опираются на интеллектуальный ресурс страны. В связи с этим, уровень интеллектуального потенциала страны, являющийся производной от качества высшего образования, становится важнейшим фактором экономической и политической самостоятельности страны, фактором ее выживания. Безусловно, такая глобальная проблема нуждается в скоординированных целеустремленных усилиях государства, общества и высшей школы. Медицинское образование — одно из важнейших составляющих в невероятно сложном процессе передачи знаний. Состояние здоровья населения всегда является определяющим критерием развития гражданского общества. Поэтому профессиональная подготовка медицинских работников выступает как один из регуляторов и показателей социального развития, поскольку фактически формирует и поддерживает доктрину жизнеспособности общества. Оптимальное обеспечение населения заведениями здравоохранения и медицинскими специалистами является основной предпосылкой реализации стратегии приоритетного развития медицинской помощи. В то же время, от уровня подготовки врачей и медицинских сестер зависит качество предоставления медицинской помощи и услуг населению.
Именно поэтому работа коллектива авторов, среди которых В. Москаленко, М. Банчук, Т. Бахтеева, О. Биловол, И. Булах, О. Волосовец, В. Казаков, В. Лисовой, С. Максименко, О. Минцер «СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НЕПРЕРЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ», которая выдвинута на соискание Государственной премии Украины в области науки и техники за 2009 год, привлекает особое внимание.
Работа посвящена научному обоснованию и практическому внедрению системы профессиональной непрерывной подготовки специалистов для отрасли здравоохранения в Украине. Она основывается на многоступенчатой, этапной подготовке медицинских кадров, внедрении эффективного управления качеством их подготовки, непрерывном профессиональном развитии медицинских работников, развитии дистанционного образования и органическом сочетании клинической, теоретической и психологической подготовки медицинского персонала в университетских клиниках к профессиональной деятельности.
Созданная и внедренная авторами работы система управления качеством медицинского образования положительно влияет на изменение отношений не только между субъектами образовательного процесса, но и в обществе в целом. Полученные практические решения и результаты могут быть использованы в других направлениях профессионального образования как методологический базис создания системы государственного управления качеством подготовки специалистов на основании внешнего стандартизованного оценивания.
Хотелось бы, в первую очередь, обратить внимание на один из важных модулей работы — создание системы внешнего оценивания качества подготовки медицинских кадров в форме лицензионных тестовых экзаменов. Она позволяет установить соответствие уровня профессиональной компетентности каждого выпускника до минимально необходимого и не допустить к практике некомпетентных специалистов. К примеру, в 2005 году по результатам лицензионного экзамена диплом о высшем медицинском образовании не получили: 213 врачей (общее количество выпускников — 6 026) и 78 врачей-стоматологов (общее количество выпускников — 1 911); в 2006 году диплом о высшем медицинском образовании не получили: 191 врач (общее количество выпускников — 6 090) и 73 врача-стоматолога (общее количество выпускников — 2104). В то же время, результаты внешнего оценивания дают высшим учебным заведениям, государству и общественности объективный инструмент для проведения оценки и самооценки учебной деятельности высших учебных заведений, что обеспечивает контроль как процесса, так и результата обучения.
При разработке стратегии реформирования высшего образования авторы пользовались определением Международной организации по стандартизации (стандарт ISO-8402): качество — это совокупность свойств и характеристик продукции или услуг, которые дают им возможность удовлетворять потребности потребителей продукции, которые есть или которые будут. Эти стандарты ввели также такие понятия как обеспечение качества, управление качеством, положили начало сертификации систем качества, под которой понимают совокупность организационных структур, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, которые обеспечивают общее управление качеством.
Технология медицинских лицензионных экзаменов в Украине и полученные результаты прошли профессиональную экспертизу в ведущих аттестационных центрах мира: Национальном Совете медицинских экзаменаторов (NBME, США), Медицинском Совете Канады (MCC), Центре медицинского образования (CME, Англия). О результатах внедрения лицензионных экзаменов в Украине докладывалось на Европейских конференциях по медицинскому образованию (AMEE) и Всемирных конференциях по медицинскому образованию (Ottawa conference).
Решением восьмой всемирной конференции по медицинскому образованию (2000 год) Программа лицензионных экзаменов Украины была рекомендована другим странам, которые внедряют лицензионные или сертификационные экзамены, как модель для использования, а эксперты признали Центр тестирования при Минздраве Украины уникальным для Восточной Европы.
Среди иных результатов работы чрезвычайно важными для общества являются исследования по созданию целостной системы обучения врачей в течение всей жизни, системы непрерывного профессионального образования врачей, информатизации процессов передачи знаний.
Особенно следует подчеркнуть, что впервые среди стран Восточной Европы и СНГ разработана, обоснована и внедрена в масштабах отрасли современная система подготовки специалистов для сферы здравоохранения, которая базируется на ступенчатой подготовке медицинских работников, управлении качеством их подготовки, дистанционном образовании и органическом сочетании клинической, теоретической и психологической подготовки медицинского персонала в университетских клиниках к профессиональной деятельности в сфере здравоохранения.
Определено, что высшее медицинское образование по всем признакам является высшим профессиональным образованием, которое завершается приобретением определенного образовательного уровня вместе с получением определенной профессиональной квалификации (медицинская сестра, врач, врач-психолог, врач-стоматолог) в соответствии с направлением подготовки и образовательно-квалификационным уровнем.
Впервые среди стран Восточной Европы и СНГ разработаны, апробированы и внедрены модели, формы и методы мониторинга и управления качеством высшего медицинского образования и подготовки медицинских кадров в Украине; прямым эффективным действием разработанной системы является ограничение допуска к профессиональной врачебной деятельности некомпетентных специалистов, количество которых составляет ежегодно 5— 7% выпускников высших медицинских учебных заведений.
Обоснованные методологические положения непрерывного профессионального развития врачей с использованием информационных технологий, структура и технологичность систем контроля, принципы и методики формализации и трансформации медицинских знаний, дидактические приемы дистанционного обучения.
Определено, что мероприятия страны в сфере подготовки медицинских работников соответствуют потребностям национальной системы здравоохранения. Вместе с комплексом государственных мероприятий внедрения отмеченной системы и создания клинических баз высших медицинских учебных заведений позволило за последние годы снизить смертность малышей на 23%, сравнивая с показателями 80-х годов, уменьшить уровень материнской смертности и первичной инвалидности трудоспособного населения.
Расчеты, приведенные в работе, свидетельствуют, что ежегодно экономическая эффективность внедрения системы подготовки медицинских работников составляет для государства до 250 млн. грн.
Таким образом, работа «СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НЕПРЕРЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ», выдвинутая на соискание Государственной премии Украины в области науки и техники за 2009 год, представляет собой новое свидетельство высокого уровня отечественной науки. Она соответствует чрезвычайно высоким показателями современных мировых системных исследований, которые имеют большой социально-экономический эффект и направлены на обеспечение важнейшего критерия — здоровья нации.