Столичный мэр Виталий Кличко поручил своей команде навести порядок в Киеве к песенному конкурсу. Как подготовилась к этому станция метро «Левобережная», обсудили практически все горожане. Отремонтированная за 25 миллионов гривен (!), станция с новым интерьером оказалась доступной не для всех. Дело — в дверях: выход на платформу оказался на несколько сантиметров уже старого. Теперь люди на инвалидных колясках просто не в состоянии проехать через узкую щель. Компания — исполнитель ремонта — обещает все устранить. Что ж, время еще есть.
Но, помимо метро, гости песенного фестиваля однозначно захотят пройтись по центральной улице Киева. Крещатик — как визитка столицы, отражение того, как власть города заботится о его внешнем виде и комфортном пребывании людей в нем. Чем порадует или, наоборот, огорчит главная улица Киева любителей Евровидения? Слабые и сильные места Крещатика «День» определял вместе с архитектором Николаем Жариковым, главным зодчим Киева в 1987—1992 годах, членом Национального союза архитекторов Украины, народным архитектором Украины и действительным членом Украинской академии архитектуры.
(фото 1). — Авт.)
«ЗОЛОТАЯ ВЫСОТА»
Наш маршрут пролегал от Европейской площади до Бессарабки. Кстати, Европейская площадь сменила ряд названий, по которым можно изучать историю страны: Конная, Царская, Театральная, ІІІ Интернационала, Сталина, Ленинского комсомола. Нам об этом рассказал Николай Жариков. А откуда об этом узнают европейские гости? Разве что из рассказа экскурсовода, потому что никаких табличек или туристических стендов на площади нет.
(фото 2)
«Но, помимо этого, площадь имеет две градостроительные неприятности — заторы транспорта и большую «дыру» на улице Крещатик, 5 (здесь компания братьев Табачник планировала построить самый высокий в столице небоскреб (фото 1). — Авт.), — рассказывает Николай Леонидович. — Этой нише уже 20 лет. Она, как зеркало, отображает все болезни нашего общества: коррупцию, своеволие власти, некомпетентность некоторых архитекторов, прежде всего главных. В угоду заказчику они повышали высотность здания в запланированном проекте и, следовательно, количество квадратных метров, а здесь стоимость одного превышает 15 тысяч долларов. Перефразируя известное высказывание о «золотом дне», это — «золотая высота». Инвестор «Грааль Инвестмент» получил историко-градостроительное обоснование, где разрешена высота здания до 160 метров. Киевляне все эти годы возмущаются, власть молчит, а заказчик ждет благоприятного момента, чтобы все-таки взять «золотую высоту».
СЮРПРИЗ ПОД ПОЛОТНОМ
Из разговора видно, как больно Николаю Жарикову за изуродованное лицо Крещатика. Он советует фотографу пройти несколько метров дальше, чтобы снять с выгодного ракурса «дыру» Крещатика или изувеченный и не доведенный толком до ума за три года после Революции Достоинства Дом профсоюзов (фото 2). К счастью, городская власть после возмущения киевлян все-таки демонтировала два надстроеных верхних этажа на здании. Однако фасад, который «смотрит» на майдан Незалежности, еще спрятан за серым полотном. Что за ним? Загадка. Ресторан «Каратель» на первом этаже сейчас не работает. Напомним, горожане возмущались его появлением в месте, где погибли патриоты страны.
«Облицовочный кирпич для Дома профсоюзов когда-то привезли из Азербайджана, — продолжает наш собеседник. — Видите, на стене — следы от дыма. Их можно почистить и подобрать соответствующий цвет краски. А со стороны площади весь кирпич сбит. К тому же поставили окна меньшего размера, а нишу под ними заложили кирпичом. Чтобы навести порядок в этом доме, не нужно много времени, как по мне. Он уже давно мог выглядеть снаружи, как кукла, и денег не было бы потрачено столько».
(фото 3)
ЗАСИЛИЕ «ПАНД» И БЕТОННЫХ ПОЛУШАРИЙ
Такие сюжеты указывают на бесхозяйственность городских чиновников. Крещатик напоминает калейдоскоп, в котором смешались разные стили и вкусы. Напротив монумента Независимости гуляют одетые в костюмы панд торговцы, навязывая фотосессию (фото 4). Рядом — владельцы голубей и сов с теми же предложениями, хотя закон о жестоком обращении с животными подобные вещи запрещает. Еще один фрагмент этой картинки — сферические полушария практически по всей пешеходной части Крещатика (фото 3). Раньше они были только возле мэрии, а теперь повсюду. Так власть хочет отучить горожан парковать машины на тротуаре.
«Это так переняли опыт Европы. Перед Евровидением перекрашивают их в желтый цвет, чтобы гости только на них и смотрели. Я два года пытался попасть к мэру и рассказать, как решить проблему с парковкой на Крещатике, но напрасно. Разработал проект, за четыре месяца можно было бы построить и все решить. Нужно было просто приучить людей не парковать здесь машину: установить соответствующие знаки и поставить двух полицейских для регулировки движения. Если ставишь здесь машину — плати штраф, и рядом — эвакуаторы», — советует архитектор.
(фото 4)
«МАЙДАН ХОТЕЛИ УКРАСИТЬ. ВЫШЛО НАОБОРОТ»
Мы расспросили Николая Леонидовича, что власть может изменить на Крещатике к Евровидению сейчас. Зодчий отметил, что за эти работы нужно было браться год назад, а не за месяц до проведения конкурса. То же самое касается и внешнего вида майдана Незалежности. Смешение стилей, скопление разных памятных знаков и монументов уже давно не удивляют киевлян, но и особого восторга не вызывают. Придется ли этот микс по вкусу зарубежным гостям?
(фото 5)
«Из-за большого количества стеклянных куполов Майдан когда-то называли «площадью теплиц» (фото 5). Потом немного поснимали эти стеклянные колпаки, — отмечает Николай Жариков, когда остановились на минуту возле стеллы Независимости. — Помните, как на Майдане начали появляться разные скульптуры, странные Лядские ворота с воинственным святым Михаилом наверху? Все это выдумывалось на ходу, чтобы как-то украсить главную площадь. На самом деле выходило наоборот. Майдан утратил прежний архитектурно-художественный уровень. Никто никогда не планировал строить под Майданом большой торговый центр. Принимая участие в конкурсе на монумент Независимости, я запроектировал там подземный музей. Но тогдашний мэр Киева Александр Омельченко начал раздавать это пространство инвесторам под коммерцию».
Что больше заинтересовало бы гостей: бутики, которых и так немало, или неординарный подземный музей?
МАГАЗИНЫ ДЛЯ БОГАТЫХ
У бывшего архитектора столицы множество идей и готовых проектов, как улучшить центральную улицу города, но его никто не слышит. Хотя именно благодаря его усилиям спасли от сноса Центральный гастроном, сейчас закрытый покрывалом, а также отстояли часть старого квартала на Крещатике.
(фото 6)
«Я дважды спасал здание гастронома от сноса, — вспоминает зодчий. — В первый раз, когда был назначен главным архитектором Киева. Буквально на следующий день ко мне пришел начальник штаба общественной обороны города с решением исполкома о сносе не только гастронома, но и всего старого квартала для строительства здесь подземного центра общественной обороны Киева. На этом месте планировалось вырыть глубокий котлован размером 90 на 60 метров. Я сказал, что не подпишу. Он приходил еще дважды, рассказывал, что проведена большая подготовительная работа, отселены все дома, утверждена программа учений по сносу домов в течение недели. Но я не подписал. Потом город начал сдавать эти дома в аренду».
Во второй раз архитектор спасал гастроном от сноса, когда в Киев приехали инвесторы из США с предложением построить в городе гостиницу. В мэрии предложили участок под гастрономом. «Я предлагал посмотреть другой участок. Они согласились. При этом архитектор-консультант этой группы сказал интересную тогда для меня фразу: «Для строительства гостиницы нужно три условия: первое — выбор места, второе — выбор места и третье — выбор места!» А что касается так называемой реконструкции нынешнего ЦУМа (фото 6), — продолжает Николай Жариков, — то при нормальной городской власти такого бы не произошло. За эти деньги можно было отремонтировать старый и построить абсолютно новый универмаг. Жаль, что теперь нет народного магазина, куда ходили все. Теперь это магазин для богатых, как и большинство на Крещатике».
СТЕКЛЯННЫЕ НИШИ СТАРОГО КВАРТАЛА
Кстати, старый ЦУМ с его традициями мог бы привлекать туристов именно историей, а не брендовыми вещами. Но киевляне пробегают по Крещатику, даже не обращая внимания на архитектурные прелести. Скорее бросаются в глаза бутики и реклама, чем атмосфера улицы. Домики старого квартала превратились в смесь старой архитектуры и современной — стеклянной (фото 7). Например, в особняке со светло-зелеными фасадами на Крещатике, 48, где выбили часть стены и сделали стеклянную витрину.
(фото 7)
«Это дежурное градостроительное преступление. Как черное здание театра испортило весь Андреевский спуск, так и эта ниша из стекла испортила историческую архитектуру всего квартала. Эту часть города нужно хранить как туристическую достопримечательность, реставрировать», — объясняет Николай Леонидович.
В доме под номером 50 под серым полотном прячется очередная перестройка. А здание рядом уже пережило архитектурную трансформацию — во времена мэра Омельченко к трехэтажному особняку достроили два этажа. По словам Николая Леонидовича, это противоречит правилам охраны исторической среды и недопустимо.
«НЕ ФОНТАН»
Финальный аккорд нашей прогулки — Бессарабка. Но разговор не о ней, а о месте напротив, начале бульвара Тараса Шевченко, где раньше стоял памятник Ленину (фото 8). Эта точка до сих пор является полем для дискуссий историков и архитекторов. У Николая Жарикова была идея сделать здесь светомузыкальный фонтан. По его словам, уже пора ставить точку на том, чтобы на старый пьедестал устанавливать новые скульптуры. Готовый проект зодчий показывал нынешнему главному архитектору столицы Александру Свистунову, на что услышал отказ, потому что «фонтаны зимой не работают».
(фото 8)
Не впечатлила внешним видом и Бессарабская площадь. Каменные лавки возле нее стали прибежищем для бездомных, которые разложили здесь одеяла и теплые вещи. На тротуаре — куча окурков и бумажек. Конечно, бездомные живут везде, например, Париж — это вообще город контрастов, на одной улице может пахнуть ванильными булочками, а через несколько метров — туалетом. Однако стыдно прежде всего за свое. Когда мы едем в гости к кому-то из европейцев, то фиксируем каждую мелочь: вот бы нам такие газетные киоски, как в Лондоне, или тихие улочки старого города без рекламы, как в Вильнюсе. Может, наконец нужно привести в порядок свое и гордиться тем, что мы бережем аутентичную атмосферу Киева?
НЕПРИСТУПНАЯ БЕССАРАБКА. КРОМЕ ТОГО, БЕССАРАБСКАЯ ПЛОЩАДЬ НЕ ПОРАЖАЕТ НАРЯДНОСТЬЮ, НА НЕЙ ПОЛНО ПРЕПЯТСТВИЙ ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ