Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Каждый третий безработный — с дипломом

Как, зачем и для кого создаются рейтинги высших учебных заведений
21 октября, 1996 - 20:49
ГЛАВНЫЙ ЭКЗАМЕН СТУДЕНТАМ ПРИДЕТСЯ СДАВАТЬ УЖЕ РАБОТОДАТЕЛЯМ / ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА / «День»

Следствием полученного образования далеко не всегда является образованность человека. Очевидно, это касается любого отечественного образования — среднего, профессионально-технического или высшего, дипломы о котором сегодня имеет половина молодых людей Украины. Об этой проблеме долго могут рассказывать работодатели, ведь что-то не так в нашей системе образования, если ежегодно украинские вузы дают дорогу в мир около 25 тысячам молодых людей и при этом, по данным государственных служб занятости, сегодня каждый третий клиент специалистов этих служб имеет высшее и неполное высшее образование.

— Экономика выдвигает требования системе образования Украины, но если система образования развивается по собственным законам, возникает ряд вопросов. Например, почему при достаточном государственном финансировании — 6% ВВП, что больше, чем в странах Европейского Союза — система дает сигналы о хронической нехватке средств, о низком уровне зарплат преподавателей, об изношенности основных фондов? Или почему при таком количестве существующих вузов в Украине (900) мы не можем похвастаться инновационными прорывами? — интересуется Елена Осинкина, информационный аналитик центра «Бест».

Ответы на эти вопросы нужно давать немедленно, ведь не могут образование и экономика существовать сами по себе — последствия видны уже сегодня. Поэтому, чтобы начать основательный анализ ситуации, компания СКМ, Фонд «Развитие Украины» и Киевский международный институт социологии (КМИС) провели пилотное социологическое исследование «Компас» — составили рейтинг украинских высших учебных заведений по уровню удовлетворенности образованием. Нужно заметить, что это только первый шаг в системе изучения рынка труда, предложений, которые делают отечественные вузы, и запросов работодателей. Причинами проведения этого исследования его организаторы назвали дефицит квалифицированных кадров и разрыв между потребностями рынка и уровнем образованности выпускников.

Методику, по которой оценку «Компаса» прошли 228 отечественных учебных заведений III—IV уровня аккредитации, составили специально, и она прошла оценку Министерства образования и науки Украины и Мирового банка. Она включала полную характеристику вузов, оценку учебного заведения студентами, оценку выпускников, а также оценки экспертов и, что самое важное, работодателей. По словам социологов, оценки, которые давали вузам работодатели, являются наиболее ценными и объективными. Таким образом, данные, полученные после комплекса исследований, включают оценку соответствия образовательных услуг потребностям рынка труда, общую оценку вуза выпускниками и студентами и экспертную оценку каждого из учебных заведений.

— В мае — июне этого года мы проводили опрос методом личного и телефонного интервью, опрашивали при помощи электронной почты и онлайн-опроса. Всего около 1200 респондентов. Главными в нем были два компонента — мнение выпускников, которые после окончания вуза столкнулись с необходимостью трудоустроиться, и работодателей, выдвигающих свои требования к уровню знаний и навыкам потенциального работника. Замечу, что мы опросили около 200 работодателей — представителей самых успешных компаний, работающих в Украине. В свою очередь, экспертов мы разделили на две группы: тех, кто лучше других знает, как выпускник устраивается — это представители Государственного центра занятости Украины (157 человек), и специалистов по отбору персонала (103 человека) из всех областей страны. Также среди экспертов у нас были представители Мирового банка, Академии педагогических наук и Конфедерации работодателей Украины, — рассказал Владимир Паниотто, генеральный директор КМИСа.

Вместе с тем мало информативными, как говорят социологи, были ответы самих студентов. С точки зрения экспертов, ответы были «не совсем адекватными общей идее исследования — что система оценки готовит некий продукт, который должны оценить работодатели»: удовлетворенность или неудовлетворенность обучением не отображали реальной картины, сложившейся в конкретном вузе — студенты больше говорили об обеспеченности их уровня требований в процессе обучения (закономерно, что в столичных вузах уровень требований студентов выше уровня требований их коллег в провинции).

Обобщив большое количество разнообразных мнений, исследователи отобразили удовлетворенность образованием выпускников и работодателей по таким направлениям: бизнес\экономические специальности, правоведение, инженерные\технические специальности, информационные технологии (ІТ), архитектура\строительство. В результате получилось целых три рейтинга: общий для всех украинских вузов, по направлениям подготовки и региональный.

Итак, первое место лучшей пятерки украинских вузов разделили Киевский Национальный университет им. Тараса Шевченко и Харьковская Национальная юридическая академия им. Ярослава Мудрого. Вторую ступеньку заняли Национальный университет «Киево-Могилянская академия» и Национальный технический университет «Киевский политехнический институт». На третьем месте — три вуза: Киевский национальный экономический университет им. Вадима Гетьмана, Киевский национальный университет внутренних дел и Киевский национальный университет строительства и архитектуры. На четвертом и пятом местах — соответственно Киевский национальный торгово-экономический университет и Донецкий национальный университет. В региональном рейтинге первое место на западе занял Национальный университет «Львовская политехника», в центре страны- Национальный университет им. Тараса Шевченко, на юге — Днепропетровский национальный университет, а на востоке — Юридическая академия им. Ярослава Мудрого.

— Конечно, проводить такие рейтинги — не новинка, а общепринятая международная и украинская практика: в мире давно проводятся всемирные рейтинги (самые большие — в США, Германии, Китае), а в Украине — национальные. Однако большинство из них направлены на оценку рейтинга вуза, качество академической подготовки студентов и соответствие характеристикам, необходимым для получения аккредитации. В основном они направлены на оценку процесса, а не результата. К тому же в некоторых не учитывается мнение выпускников, в некоторых — работодателей... Следующее наше исследование мы планируем провести в ноябре этого года, чтобы к маю — июню студенты получили рейтинг отечественных вузов, — уточнила менеджер проектов компании СКМ Наталья Кривулина.

Эксперты замечают: рейтинг — это начало, ведь главная задача — не ранжировать университеты, а «поставить перед обществом вопрос дальнейшего развития и селективного отбора учебных заведений». С точки зрения исследователей проблемы, дискуссия в обществе на тему: нужно ли каждому второму получать высшее образование, пересмотр того, как каждый вуз финансируется — это вопросы будущего. Будущей реформы в системе образования.

КОММЕНТАРИЙ

Максим СТРИХА, заместитель министра образования и науки Украины:

— Так сложилось, что люди во все пытаются внедрить определенную состязательность, установить определенную иерархию. Рейтинг университетов — это изобретение не украинское, ведущие западные рейтинги делаются, как правило, комбинированными. Это определенные объективные показатели, например, количество научных публикаций, численность студентов или результат их трудоустройства, в то же время берутся ко вниманию и экспертные оценки. На основании этого формируется несколько самых известных рейтингов университетов. К сожалению, вынужден сказать, что сейчас украинские университеты в этих рейтингах отсутствуют, что, на мой взгляд, является отображением не только их объективного уровня. Видимо, они не хуже многих университетов, входящих в эти рейтинги. Но дело в том, что оценивающие эксперты не знают этих университетов. Что касается украинских рейтингов, то они разные. Те, к которым причастно наше министерство — это результат очень сложной системы баллов: оцениваются все аспекты университетской деятельности (учебной, научной, обеспеченность преподавателями и площадями для ведения учебного процесса и тому подобное). Есть другие рейтинги, являющиеся результатом экспертных опросов какого-то круга оценщиков. Я далек от того, чтобы считать даже самый лучший рейтинг полностью объективным. В то же время, если можно спорить относительно 20-го или 40-го места, то лидеров эти рейтинги выявляют четко и ни у кого не возникает сомнений, что лучшими техническими университетами являются Киевский и Харьковский политехнические университеты, что среди аграрных университетов ведущее место занимает Национальный аграрный университет. В целом рейтинги — вещь достаточно полезная, хотя абсолютизировать их нельзя. С одной стороны, одни вузы они побуждают бороться за высшие места, а оказавшихся наверху — поддерживать позиции, бороться за них. А это очень позитивно.

КСТАТИ

Опубликован мировой рейтинг вузов. Без украинцев

Четвертый по счету рейтинг был составлен работниками американской газеты Times Higher Education (THE) и компании Quacquarelli Symonds (QS), которая специализируется на образовании за границей. Опрос производился среди 2300 работодателей и более 6300 преподавателей, которым было запрещено голосовать за собственные вузы, сообщает ВВС. Первое и второе место заняли американские Гарвард и Йель, третье — Кембридж, четвертое — Оксфорд. Большинство позиций в первой десятке и сотне рейтинга занимают британские и американские университеты (пятый — Калифорнийский технологический институт, далее — Имперский колледж (Лондон), за ним — Университетский колледж (Лондон), затем — Чикагский университет, далее — Массачусетский технологический институт и Колумбийский университет). «Фонды одного только Гарварда равны размерам суммарной годовой прибыли всего британского университетского сектора», — говорит редактор Times Higher Education Анн Мроз.

Рейтинг учитывал шесть критериев, по которым классифицировались учебные заведения, например, количество иностранных студентов и соотношение работников и студентов. Украинские университеты в рейтинг не попали. В то же время, представитель российского Московского государственного Университета (МГУ) заявил, что рейтинг не отвечает действительности потому, что у составителей недостоверная начальная информация, например, относительно количества иностранных студентов. А это снизило место МГУ по крайней мере на 60 пунктов. Однако потешить свое самолюбие россияне смогут уже скоро. В июне 2008 года МГУ заказал компании «РейтОР» составить рейтинг вузов СНГ. Ознакомиться с новым рейтингом можно будет в конце ноября. В нем принимают участие 12 украинских университетов.

Оксана МИКОЛЮК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ