Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Канатная» лихорадка

Туристу — в радость, культурным ценностям — в убыток
24 марта, 2004 - 00:00

В Крыму сейчас настоящий бум реконструкции курортов и множества туристических объектов. И это своевременно: уже несколько лет подряд количество отдыхающих и туристов на полуострове возрастает. Министерство курортов, местные власти Ялты, Алушты, Бахчисарая, Судака, Севастополя и многих других реализуют программу превращения Крыма в международный курорт с круглогодичным циклом лечения и отдыха, для чего начато строительство новых гостиниц и здравниц, реконструируется множество музеев. Общая тенденция прослеживается в том, что местные власти и туристические организации стремятся, во-первых, продлить срок функционирования туристических объектов и обеспечить их работу не только летом, но и зимой, во-вторых, облегчить и ускорить доступ туристам на объекты, часто расположенные в труднодоступной горной местности, в-третьих, интенсифицировать процесс посещения и «пропускать» за единицу времени большее число туристов с целью получения большей прибыли. Обращает на себя внимание то, что в связи с этими процессами во многих местах планируется строительство канатных дорог — на Ялтинскую яйлу, на Чатыр-даг, на Джуфт-кале (мыс Бурунчак), на многие другие горные точки, с которых, по замыслу проектантов, будут открываться новые виды на крымские пейзажи. В Крыму готова разразиться настоящая «канатная» лихорадка: каждый мало-мальски состоятельный проект включает в себя строительство канатной дороги. В целом по Крыму сегодня намечены к реализации более десяти проектов канатных дорог разных типов. И все это естественно, и было бы оправдано, если бы проектирование этих канатных дорог проводилось с учетом всех экологических, исторических и археологических, эстетических, а также конфессиональных и этнических требований. Казалось бы, инициаторы строительства канатных дорог должны быть заинтересованы именно в этом — чтобы канатные дороги улучшали привлекательность местности и объектов для туристов. Но часто происходит наоборот: канатные дороги проектируются исходя не из культурно-исторических, а исключительно из коммерческих соображений, что вызывает протесты и местных жителей, и общественных организаций.

Так, сегодня жители и экологические организации Ялты протестуют против строительства канатных дорог на Ялтинскую яйлу, запроектированных с целью создания горнолыжного курорта. По их мнению, как это видно по опыту работы уже существующей канатной дороги на Ай-Петри, это может привести к потере уникального природного объекта, поскольку, как правило, верхняя станция канатной дороги становится источником мусора, а легкий доступ тысяч людей на уникальный экологический объект приводит к гибели экосистемы.

Интересная сложилась ситуация и в Бахчисарае. ООО «Интер» намеревается построить здесь канатную дорогу на Джуфт-кале. Естественно, проект предполагает такой ее вариант, чтобы она начиналась в самом людном месте — в деревне Староселье (Салачик) возле мыса Бурунчак и проходила над наиболее примечательными историческими объектами — Свято-Успенским монастырем, Зынджырлы-медресе, усыпальницами ханов, стенами крепости Джуфт- кале и заканчивалась на самом плато Бурунчак в средине крепости. И все бы ничего, если бы вначале инициаторы проекта встретились со специалистами- историками, изучили исторические традиции народов, населявших это место, поговорили с активом национально-культурных организаций караимов, крымских татар, монахами Свято-Успенского монастыря. Но дело в том, что все они… узнали о проекте позже всех и совершенно случайно во время празднования 500-летия Бахчисарая, где эти планы были ненароком озвучены.

Национальная и религиозная община караимов, духовное управление мусульман, крымскотатарские национально-культурные организации, православная община стали протестовать. Протесты направляются ученым, органам власти, проектным организациям, но все боятся, чтобы не было поздно: исполнитель проекта уже получил согласие Института археологии Украины, местных органов власти. Свой протест-обращение в Совет министров Крыма подписали представители межконфессионального совета «Мир — дар Божий»: митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь, настоятель Армянской Апостольской Церкви Хачатур Геворкян, Председатель духовного правления караимов Украины Д. Эль, епископ Объединения церквей Евангельских христиан-баптистов Крыма В. Юхимец, викарий епископа Одесско- Симферопольской епархии Римско-католической церкви в Украине настоятель Л. Ткачук, проповедник Немецкой евангельско-лютеранской церкви Э. Герко и другие священники. В своем обращении они пишут: «Мы прекрасно понимаем, что этот проект нужен определенным коммерческим структурам, так как его реализация может действительно повысить благосостояние отдельной группы людей, но он идёт вразрез с национально-религиозными интересами и угрожает сохранению культурно-исторического наследия караимов, кроме того, противоречит принятой в мире концепции сохранения древних ландшафтных заповедных территорий.

Данный проект также противоречит части 3 ст. 5 Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях», в которой записано, что «государство защищает права и законные интересы религиозных организаций... принимает к сведению и уважает традиции и внутренние установки религиозных организаций».

Служители церквей обращаются к правительству с просьбой вместо неоправданной реконструкции и строительства канатных дорог «разработать долгосрочную программу по возрождению святынь трёх религий, согласовать её с Межконфессиональным советом и утвердить на заседании Совета министров».

А в своем обращении к властям национально-культурные и религиозные организации караимов, считающихся наследниками крепости Джуфт-кале, пишут: «Крымские караимы категорически возражают против строительства канатной дороги, т.к. предполагаемые действия противоречат историческим, культурным и религиозным традициям. Исходя из функции крепости, минуя ворота, в нее могли попасть только враги и воры, что равносильно проникновению в храм через окно. Строительство канатной дороги не учитывает заповедный статус территории, нарушит уникальный исторически сложившийся ландшафт и неповторимую ауру перекрестка культур и религий ислама, христианства, караимизма».

При ближайшем рассмотрении проекта становится очевидной его неприемлемость. И в самом деле, представьте себе самочувствие иноков Свято-Успенского монастыря, над головами которых восемнадцать часов в сутки будут висеть корзины с любопытными туристами, обвешанными фото- и кинокамерами и снимающими на ходу их потаенную монастырскую жизнь. Это сводит к профанации саму идею монастыря, тихого, уединенного божьего места. С другой стороны, как утверждает председатель научного совета караимской общины Крыма Юрий Полканов, именно такое расположение дороги над мусульманскими, караимскими и христианскими святынями не только противоречит их традициям, но изменяет всю концепцию экскурсионного показа этих объектов, например Джуфт-кале. Обеспечивая попадание туристов прямо внутрь крепости, канатная дорога будет облегчать им путь и избавлять от подъема в гору, хотя он и не представляет особой трудности, но при этом туристы лишаются многих пластов исторической информации о Марьямпольской долине, об окрестностях Джуфт-кале, об объектах, расположенных внизу. К тому же место под канатными дорогами, как правило, ограждается, чтобы люди внизу не пострадали от случайного падения предметов с высоты. А это значит, что канатная дорога будет занимать на местности не четыре сравнительно небольших точки — два терминала на концах и две опоры посредине, как утверждают ее инициаторы, но, как правило, уродливые заборы или сетки будут ограждать местность по всей трассе дороги, а это исказит пейзаж, изменит восприятие исторических объектов, перекроет доступ ко многим из них.

К тому же, по мнению многих экспертов, канатная дорога на Джуфт-кале попросту не нужна, ибо кроме, возможно, увлекательного «катания туристов на канатке», не решает больше никаких проблем: как показывает опыт, нынешний экскурсионный маршрут с медленным подъемом по некрутым склонам вполне по силам и женщинам, и старикам, зато он отвечает всем историческим требованиям. А если уж есть большое желание построить канатную дорогу на Джуфт-кале, утверждают представители караимской общины, то ее можно было бы построить с другой стороны мыса Бурунчак и так, чтобы она вела не в крепость, а заканчивалась перед главными (Восточными) воротами крепости. В таком случае она бы служила своему прямому назначению: облегчала доступ туристам, но не нарушала бы традиций и не ломала экскурсионный план.

Никита КАСЬЯНЕНКО, Бахчисарай — Симферополь
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ