Общественная организация «Европейская исследовательская ассоциация» поинтересовалась, за счет каких фондов существует современное среднее образование в Украине. Известно, что наше образование постоянно недофинансируется. По данным Комитета Верховной Рады по вопросам науки и образования, на содержание одного ученика в бюджете 2014 года заложено 8,8 тысяч гривен при потребности от 9,5 до 15 тысяч. То, чего не хватает, перекладывается на плечи родителей.
В январе и феврале этого года эксперты методом онлайн-интервью (респондент самостоятельно заполнял анкету через Интернет) опросили свыше 350 родителей школьников, которые учатся в СОШ. Отобрали людей, проживающих в городах с населением 50 тысяч в четырех регионах: Центральном, Восточном, Западном и Южном. Вопросы касались деятельности фондов — классных и школьных. Специалисты оценили, сколько денег родители отдают в поддержку школ, а также заинтересованы ли они сделать наличные потоки более прозрачными и подотчетными.
Итак, средняя сумма по Украине, которую родители ежегодно выделяют на фонды школы — 800—900 гривен. Сбор денег в классные и школьные фонды — явление чрезвычайно распространенное: 91% родителей признали, что в школах, где учатся их дети, есть такие фонды. Половина опрошенных считает, что создание фондов в школах является неотложной необходимостью, а 33% убеждены, что путем создания таких фондов государство просто перекладывает с себя ответственность на самих граждан.
Согласно результатам, классные фонды преимущественно используют на ремонт классов (на это указали 79% опрошенных), приобретение технических средств и оборудования (51% опрошенных), средства для мытья и гигиены (49%). Кроме того, деньги классного фонда идут на подарки учителям (45% респондентов) и приобретение дополнительных учебников (43%). Деньги, собранные в школьный фонд, по свидетельству 94% опрошенных, используют на ремонт школ. О вступительном взносе при зачислении в школу упомянули 14% опрошенных родителей, при этом 16% из них признались, что отдавали деньги непосредственно директору школы.
Всего 14% опрошенных родителей указали, что школьные фонды в их школах зарегистрированы как благотворительные, а 3% — как общественные объединения или общественные организации. 65% респондентов вообще не смогли ответить на вопрос относительно юридического статуса школьных фондов, а 40% родителей не интересуются тем, как сделать школьные фонды более прозрачными и подотчетными. И лишь 2% респондентов знают о нормативных актах и рекомендациях относительно создания школьных фондов.
Также около 20% респондентов не задумывались над легализацией функционирования классных и школьных фондов. Решение относительно суммы, которую следует оплатить в школьный фонд, определяет родительский комитет или родители на собраниях (43%). В то же время 42% опрошенных родителей отметили, что решение о том, какую сумму денег нужно собрать для наполнения школьного фонда, принимает школьная администрация, а иногда и исключительно директор школы. Самым популярным способом отчетности о расходах средств классного фонда становится отчетность представителей родительского комитета на собраниях о статьях и объемах расходов (80%).
Светлана ГОРНАЯ, руководитель экспертного совета ОО «Европейская исследовательская ассоциация»:
— Лишь 20% наших респондентов сказали, что в школах действуют благотворительные фонды или общественные организации, которые имеют банковские счета, являются подотчетными и цивилизованным образом эти финансовые протоколы регулируются. Это легитимное обращение средств. В других случаях средства циркулируют как наличность. Много это или мало — зависит от школы. Директора школ сказали, что эти 8,8 тысяч гривен, заложенных в бюджет на каждого ученика в 2014 году, — не те деньги, которые идут в школу. Потому что там включены разные расходы из министерств и инстанций, обеспечивающие школьное образование. То есть директора нам не могли назвать четкую сумму, которая идет на каждого ученика. Это — 10% от государственного финансирования. Пока что сельские школы мы не трогали. Кому-то может показаться, что это много, кому-то — мало. Есть родители, которые говорят, что в школьные фонды платят две тысячи гривен в год. Я считаю, главное — что родители включились, потому что без финансовой помощи школа существовать не может. Просто фонды должны приобрести легальную форму. Даже если мы закроем все теневые схемы, все равно школа не будет иметь всего того, что ей необходимо. Поэтому мы видим, что ремонты, оборудование школ, учебники — за счет родителей. Государство само не в состоянии обеспечить современную школу на современном уровне.
Возможно, в этом есть социальная несправедливость, но мы уже по-другому живем. Поэтому должны думать по-другому: патерналистской системы уже не существует, нужно самим приобщаться ко всему, что происходит. В советские времена предприятия брали под опеку школы, и это давало много полезных для школы вещей — тех, которые не могло сделать государство. А мы сейчас стоим одной ногой в Советском Союзе — бесплатное обучение, бесплатное питание, бесплатные учебники, а второй — уже в другом социальном строе. Поэтому нам нужно что-то делать: родителей необходимо приобщать. Если же говорить о спонсорской деятельности, то предприятия, банки, разные учреждения могли бы помогать школам через фонды. Также можно искать другие возможности наполнения благотворительных фондов.