Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Картинки с выставки,

или Несколько сюжетов из жизни фестивального ковчега
7 сентября, 2001 - 00:00

Нынешний международный фестиваль анимационных фильмов «Крок» хоть и восьмой по счету, но с полным основанием может считаться юбилейным. Ибо ровно десять лет назад состоялось первое корабельное путешествие «Крока», что сразу же дало повод сравнивать фестиваль с Ноевым ковчегом. И не без оснований. Ведь «Крок» — это постоянное путешествие в мир прекрасных и сумасбродных фантазий, которые только художники умеют претворять в жизнь. К тому же на фестивальном ковчеге (в нынешнем году в этом качестве предстал теплоход «Тарас Шевченко») кого и чего только не встретишь — Ной, как говорится, отдыхает. Достаточно сказать, что в конкурсной программе нынешнего «Крока» было представлено около 150 фильмов из 32 стран, которые все фестивальное сообщество могло смотреть в течение двух недель плавания из Одессы в Киев (через Севастополь, Ялту, Херсон, Днепропетровск). Для любого другого смотра — число конкурсных картин немыслимо большое. Там, как правило, существует жесткое ограничение по количеству фильмов, что, по идее, должно способствовать качеству представленного. И потому программу «Крока» можно упрекнуть во «всеядности», в наличии картин, которым явно не место в конкурсе. Но парадоксальным образом именно это является сильной стороной «Крока». Поскольку он — единственный из фестивалей дает абсолютно объективную и полную картину того, что происходит в мировой мультипликации — от коммерческой до авангардной.

Нынешний «Крок» еще и потому подобен Ноеву ковчегу, что своим шутливым девизом объявил: аниматор — друг анимала! А почему бы собственно и нет? Ведь рядом с этими людьми, избравшими своей профессией «оживление» всего мыслимого и немыслимого, хорошо живется всем божьим тварям — четвероногим, крылатым и прочим. Но поскольку на фестивальном корабле места им не нашлось, то аниматорам пришлось их изображать самим — на традиционном кроковском карнавале. Попасть на него можно только при наличии тематического костюма (это правило распространяется на всех, вплоть до президентов фестиваля, генерального директора и почетных гостей). А уж получить приз (скажем, ящик пива или аппетитную воблу — весьма актуальные в летнюю жару) — лишь этот самый костюм еще и остроумно представив. Аниматоры при всей кажущейся легкости все, за что берутся, делают очень серьезно.


В первую очередь это, конечно, относится к профессии. Здесь просто не возможно представить пустующим корабельный кинозал, здесь шумные дискуссии — обычное дело, здесь встречи со зрителями (они проходили по всему маршруту) — не повинность, а удовольствие. Потому что аниматоры умеют работать не только серьезно, но непременно весело. А это уже больше, чем профессия — это образ жизни, когда и не разберешь, где, собственно, работа, а где отдых. Вот и ночные заседания в клубе «Ре-анимация» — это не просто дружеские посиделки за рюмочкой горячительного, а настоящий фейерверк блестящих импровизаций и демонстрации вроде бы «непрофессиональных» талантов. Как то — слагание виршей, пение, музицирование и прочая, прочая.

Вообще же «Крок» складывается из множества разнообразных картинок, которые «оживляет» энергия и талант всех, кто к нему причастен. Итак, картинка первая...

СЕМЕЙНАЯ

Если уж до конца эксплуатировать образ ковчега, то следует сказать, что, наверное, все аниматоры немножко похожи на Ноя, но на «Кроке» все же есть главный — Ирина Капличная, в миру — генеральный директор фестиваля. Во многом благодаря ей кроковский корабль непотопляем все эти десять лет, несмотря на постоянные политические и финансовые бури и штили. А еще благодаря слаженной и очень профессиональной фестивальной команде, которая умеет работать, так что каждый из присутствующих чувствует себя VIP-гостем и членом одной семьи, пусть лишь на некоторое время. И как в каждой семье здесь не обходится без традиционных торжеств. Скажем, празднования дня рождения Давида Яновича Черкасского, которое, как правило, совпадает со сроками проведения фестиваля. А еще здесь существует такое понятие как «кроковские дети». От всех прочих детей, которых родители-кинематографисты берут с собой на кинофестивали, они отличаются тем, что вместо того, чтобы отдыхать и озорничать, все две недели напряженно работают под руководством режиссера Елены Касавиной и оператора Ирины Сергеевой, а затем на закрытии «Крока» показывают свои самые настоящие и очень трогательные анимационные фильмы. В нынешнем году — целых девять.

Есть на «Кроке» и иного рода «семейственность», которая лично мне очень по душе. Ведь это единственный в СНГ фестиваль, который проводится двумя странами — Украиной и Россией — на паритетных началах. Без ссор, без перетягивания каната, без выяснения «кто главнее», когда просто не возможно представить «Крок» без одного из двух постоянных его президентов — Давида Черкасского (Украина) и Эдуарда Назарова (Россия). А результат? Пожалуйста: «Крок» по международным рейтингам считается одним из лучших в мире фестивалей анимационного кино.

Семья «Крока» разноязыка и многонациональна, но для всех равно притягательная. Например, пять лет назад появился здесь Франсуа Соломон — не аниматор и не продюсер, а обычный французский бизнесмен, и влюбился в атмосферу фестиваля раз и навсегда. Правда, его мачеха — Николь Саломон — очень авторитетный человек в анимационном мире, 30 лет назад организовавшая всемирно известное Детское анимационное ателье в Анси. Может, конечно, и это сыграло свою роль, но как бы там ни было теперь молодые и перспективные аниматоры к наградам «Крока» получают еще и денежные призы от Франсуа Саломона. Впрочем, как бы ни был щедр французский меценат, но даже он вынужден признать: для развития фестиваля нужна как моральная, так и материальная поддержка обеих государств. Впрочем, есть основания полагать, что эта мысль столь же очевидна для российских и украинских чиновников.

Ну а теперь картинка вторая...

КОМПЬЮТЕРНАЯ

Из всех проблем, которые возникают сегодня перед аниматорами всего мира, пожалуй, лишь одна вызывала на «Кроке» особо бурные дискуссии — новые технологии в анимации. И казалось бы, чего дискутировать. Они давно стали реальностью. Не в последнюю очередь из-за нашей бедности, считает Владимир Наумов, возглавляющий на студии «Союзмультфильм» отдел цифровых анимационных технологий. Дескать, целлулоид, который использовали аниматоры из покон веков, — удовольствие дорогое, а с компьютером работать дешевле, быстрее и главное — проще. Более того, это расширяет возможности для творческого самовыражения. Причем самовыражаться можно буквально не выходя из дома. Приобрести необходимый набор компьютерной техники тысячи за три, не самую сложную программу еще долларов за 700—800 и, пожалуйста, сиди твори. Собственно, так во всем мире сейчас и происходит. Да и конкурсные кроковские фильмы процентов на семьдесят подобным образом сделаны. И немало среди них хороших. Так в чем же проблема?

А в том, считают противники «сплошной компьютеризации», что есть опасность: непрофессиональный ширпотреб может потеснить собственно кино. Одним из самых ярых сторонников этой позиции является Александр Татарский. Напомню, Татарский родился в Киеве, его творческая биография началась в 1968 г. в объединении художественной анимации на «Киевнаучфильме». Как режиссер дебютировал в 80-м своей непревзойденной «Пластилиновой вороной» на студии «Мульттелефильм» в Москве. Все его последующие работы — «Падал прошлогодний снег», «Следствие ведут колобки» и другие — принесли ему множество фестивальных наград и зрительской любви. Он же один из основателей знаменитой студии «Пилот», а с 1997 года — художественный руководитель телекомпании «Пилот TV», производящей программы с использованием уникальных компьютерных технологий. И вот этот человек громогласно заявляет: я не люблю компьютер. Стоит прислушаться — почему.

— Раньше для того, чтобы заниматься анимацией надо было оказаться на профессиональной студии, где стояли большие тяжлые станки, проявочные машины и т. д. и т. п., поработать аниматором, освоить всю кухню. А возможности обычного бытового компьютера позволяют заниматься достаточно продуктивно, дешево, быстро. В принципе — любому пользователю. Это открывает перед людьми большие возможности. И это же привело к тому, что в анимацию во всем мире пришло большое количество любителей. Ничего обидного в этом слове нет. Но в кино, а мультипликация это, безусловно, кино, пришли не художники, не киношники. Я не беру сейчас в расчет тех, кто еще и плохо рисует. Хотя компьютер позволяет и таким людям что-то делать. Но даже интересные художники, получив в руки этот механизм, видят в нем игрушку, позволяющую «оживить» их рисунки. Но, на мой взгляд, это еще не кино, а всего лишь движущиеся картинки, поскольку нет понимания монтажа, киноязыка, смутное представление о сценарии. Да и ставят перед собой авторы отнюдь не кинозадачи. Ими движет любопытство — увидеть в движении некоторые свои образы. В этой среде тоже рождаются таланты, но это не магистральный путь развития анимации и уж во всяком случае не единственный. Вот на «Кроке» все сетуют: мало, мол, детского кино, комедийного. Действительно мало. Но не стоит его ждать от аниматоров- «надомников». Им не интересно делать детскую сказку — как тут самовыразишься. Эти кинонаправления может поддерживать только студийная политика.

Каков выход? Должны быть большие студии и профессиональное обучение, с чем и в России, и в Украине сейчас большие проблемы. Должны идти броненосцы, а уже вокруг сновать лодочки — утлые или резвые и талантливые.

Окончание следует

Анна ШЕРЕМЕТ, «День», Фото Ирины СЕРГЕЕВОЙ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ