В минувшем XХ столетии человечество пережило две научно-технические революции. Именно пережило, поскольку наряду с качественным изменением нашей жизни, всем тем, что мы называем благами цивилизации — новыми материалами, техникой, средствами коммуникации, информационными технологиями и прочими достижениями, которыми мы обязаны научно-техническому прогрессу, — последний породил и множество проблем как технического, так и морально-этического характера. Ведь трагедия Хиросимы и Нагасаки, Чернобыльская катастрофа — также в определенной степени являются следствием развития науки и техники. Точно так же свои плюсы и минусы имеет и последнее научное открытие — составление генетической карты человека, дающее возможность в недалеком будущем осуществить его клонирование. О необходимости трезво оценивать возможные опасности неконтролируемого научно-технического развития и о присущих ему глобальных проблемах идет речь в публикуемом сегодня письме киевского ученого Александра Воина.
Промелькнувшие недавно в средствах массовой информации сообщения, связанные с клонированием людей — о самой возможности такого клонирования, о международном запрете его, под которым подписались, кстати, далеко еще не все страны, о готовности российских комсомольцев клонировать людей (конечно, только одаренных и идейно выдержанных) и другие — пробуждают ряд вопросов на тему, куда мы, человечество, идем и что нас ожидает в обозримом будущем. Я хочу коснуться лишь одного из них.
То, что научно-технический прогресс породил множество глобальных проблем, не только хорошо известно, но, в определенной мере, уже в зубах навязло. Появилась даже разновидность профессиональных спекулянтов на этих проблемах, мрачных прорицателей конца мира и т.п. И как всегда, когда слишком часто кричат «пожар», а пожара все нет, люди устают от тревоги и впадают в другую крайность — безразличие. Конечно, в панику впадать не следует ни в каком случае, тем более, что человечество еще способно держать свою судьбу в своих руках. Но необходимо трезво осознавать те опасности, которые таит в себе неконтролируемое научно-техническое развитие, те проблемы, которые оно порождает, и вовремя решать их. В связи с этим хочу просветить в сознании читателей один момент.
Научно-технический прогресс — это, конечно, не просто одноцветное зло, как то пытаются представить всякие провозвестники близкого армагеддона. Помимо того, что он улучшил материальное бытие современного человека и развил его возможности, он не только порождает глобальные проблемы, но и дает средства для их разрешения. Например, породив экологическую проблему, этот прогресс сейчас позволяет и разрешить ее с помощью создания замкнутых производственных циклов, безотходных технологий, улучшения качества бензиновых двигателей и замены их электромоторами и т.д. Аналогично с опасностями, порождаемыми мирным атомом и другими. Опасности эти возникли как следствие научно-технического прогресса, но, с другой стороны, этот прогресс вырабатывает средства и технологии, позволяющие делать атомные электростанции все более надежными.
Все это относится и к возможному клонированию людей. Кстати, не вызывает сомнений, что, подобно тому, как теория относительности привела сначала к созданию атомной бомбы, а уже потом атомных электростанций, и подобно судьбам многих других открытий, клонирование людей, если уж оно осуществится кем-либо в серьезном масштабе, то в первую очередь наклонируют не светлых гениев, а каких-нибудь «зомби» в целях завоевания мирового господства или чего-нибудь в этом роде (хотя перспектива клонирования идейно выдержанных комсомольцев меня, например, тоже не прельщает). Но не вызывает сомнения и то, что возможно, в принципе, осуществить эффективный контроль за соблюдением закона, запрещающего клонирование людей. И наука, и техника помогут сделать этот контроль эффективным. Но абсолютной гарантии быть не может, да ее неразумно и требовать. В конце концов, и без научно-технического прогресса существование человечества не является абсолютно гарантированным на веки вечные или хотя бы в обозримом будущем: вдруг прилетит какая-нибудь комета? То есть, речь идет о некой разумно-достаточной надежности. Будем полагать, как уже сказано, что она достижима в атомной энергетике (хотя будет ли она достигнута, тем более в ближайшее время — это уже другой вопрос). И точно так же, надеюсь, человечество будет обеспечивать и контролировать и незагрязнение окружающей среды, и нераспространение атомного, химического и бактериологического оружия и их уничтожение или хранение там, где они останутся, и опасности, связанные с развитием генной инженерии и экстрасенсорики (психотропное оружие). Но фокус заключается в том, что всего того, чему надо обеспечивать надежность и что надо контролировать, становится все больше: и в смысле числа объектов, относящихся к каждому виду глобальных проблем (например, атомных электростанций), и в смысле числа самих глобальных проблем. И в полном соответствии с диалектикой количество переходит в качество, что в данном случае, как следует из теории вероятностей, значит, что даже если по каждой из глобальных проблем в отдельности (уж не говоря про каждый объект, связанный с этой проблемой) мы и обеспечим практически достаточно надежную безопасность, то ни о какой надежной безопасности в целом для человечества и речи быть не может. И вероятность, что человечество прекратит свое существование в обозримом будущем не из-за той, так из- за другой глобальной проблемы, будет нарастать вместе с ростом числа глобальных проблем.
Компенсировать это можно только увеличивая надежность всех объектов, связанных с каждой из глобальных проблем, при появлении каждой новой проблемы, что, как ясно каждому, знакомому с тем, как и какой ценой достигается повышение надежности, невозможно при быстром росте числа новых глобальных проблем. А это значит, что единственным выходом для человечества может быть только прекращение наращивания этих проблем.
Спрашивается, можно ли достичь этого, не отказавшись полностью от дальнейшего научно-технического прогресса? Тут прежде всего следует отметить, что немедленное и тотальное его прекращение создаст современному человечеству такую глобальную проблему, перед которой померкнут на время все другие. (Это приведет к резкому сокращению производства и, как следствие, к голоду, анархии и хаосу в мире, в котором все еще достаточно много атомных и других подобных «игрушек»). Поэтому насущным становится прогнозирование появления глобальных проблем в связи с различными направлениями науки и техники и «замораживание» этих направлений до тех пор, пока духовная эволюция человечества, с одной стороны, и развитие других, незамороженных направлений науки и техники — с другой, не сделают безопасным и развитие данных направлений.
«Замораживание» должно осуществляться как законодательно, посредством международных соглашений, так и посредством самоограничения ученых-творцов.