Недавно Государство Ватикан назначило нового нунция (дипломатического представителя, посла) Апостольской столицы в Украине. Им стал архиепископ Иван Юркович. От нунция, так же как от посла любого светского государства, во многом зависят политические отношения между Ватиканом и Украиной. Но не только это, ведь здесь речь идет также о влиянии нового нунция на общую церковную ситуацию в стране, о его понимании потребностей и проблем нашей архисложной церковной жизни, которая от каждого — так или иначе причастного — требует толерантности и понимания. Ниже предлагаем нашему читателю интервью Его Высокопреосвященства Ивана Юрковича, которое он любезно согласился дать газете «День».
— Как коснется смена высшей власти в Католической церкви отношений с другими церквями, в частности с церквями Украины? Предусматривается ли смена послов Ватикана в странах мира после избрания нового понтифика?
— Папство является институцией, которая обеспечивает единство и стабильность церкви. Поэтому не нужно думать, что вместе со сменой понтифика меняется лицо церкви. Безусловно, каждый привносит собственную способность, собственный стиль мышления и деятельности. Новый Папа прожил более двадцати лет в Риме, хорошо знает положение церкви в мире. Кроме того, как один из ближайших сотрудников Иоанна Павла II, он хорошо знает также и Восточную Европу. Что же касается нунциев, его послов, то по существующей традиции они, как правило, продолжают свою миссию.
— Насколько эффективно, по мнению господина нунция, происходит перестройка структур католической церкви в Украине? Считаете ли Вы, что архитектура новых украинских храмов всегда отвечает стандартам католической церкви и храмостроительным традициям Украины? Не является ли это важным?
— После многих лет трудностей и преследований Католическая церковь в Украине стремилась улучшить условия осуществления своей миссии. Много сделано, однако кое- где, к сожалению, еще остаются серьезные препятствия. Не оставляет надежда, что несправедливости прошлого будут как можно скорее устранены, во всяком случае частично. Это обновление жизни Церкви предусматривает также и строительство культовых сооружений, и решение вопросов, связанных с церковной архитектурой. Цель, к которой стремятся все — сделать так, чтобы культовые сооружения продолжали великие творческие традиции, взлелеянные Церковью и, в то же время, обогащались бы достижениями новых времен. Но реализация таких проектов требует много денег и времени. А если вспомнить, сколько разрушений принесли войны и идеологическую борьбу, грустно становится от мысли — куда завели человека духовная слепота и отдаленность от Бога.
В ВАШЕЙ СТРАНЕ ДЫШИТСЯ ВОЗДУХОМ ЕДИНСТВА, БРАТСТВА И ТОЛЕРАНТНОСТИ
— Какая сегодня сложилась ситуация с национальностью католического духовенства в Украине? Иными словами, какой процент составляют украинцы среди епископата, парафиального духовенства, монашества, семинаристов и верующих? Духовные лица каких национальностей доминируют здесь?
— Как известно, Католическая церковь в Украине насчитывает около 5 00 0 000 верующих греко-католической традиции и 1 00 0 000 — римо-католической. Греко-католическое духовенство состоит практически полностью из украинцев, оно понемногу обогащается хорошо подготовленными священниками из диаспоры, преимущественно, из США и Канады. Латинское духовенство более разнообразно по своему национальному составу. Здесь есть священники из многих стран мира: словаки, французы, испанцы и, в первую очередь, поляки. Однако ситуация довольно динамично развивается, уже рукоположено много местных священников. То же самое можно сказать и о монахах и монахинх. Впрочем, многонациональный состав духовенства — нормальное явление для Католической церкви, институции вселенского измерения, и подобные ситуации существуют во многих странах мира.
— Насколько важно, по Вашему мнению, иметь национальный, украинский, «корпус» Католической церкви в стране? Ускорит или затормозит развитие Католической церкви в Украине «украинизация» католицизма? Приведет ли украинизация Католической церкви к значительному улучшению отношений между украинскими католиками и греко-католиками? Или, может, наоборот?
— Католическая церковь — мировая, вселенская, но она существует в различных национальных контекстах, каждый со своими специфическими культурными особенностями. И это — один из истоков богатства Церкви, один из очень важных элементов ее творческого потенциала и душпастырской действенности. Здесь, в Украине, этот универсальный характер Католической церкви проявляется также и в существовании двух католических традиций, что расширяет возможности ее миссии. Конечно, это разнообразие иногда порождает определенные сложности. Но я думаю, что с течением времени и дальнейшим вызреванием общества проблем будет становиться меньше. Уже и сейчас, как мне кажется, в Вашей стране дышится воздухом единства, братства и толерантности. Это впечатление, возможно, одна из наиболее приятных неожиданностей для меня, оно не оставляет меня с того момента, как я приехал в Киев. Что сказать? Пожелать только всем нам, чтобы Католическая церковь в Украине оставалась как можно ближе к истории страны, к ее богатым духовным и культурным традициям и, вместе с тем, становилась все более открытой к католической вселенскости и миру.
— Как Вы относитесь к идее Патриархата Украинской греко- католической церкви (УГКЦ)? Ведь такая структура есть у некоторых значительно менее многочисленных унийных Церквей в составе мировой Католической церкви? В чем причина прежней политики Ватикана? Это определенное заискивание перед Московским Патриархатом, или может УГКЦ еще не готова к статусу патриархата? Какие условия должна выполнить УГКЦ для приобретения этого статуса? Не считает ли Римская Кафедра, что и сообщество, которое в XVI ст. не поколебалось отойти от Вселенского Патриархата, сегодня может ослабить также связи с Ватиканом?
— Вопрос образования Патриархата Украинской Греко-Католической церкви является непосредственной компетенцией Вселенского Архиерея. Папа Иоанн Павел II высказывал свой взгляд на этот вопрос во время многочисленных встреч с украинскими греко-католическими епископами. Ясным и четким было его обращение к Синоду, который проходил летом 2004 года в Риме:
«Разделяю ваше стремление, укоренившееся также в канонических и соборовых предписаниях, чтобы иметь полный юридически- церковный уклад. Разделяю это в молитве как и в терпении, ожидая дня, определенного Господом, в котором я, как преемник Святого Апостола Петра, смогу подтвердить дозревший плод Вашего церковного развития. Тем временем, как Вы хорошо знаете, Ваша просьба серьезно изучается также в свете оценок других христианских Церквей».
Слова Понтифика не являются «политикой», они являются результатом взвешенных размышлений после консультаций и молитвы. Как Представитель Папы, я считаю своим долгом помогать всем понять эту позицию и жить вместе с Церковью в ее внутреннем вызревании и утверждении в украинском обществе.
ЭКУМЕНИЧЕСКИЕ КОНТАКТЫ — ОДИН ИЗ НАИВЫСШИХ ПРИОРИТЕТОВ
— Как сегодня складываются отношения нунциатуры с Православными церквями Украины? Не считает ли Его Высокопреосвященство, что отсутствие на официальном уровне нормальных отношений с Украинской православной церковью Киевского Патриархата (УПЦ КП) — фактически наиболее открытой для общения Православной церковью Украины — противоречит вежливой политике экуменизма, принятой Ватиканом? Сегодня у многих граждан Украины возникает вопрос: «Почему Ватикан поддерживает официальное общение с лидерами иудейства, буддизма, ислама или протестантизма, а с епископатом УПЦ КП — нет?»
— Экуменические контакты для всех Папских Представительств составляют один из наивысших приоритетов. Иногда они облегчаются благодаря стабильной и надежной экуменической ситуации. Иногда эту работу приходится вести в условиях до сих пор еще сильно ощутимого и серьезного напряжения. Именно это происходит в Украине. Поэтому Святой Престол решил не вмешиваться в такой деликатный и сложный вопрос как отсутствие единства Православия в Украине, тем более, что считает этот вопрос внутренним делом самого Православия. Впрочем, это не значит, что на местном уровне епископы и священники не общаются со всеми христианскими собратьями. Более того, возможно именно Католическая церковь лучше других находит новые пути общения со всеми. До того же, как хорошо известно, наша Церковь очень активна также и во Всеукраинском совете церквей и религиозных организаций. Поэтому критика, скрытая, как мне показалось, в Вашем вопросе, не принимает в надлежащее внимание все усилия Католической церкви, направленные на утверждение в Украине экуменического взаимопонимания.
— Согласно российским религиозным СМИ, иерархия Русской православной церкви возлагает сегодня немалые надежды на улучшение отношений с Ватиканом. В частности, за счет Украинской греко-католической церкви. Это действительно возможно? Почему, как кажется, Католическая церковь значительно больше заинтересована в хороших отношениях с Русской православной церковью, чем Русская церковь — с Католической?
— Деятельность во имя утверждения единства христиан очень важна для Католической Церкви. После Второго Ватиканский Собора в Римской Курии появилось специальное «Министерство» по вопросам экуменического диалога. Оно называется «Папский Совет по делам Поддержки Единства Христиан». Речь идет о задании, которому Понтифики в последнее время уделяли большое внимание. Поэтому неудивительно, что Папа Бенедикт XVI уже в своем первом публичном выступлении говорил о необходимости диалога с другими христианскими Церквями.
Другие христианские Церкви иногда имеют свою точку зрения. Вообще-то, они также признают, что разграничение в лоне христианства является одним из наибольших катастроф в истории человечества. Но, в конечном счете, часто больше озабочены отдельными вопросами, возможно, более близкими чувствительности собственного народа. Но нередко отсутствие взаимопонимания является не столько результатом теологических отличий, сколько порождением негативных эмоций, следствием несправедливости и страданий, пережитых в прошлом. С особой силой в памяти народов укоренены негативные воспоминания о временах насильственного господства и политической гегемонии. В таких ситуациях следует иметь много терпения и работать над тем, чтобы в души людей пришло примирение, чтобы достичь взаимного понимания и взаимного доверия. Чрезвычайно важными в этом процессе являются действия наивысших представителей церковной иерархии. Когда люди видят, что происходит диалог, пусть короткий, но на высшем уровне, они начинают надеяться на новое сближение Церквей.
— Еще один, несколько общий вопрос: сегодня много футурологов, социологов, религиеведов пишут о том, что Католическая церковь и католическая культура вообще теряют свое влияние на культуру, искусство, формирование мировоззрения и обычаев современного общества. Особенно в той самой Западной Европе, которая была в значительной степени сформирована католицизмом. Действительно ли это так? Какими фундаментальными действиями Церковь противостоит феномену утраты влияния?
— В прошлом существовал установившийся взгляд на Католическую церковь как на институцию сугубо европейскую или даже западноевропейскую. Сейчас, благодарение Богу, это представление скорректировано. Сейчас больше чем две трети католиков проживают вне границ Европы и потому, принимая во внимания только европейский опыт, невозможно иметь объективное представление о католичестве.
С другой стороны, однако, следует сказать, что Европа переживает очень специфический момент. Имею в виду не только Западную Европу, но и Центральную и Восточную. По тем или иным причинам христианство в Европе много выстрадало за последние десятилетия. К внешним трудностям добавляются еще и огромные изменения в стиле жизни, которые распространяются благодаря развитию технологий и изменению ментальности общества. Речь идет об изменениях, последствия которых непредсказуемы. Взять хотя бы падение рождаемости на нашем континенте. Лично я думал, что в Украине ситуация лучше, но теперь вижу, что статистические данные довольно тревожны. Это уменьшение — беспрецедентное в истории. К этому нужно добавить еще и изменения жизненных обычаев и снижение социальной чувствительности, особенно в странах бывшего Советского Союза, где расслоение общества на богатых и бедных за каких-то десять лет стало поразительным, — между людьми пролегла бездна.
Таковы реалии, в которых пребывает Католическая церковь и все другие христианские церкви. Понятно, что им нужно жить в мире (вместе с миром), который нуждается в новых ответах и новых свидетельствах Духа. Поэтому для иллюзий нет места: нас ожидает очень большой и сложный труд.
Впрочем, не стоит подвергаться слишком пессимистическим настроениям и впечатлениям момента. Католическая церковь продолжает играть огромную роль в современном мире, практически, во всех сферах человеческой деятельности. Достаточно вспомнить более чем 350 000 католических школ во всем мире и около 1000 католических университетов, которые, кроме всего прочего, утверждают сугубо евангельские ценности. Безусловно, этого не достаточно, но приведенные данные свидетельствуют о действенности усилий нашей Церкви.
Кроме этого, следует подчеркнуть специфическую роль, которую играет Папство. Когда казалось, что интерес общественного мнения к личности Понтифика как будто падает, мы получили доказательства абсолютно противоположного явления. За похоронами Папы Иоанна Павла II наблюдало около 7000 журналистов. Но и выборы нового Папы Бенедикта XVI были в центре внимания всего мира. Поэтому, возможно, стоит говорить не об угасании интереса, а просто об изменении его характера. Возможно, именно Церковь должна искать новые пути к сердцу современного человека, чтобы предложить ему вечные ценности Евангелия.
— Покойного Папу Иоанна Павла II упрекали в жестком консерватизме, нежелании изменить некоторые церковные правила, которые перестали — как думают социологи — отвечать современным реалиям жизни. Будет ли Папа Бенедикт XVI либеральнее своего предшественника в таких социальных проблемах, как послабление целибата, женское священство или контрацептивы?
— Мне кажется, что определение «консервативный — либеральный» не могут применяться непосредственно к ситуации в Церкви. К сожалению, во многих странах сложился стереотип, согласно которому консервативное — это плохо, а либеральное — хорошо. Это достаточно серьезные предубеждения, последствия которых отражаются и на новых поколениях. Скажем, если кто-то имеет крепкую семью, много детей, хранит верность религиозным идеалам, то его считают консервативным. И наоборот, кто-то не уважает ни одной моральной нормы, абсолютно не заботится ни о семье, ни о будущем нации, а о нем каждый день говорят все средства массовой информации, и часто еще и как о человеке независимых взглядов, прогрессивном, важном. Конечно, критичный наблюдатель сумеет отличить подлинные ценности от дани быстротечной моде. Но молодежь нередко теряется и создает себе идеалы, в которых быстро разочаровывается.
Церковь, с другой стороны, должна оставаться верной Благой Вести Евангелия. И потому часто вынуждена говорить слова решительные и твердые. Но в этом состоит ее миссия, от которой она никогда не откажется.
Кстати, известно, что подобные претензии Церкви выдвигают люди, которые уже отдалились от нее и не имеют никакого желания опять приближаться. Часто авторам этих критических замечаний жизнь Церкви даже неизвестна. Нетрудно представить, насколько опасными могут быть их советы. Поэтому новый динамизм и новые стратегии Церкви должны всегда идти из лона самой Церкви, от тех, кто имеет богатый опыт христианской жизни и обогащен мудростью Евангелия. Есть еще много сфер, где Церковь сможет лучше понимать мир и находить ответы на его нынешние вызовы. Папы хорошо знают, что «реформа» Церкви может опираться только на фундамент настоящей религиозной жизни, направленной Духом. Поэтому следует заботиться, чтобы никогда не пересыхали именно эти истоки истинной жизни тех, кто живет собственной верой с ясной душой, преисполненной радости и богатой планами на счастливое будущее человечества.
«МОЯ ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ ПОДЧИНЕНА «СУДЬБЕ»
— Должность Апостольского нунция значительна и известна в Украине, особенно в кругах верующих. Поэтому понятным является интерес к новоназначенному нунцию — его происхождение, образование, знание языков, предыдущие должности. Важно знать путь Его Высокопреосвященства к духовному служению, его духовное образование, а также внеслужебные интересы — отношение к искусству, литературе, использованию свободного времени и отпусков.
— Я словенец, родом из простой семьи, средний сын у родителей. Когда начал думать о своем будущем, то сначала склонялся к изучению химии. Но со временем меня все больше привлекала мысль о том, чтобы посвятить свою жизнь Церкви. В 1977 принял сан. Два года работал священником в парафии неподалеку от Любляны. В 1980 году мне предложили поступить в Церковную папскую академию, которая готовит священников к дипломатической службе Святого Престола. В то же время я изучал Каноническое Право в Латеранском Университете в Риме. В 1984 году я был принят на дипломатическую службу Ватикана и меня направили в Южную Корею. Но уже в том же году я опять поступил в академическое учебное заведение, на этот раз — в Central Texas College, который имел свой филиал также и в Сеуле, и через три с половиной года закончил его, получив степень бакалавра. На протяжении всех лет обучения в высших школах я изучал также и языки. Как представитель небольшого по численности словенского народа, я скоро осознал необходимость овладения другими языками. Если не ошибаюсь, уже с 30 лет я постоянно изучаю языки. Начал с немецкого, потом были английский, итальянский и французский, далее — испанский, русский, белорусский и вот теперь — украинский. Известно, что во время изучения католической теологии следует знать в определенном объеме еще и латынь. Конечно, к этому следует добавить мой родной язык и некоторые другие языки бывшей Югославии. Высокая лингвистическая культура стала одним из элементов престижа папской дипломатии, а это требует бесконечных часов изучения и практики. Однако знание языков стало необходимым для всех, теперь почти невозможно занимать ответственную должность, не владея языками.
Относительно моей работы. Как я говорил, дипломатическую службу я начал в Южной Корее, где пребывал с 1984 по 1988 год. Жаль, что пропустил Олимпийские игры, потому что меня перевели в Колумбию. В этой южноамериканской стране я работал немногим более 4 лет. А 4 марта 1992 года я уже был в Москве, где Святой Престол открывал свою собственную дипломатическую миссию. Четыре следующих года были заполненны напряженной работой, которая обогатила меня знаниями о европейском востоке, о других славянских народах, о Православии. В Москве я также преподавал Каноническое Право в Теологическом колледже св. Фомы Аквинского.
С 1996 по 2001 год я опять жил в Риме. В Государственном Секретариате я отвечал за Департамент по вопросам Организации Безопасности и Сотрудничества в Европе. Как известно, Святой Престол является членом-учредителем этой организации и активно участвует в ее деятельности.
В 2001 году я был назначен нунцием в Беларуси, а сейчас я Апостольский нунций в Украине.
Что сказать о моих личных симпатиях? У всех нас есть определенные хобби, но после большого опыта жизни и работы в различных странах, на различных континентах, мне кажется, что личные увлечения и интересы меняются с каждой новой страной. Безусловно, четыре студенческих года в Риме с новой силой разожгли мое любопытство к искусству и истории. Рим — место невероятное: для того, кто впервые приезжает туда, почти непостижимо богатство этого города. Кажется, что все здесь драгоценное, даже сами улицы, по которым ходишь... Сильное впечатление произвел на меня и Дальний Восток. Корея в те годы только начала появляться как новая экономическая сила. Но она уже имела прекрасную систему воспитания, значительные творческие достояния, в этой стране воздух был напоен неподдельным оптимизмом. Еще и теперь вспоминаю, на каком подъеме происходила модернизация страны. В тот период я часто ездил и в Японию. Короче говоря, ДальниЙ Восток был для меня огромным глотком красоты, до сих пор почти незнакомой.
В Колумбии я нашел другой мир. Безусловно, там были большие трудности, но и этот мир был очень интересным и удивительно творческим. Благодаря этому периоду я обогатил свои знания о том, какой является испанская культура в современном мире. В Европе Испания — важная страна, но несколько отдаленная от других. Но если посмотреть на мир в целом, то понимаешь, что здесь речь будет идти о культуре, которая оставила неисчислимые следы в других странах и сильно повлияла на человечество. Принимая во внимание то, что речь идет о народах, имеющих особую связь с католицизмом, все это приобретает для меня особый вес.
А в Москве проснулось мое любопытство к литературе, не покидающее меня до сих пор. Возможно, именно литература — это сфера, где человеческая душа проявляет себя с наибольшей четкостью и способна представлять то, что выше даже человеческого опыта, что касается сферы духа. Конечно, также и фигуративные виды искусства, и музыка имеют огромный потенциал, в первую очередь, благодаря непосредственности влияния и его первичности, но, возможно, им не так легко удается передать точную и тематически определенную мысль. Для мира веры и теологических размышлений главным инструментом остается слово, особенно, если оно близко к Слову, которое есть Христос, Бог и человек.
В большой степени моя личная жизнь и мои симпатии подчинены «судьбе», которую назначило мне Провидение. Можно было бы сказать, что это определенное насилие над человеческой личностью, которая предпочла бы жизнь в среде более стабильной и уютной. Но, с другой стороны, быть открытым миру и людям, не планируя собственного будущего — это ни с чем не сравнимое обогащение собственной жизни.
— Первые впечатления господина нунция от встречи с Украиной? Сложность овладения языком? Есть ли что-то общее между Украиной и родиной Его Высокопреосвященства? Что больше всего здесь понравилось? Что вызвало наибольшее изумление или непринятие? Как отличается выполнение дипломатической миссии в Украине от подобной работы в других странах? Что является Вашим стратегическим заданием как нунция в Украине?
— Мне нравится моя новая Миссия. Конечно, мне понятны и сложности, и особый динамизм, присущие ситуации в Украине. Поэтому я осознаю, что и деятельность Представителя Святого Отца в этой стране должна осуществляться в духе глубокого уважения к людям и к истории.
Я сразу начал с изучения украинского языка. Каждый день отправляю Святую Службу Божью на украинском языке, и каждую неделю по 4 часа занимаюсь с очень опытной преподавательницей. Надеюсь вскоре достичь успехов, но каждый язык нуждается в своем времени.
Между Словенией и Украиной много общего. Особенно похожа на мою страну западная часть Украины. Также в обычаях и фольклоре немало элементов, которые встречаются и в других странах Центральной Европы.
Уникальное стечение обстоятельств — во время Первой мировой войны мой дедушка со стороны отца несколько лет был военнопленным в Ровно. Мобилизованный в австро-венгерское войско, он попал в Украину. Когда его взяли в плен, то отправили работать на одну из ферм неподалеку от Ровно. В нашей семье вспоминали письма, которые он писал. Вернувшись домой, он рассказывал, что плен не был слишком тяжелым еще и потому, что проходил в работе среди крестьян.
Надеюсь, что буду чувствовать себя хорошо в Вашей стране. Работа, которая меня ожидает — нелегка, но буду стараться выполнять ее как можно лучше. Миссия нунция не осуществляется по предусмотренной предварительно программе: главное — это быть рядом с людьми и Церковью, хорошо понимать их потребности и делать все для того, чтобы каждый человек и каждый народ могли реализовать свое призвание перед историей и перед Богом.