Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Карусель устала...

Насколько безопасны столичные аттракционы
2 августа, 2005 - 20:07
СПЕЦИАЛИСТЫ НЕ СКРЫВАЮТ, ЧТО ТЕХНИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ БОЛЬШИНСТВА КИЕВСКИХ АТТРАКЦИОНОВ ОСТАВЛЯЕТ ЖЕЛАТЬ ЛУЧШЕГО. НО НА ЗАМЕНУ МЕХАНИЗМОВ ДЕНЕГ НЕ ХВАТАЕТ / ФОТО АЛЕКСАНДРА КОСАРЕВА / «День»

На прошедших выходных в американском Диснейленде произошла трагедия. В результате столкновения вагончиков на аттракционе «Горки» пострадало 15 лиц. К счастью, никто не погиб, но случай в Калифорнии сразу же напомнил подобные приключения в Украине. В начале мая в Тернополе на аттракционе было травмировано пятеро людей. Одна девушка погибла. В городе Белявка Одесской области погибло уже двое. Еще 12 человек получили травмы.

Насколько безопасны карусели и колеса обозрения в Украине? На этот вопрос и попробовал ответить «День». Например, в столичных парках, находящихся на попечении городской власти (а это, собственно, парк Победы, Центральный, Гидропарк, Отрадный, Голосеевский, парк Партизанской славы), аттракционы устарели, и в ближайшее время их никто не собирается менять — нет денег. Хотя, как рассказывает Елена Ващенко, начальник отдела развития парков Главного управления культуры, искусства и охраны культурного наследства КГГА, после недавних трагических событий значительно повысился контроль за техническим состоянием аттракционов. И на сегодня оно полностью соответствует установленным нормам безопасности. По словам Е. Ващенко, ежегодно, в начале весны, перед эксплуатацией аттракционов, специализированные организации проводят тщательное обследование оборудования — проверяют технику, электричество, металл и тому подобное. Такую же проверку проводят и после окончания активного сезона. А технические группы, которые работают в каждом парке, контролируют состояние аттракционов ежедневно. Ведь, как уверена Е. Влащенко, «самое главное задание, которое стоит сейчас перед Главным управлением и директорами парков, — сохранить и развивать их».

Правда, не способствуют этому законы. По словам Игоря Иванченко, начальника Управления государственного надзора охраны труда, основной причиной неудовлетворительного технического состояния аттракционов является отсутствие нормативной базы. Чтобы улучшить нынешнее состояние каруселей, большинство из которых сегодня находятся в неудовлетворительном состоянии, в первую очередь стоит проработать правила относительно их целевой эксплуатации. Ведь на сегодня нигде не сказано, сколько может работать тот или иной аттракцион. «Место развлечений должно стать безопасным», — резюмирует И. Иванченко.

В связи с трагическими случаями, которые произошли на аттракционах Тернополя и Одесской области, МЧС Украины выступило с инициативой провести тотальную проверку всех действующих аттракционов на территории Украины, кроме передвижных и водных. Министр по чрезвычайным ситуациям Давид Жвания подписал указ, согласно которому Государственный комитет надзора за охраной труда обязан организовывать совместно с местными государственными администрациями общие проверки всех аттракционов. И ввести особый режим наблюдения за безопасностью эксплуатации механизированных аттракционов.

Кстати, заслуживает внимания опыт наших восточных соседей — России. Стоит отметить, что в Москве городская власть максимально помогает развиваться муниципальным паркам — из столичного бюджета выделяются средства на оплату ими коммунальных услуг, заработной платы сотрудникам парков, закупаются там и новые аттракционы. Ведь карусели всегда привлекательны, а отсюда — и прибыльны. И хотя при распаде Советского Союза опыт управления парками Россия переняла собственно от Украины, на сегодня этот бизнес у них развивается намного быстрее, чем у нас. Почему? Просто большинство парков имеют свое право собственности на землю, что позволяет им самостоятельно привлекать инвесторов.

Но вернемся к Украине, а именно к Киеву. В этом году городской властью было выделено около миллиона гривен на сохранение парков, находящихся в ведении КГГА. Каждому парку сегодня необходимо, как минимум, 10 — 15 аттракционов, стоимость каждого из них в среднем — 50 тысяч долларов. Конечно, специалисты указывают, что целесообразно было бы принять во внимание зарубежный опыт, привлечь внимание власти к проблеме аттракционов, активно привлекать инвесторов. Но пока что эксперты советуют, развлекаясь на аттракционах, лишний раз перестраховываться. В первую очередь, нужно обратить внимание на внешний вид аттракционов, обязательно прислушиваться к работе механизмов. Если вы почувствовали запах дыма, то от такой карусели следует уходить как можно дальше и побыстрее. Нелишним будет узнать, сколько лет аттракциону и где он был изготовлен. Ради собственной же безопасности поинтересуйтесь, кто является владельцем того или иного аттракциона. Если хозяев несколько, то знайте: в случае аварии практически невозможно будет найти ответственного. Также специалисты говорят о том, что стоит избегать передвижных аттракционов, поскольку они, как правило, уже много лет нигде надолго не задерживаются.

Инна ШАПОШНИК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ