Песенный конкурс Евровидение стал лучшей рекламной кампанией Украины за последние годы: благодаря ему наше государство получило много сторонников будущего членства страны в Евросоюзе. Так, 54% гостей конкурса из стран ЕС в опросе, который провела компания GFK Ukraine, выразили надежду, что Украина через пять лет станет членом евросообщества. Для социологов это довольно неожиданный результат. При этом такого мнения в равной степени придерживаются как представители стран-членов ЕС, так и гости из других государств. Еще 19% опрошенных считают, что Украина станет членом ЕС через десять лет.
В целом, опросили более тысячи гостей Евровидения-2017, которое в мае прошло в Киеве. Почти 60% этих людей приехали из стран-членов Евросоюза. Большинство из них — в возрасте от 22 до 45 лет. Поражает, что 47% опрошенных сказали, что Украина превзошла их ожидания, 50% — что их оправдала.
«Исследование продемонстрировало кардинальное изменение в восприятии европейцами Украины, — акцентирует Алена ГЕТЬМАНЧУК, директор Института мировой политики. — Если до Евровидения каждый четвертый ассоциировал наше государство с войной, то после нескольких дней, проведенных в Киеве, «военная ассоциация» в основном исчезла. 34% иностранцев отметили, что теперь главная их ассоциация с Украиной — «гостеприимные, замечательные, позитивные люди». Оказалось, что 43% визитеров боялось терактов в Киеве, и проведение этого конкурса в Украине стало очень важным для развенчивания стереотипов и недостоверной информации о стране».
Алена Гетьманчук рассказала, что организация, которую она возглавляет, делала опрос европейцев относительно отношения к Украине и украинцам во время проведения Чемпионата Европы по футболу в 2012 году, а также в 2015-м в странах-членах ЕС. Эти исследования показывают тенденцию ко все большему восприятию Украины как европейского государства. Хотя на пути стоят многие вещи. Так, опрос 2015 года показал, что в информационное поле Европы Украина попадает как страна, где идет война, то ли из-за феномена Майдана (по данным социологов, довольно непонятный для жителей ЕС). А основная ценность, которая ставилась жителями ЕС на первое место во время посещения Евровидения, — безопасность.
«Мониторинг СМИ стран-членов ЕС до проведения песенного конкурса показал, что основным вопросом, который волнует европейцев в контексте посещений Украины, является безопасность. Также мы увидели много сплетен, лжи, фейков об Украине. Они были очень разнообразны: от того, что у нас живут живодеры, которые издеваются над собаками, до упреков о несоблюдении прав ЛГБТ-сообщества и того, что якобы в Украине плохо контролируется оборот оружия, — отмечает Анатолий СОЛОВЕЙ, начальник управления публичной дипломатии Министерства иностранных дел Украины. — Раньше, когда украинцы говорили, что мы — часть Европы, жители ЕС скептически улыбались. Думаю, сейчас в восприятии Украины произошли тектонические изменения».
Если два года назад 39% европейцев считали, что основным виновником войны в Украине является Россия, то после проведения Евровидения таких стало 66%. «Исследование показало, что попытки России отмежеваться от войны на Донбассе и переложить ответственность на Украину терпят неудачу, — считает Дария ГАЙДАЙ, аналитик Института мировой политики. — Несмотря на то, что российская власть пытается навязать иностранцам представление о конфликте на Донбассе как чисто внутреннем, гости Евровидения оказались более осведомленными. И 70% опрошенных определили его как межгосударственный конфликт, только 4% считают его гражданской войной».
Между прочим, опрос иностранцев, проведенный после «Евро-2012», показал, что 80% из них до того не были в Украине. Среди гостей Евровидения таких было 50%. Это свидетельствует о том, что Украина становится более открытой для Европы. Поэтому специалисты считают, что этот подъем общественного мнения Европы необходимо использовать, чтобы показать европейцам нашу культуру, туристический потенциал. По данным экспертов, Евровидение смотрели 200 миллионов зрителей. И если в Украину приедет хотя бы 1% из них, это станет для нас большим достижением.