Весна. Новый сезон для велосипедистов начат. А чтобы на улицах Киева их появилось еще больше и велосипед стал самобытным видом городского транспорта, и не только из-за подорожания проезда в общественном транспорте или роста цен на горючее, в Ассоциации велосипедистов Киева придумали интересный проект «Велоагент Киева». Каждый, кто имеет время, силы и желание популяризировать велосипед в городе, может приобщаться к этому проекту. Для этого достаточно лишь зарегистрироваться на сайте организации. Еженедельно кураторы проекта будут отправлять по электронной почте задания велоагентам.
16 марта первые участники программы его уже получили: нужно сфотографировать себя или друзей с велосипедом или поймать кадр велодвижения в городе и распространить фотографию в социальных сетях. Конечно, чтобы как можно больше людей это увидели и оценили. Это задание организаторы называют легким, некая проба, кто действительно заявит о своем желании что-то делать, а не просто лайкать фото. Далее — каждую неделю агенты будут получать новые задания. Какие именно, нам не рассказали. Пока это тайна. Медиа-куратор АВК Олеся Сторожук лишь очертила возможное поле будущей деятельности: распространение идеи ездить на работу на велосипеде, распространение разнообразной информации в заведениях питания, установление велопарковок, стимулирование сотрудников или коллег отправляться в велопутешествия.
Полсотни киевлян, которые уже заявили о своем желании принимать участие в проекте, свое первое задание получили. Теперь ждем результатов. Олеся Сторожук замечает, фотография с велосипедом — это будто пустяк, но это очень сильный механизм, чем больше людей будут видеть, что другие пользуются велосипедом, тем больше будет возникать желание у них ездить на нем. «Это все абсолютно добровольно, не будет никаких экзаменов или аттестаций, но ежемесячно будем проводить опрос и таким образом будем отслеживать, кто и как выполняет задание. Часто люди не знают, с чего начинать, и потому ничего вообще не делают. Поэтому мы разработали программу, с помощью которой человек приобщается к ней и способствует популяризации велосипеда. Мне кажется, что это движение уже вызвало интерес. Но приобщаться к нам можно на любом этапе. Мы планируем давать задания в течение всего активного сезона, проект разработан до октября месяца, но будем смотреть по ситуации», — прибавила Олеся.
Для многих велосипед и в самом деле стал другом. И не только потому, что кто-то к этому вынудил или привлек, а по зову сердца. Ирина Бондаренко, которая сейчас работает в Ассоциации велосипедистов Киева, а еще несколько лет назад работала в бюро журналистских расследований «Свідомо», с велосипедом на «ты» уже давно. Ездила на нем на работу еще задолго до перехода в АВК. Вспоминая свой путь от журналистики до эксперта по веловопросам, Ирина рассказывает, как все время ее раздражало, что в Киеве ничего не улучшается для велосипедистов. Но когда в «Свідомо» обратились активисты из АВК с просьбой помочь распространить определенную информацию, девушка поняла: ее время пришло, пора что-то делать самостоятельно.
— Сначала я предложила им, что могу помогать писать новости, пресс-релизы, распространять информацию. А затем втянулась, придумала, что можно направить письма в супермаркеты, чтобы они установили велопарковки, тогда мы подготовили хорошую брошюру с информацией, как это сделать. Из десяти супермаркетов один действительно установил велопарковку, и очень классную. И это меня вдохновило делать что-то дальше. После этого начала все больше втягиваться в эту организацию, и с 2012 года я уже полностью здесь работаю. Сначала занималась вопросами по Киеву, а со временем мы открыли направление национальной работы, и теперь консультируем города Украины по поводу создания велоконцепций. Собственно, в прошлую субботу ездила в Житомир, мы составляли там транспортную модель города. Увеличилось, и довольно значительно, количество волонтеров, уже есть 330 членов организации и где-то такое же количество волонтеров. Да, классно получилось, — подытоживает Ирина свою велоэволюцию.
Приблизительно такой путь может пройти каждый. Если несколько лет назад в столице было крайне мало разговоров о велоконцепции, велодорожке, то в настоящий момент все это понемногу развивается, появилась даже должность велосоветника мэра. Работы еще много, но главное — начать.
И будьте бдительны, возможно, велоагенты уже есть среди ваших друзей или коллег!