В преддверии майских праздников Национальная опера Украины презентовала премьеру — одноактный балет Игоря Стравинского «Петрушка» в постановке Виктора Яременко.
Эту работу первыми увидели зарубежные зрители во время мартовских гастролей украинских артистов в Германии. Правда, тогда ее показывали в камерном виде. А нынче — во всем блеске пестрых декораций Марии Левитской, создающих аляповатый лубок петербургской ярмарки начала ХХ века, и большой массовки танцовщиков в костюмах ряженых, цыган, российского купечества и простого люда, наблюдающего за кукольным театром Чародея (Дмитрий Клявин). По мановению его волшебной палочки оживают марионетки — главные герои балета: грустный скоморох Петрушка (Константин Пожарницкий), влюбленный в воздушную Балерину (Наталья Лазебникова). Объектом же ее грез является восточный красавец Арап (Максим Мотков). А последнего больше волнует, как же расколоть кокос.
Есть в сюжете и трагические мотивы — одиночество Петрушки — оставшиеся от знаменитого фокинского первоисточника, заложенного в либретто Игоря Стравинского и Александра Бенуа. Но если, по сохранившимся воспоминаниям, постановку 1911 года называли новым образным русским балетом, импрессионистки красочным, когда пантомима сменялась вариациями и динамическими танцами, переходящими в стихийное народное гуляние, где партию Петрушки с блеском исполнял гениальный Вацлав Нижинский, то нынешний вариант получился капустником на тему Стравинского. Настолько невыразительным и скудным хореографическим языком передает известный сюжет балетмейстер Виктор Яременко. В массовых сценах переплясы — бледные копии ансамбля народного танца им. П. Вирского. Не раскрывается и драма героя — Петрушки, призванного на потеху публики веселить народ, его щемящего одиночества на этом балаганном празднике и зависимого от ниточек кукловода.
Неудача Яременко обидна вдвойне. Ведь Виктор Анатолиевич в прошлом прекрасный танцовщик. Фокинскую хореографию не раз танцевал. Есть у Яременко и опыт работы в балете «Петрушка», восстановленном для телефильма, поставленного по балетам Игоря Стравинского «Жар-птица» и «Петрушка» Андрисом Лиепой несколько лет назад. В той версии Яременко блестяще исполнил партию Арапа, а его супруга Татьяна Билецкая — Балерину (эту же партию она танцует сейчас). Накануне киевской премьеры Виктор заявил, что не стал копировать и реконструировать постановку Михаила Фокина, а пошел собственным путем, «добавил к пластике сложные танцевальные па, так как нынешний зритель привык к более динамичному действию». Его не остановило и то, что балет «Петрушка» за свою 90-летнию историю ставился на ведущих сценах мира, но тем не менее не может похвастаться большими творческими удачами. Пожалуй, только Морис Бежар (Бельгия), Курт Йоса и Татьяна Гзовская (Германия), Константин Боярский, сделавший постановки в Мариинском и Большом театрах, плюс телеверсия Андриса Лиепы — вот небольшой список режиссеров, которым удалось избежать провала. Виктор Яременко тоже рассчитывал, что сумеет справиться со сложностями, но выше свой головы не прыгнешь, и эту постановку удачной не назовешь. Горько, ведь Виктор Анатолиевич — не рядовой хореограф, ныне он главный балетмейстер Национальной оперы Украины, определяющий стратегию коллектива.
Взявшись за творчество Стравинского, Национальная опера Украины сделала серьезную заявку, но если в музыкальном плане этот «орешек» оказался по зубам, то в хореографическом воплощении стал полем для невеселых раздумий. Ведь впереди, к осени, Яременко собирается ставить «Весну священную» — еще более сложное произведение маэстро. Может, стоит сделать детальный анализ просчетов в «Петрушке» и только потом, скрупулезно подготовившись, браться за шедевр, которым является балет «Весна священная»?