Провластные и оппозиционные депутаты Киеврады на удивление дружелюбно приняли предложенное городской администрацией решение о создании плана зонирования (зонинга) территории столицы. Киев будет размежеван на зоны, в каждой из которых установят отдельные условия и ограничения для градостроения по принципу совместимости нового строительства с уже существующими рядом сооружениями.
Глава постоянной комиссии Киеврады по вопросам культуры и туризма, оппозиционный депутат Александр Бригинец, прокомментировал так: «План зонирования необходим. Согласно действующему законодательству, именно зонинг является тем инструментом, который ограничивает застройку города, определяя, что разрешено строить на определенном месте, а что — нет. Киеврада проголосовала за начало создания зонинга, и надеюсь, что его разработка начнется как можно быстрее. Если он будет содержать существенные ограничения — это хороший зонинг. Если несущественные и будет давать застройщикам много прав — плохой. Но он станет фактически единственным серьезным документом, ограничивающим застройщиков исторической части города».
СНАЧАЛА — ГЕНПЛАН, ПОТОМ — ЗОНИНГ ТЕРРИТОРИЙ
В то же время, по словам главного архитектора Киева Сергея Целовальника, зонинг можно принимать только после того, как будет утвержден новый Генеральный план столицы, а в промежутке между утверждениями этих двух документов должны быть составлены детальные планы территорий.
По этому поводу Александр Бригинец высказал обеспокоенность: «Сегодня, с точки зрения власти, не существует действующего Генплана, потому что принятый в 2002 году действует лишь формально, так как устарел и был подвергнут тысячам изменений, а новый еще не утвержден». Чтобы не тратить попусту время, оппозиционный депутат видит выход в принятии зонинга к тому Генплану, который есть.
Между тем громкие баталии вокруг разрушения Подола и Андреевского спуска стали возможны именно благодаря формально действующему Генплану, в котором содержится эфемерная норма о том, что в центре столицы нельзя сооружать дома выше 27 метров. При этом законодательство предусматривает процедуру, которая помогает эту норму обойти, — с помощью разработки историко-архитектурного обоснования. Все инвесторы скандальных зданий, как законопослушные граждане, придерживались буквы закона. Если не принимать во внимание моральный аспект, то с юридической точки зрения каждый небоскреб в центре Киева построен правильно: под все отведена земля, в соответствии с законодательством согласованы проекты, разработаны историко-архитектурные обоснования.
К тому же, как отметил Александр Бригинец, существует проблема неопределенности установленных пределов памятников архитектуры (а в Киеве их около 300), застройка которых запрещена. Как следствие, инвесторы могут получить в пользование фактически любой земельный участок, невзирая на его охранительный статус.
Поэтому говоря о проекте нового Генплана Киева, оппозиционный депутат признал: «Все охранные зоны памятников и историческую застройку собрали в два цельных ареала. То есть теперь будет существовать четкий предел, конкретная сплошная линия, внутри которой находится историческая застройка, чего раньше не было». В отличие от предыдущего Генплана, в новом в разделе «Сохранение и охрана историко-культурного наследия» впервые в схему внесены все виды достопримечательностей, территории заповедников, зоны охраны комплексов достопримечательностей и объектов культурного наследия.
По проекту Генплана, в центре нельзя будет сооружать дома выше девяти этажей. Но, возможно, на том же историческом Подоле и этого слишком много, поскольку на отдельных территориях высотность не превышает три-четыре этажа. Зонингом будут прописаны регламенты для каждого квартала или микрорайона — плотность застройки, функциональное назначение будущих участков, процент зеленых насаждений и тому подобное. В зонах историко-культурных архитектурных заповедников не может быть ни нового строительства, ни даже реконструкции — только реставрация или реабилитация, то есть будут выписываться реставрационные задания на каждый дом, которые будут согласовываться с государственным органом охраны памятников.
ВОИНСТВЕННОСТЬ — В ТВОРЧЕСКОЕ РУСЛО
Сначала разделят на зоны территорию центральных исторических районов — Подольского, Печерского и Шевченковского, где застройка наиболее хаотичная.
«У нас нет ресурса, чтобы покрыть рабочими группами сразу весь город», — сообщил главный архитектор Киева Сергей Целовальник, но заверил, что после того как будет проведен успешный зонинг в центре, наступит очередь остальных районов.
«Центр Киева — это уникальные комплексы Софии Киевской и Киево-Печерской лавры, застройки с большой плотностью памятников культурного наследия, и в то же время это наиболее востребованные территории с коммерческой точки зрения, — объяснила директор НИИ «Укрпроектреставрация», автор проекта реставрации Андреевского спуска, которая продолжается и сейчас, Ольга Рутковская. — А усилия проектантов генплана в последнее время направлены на то, чтобы максимально сохранить и реабилитировать эту территорию как рекреационную. Город уже почувствовал, что туристический ресурс — это весомый вклад в его экономику».
Андреевский спуск — киевский Монмартр, зона вернисажей под открытым небом, где постоянно проходят культурные акции — весной-летом был «горячей точкой», особенно после того как были разрушены здания швейной фабрики «Юность» и стало известно о намерениях компании «Эста», которая входит в состав холдинга Рината Ахметова, построить на их месте современный торгово-офисный центр с подземным паркингом.
Только массовые протесты общественности заставили инвестора отказаться от проекта и создать Общественную палату экспертного совета, призванную разработать концепцию культурного пространства на этой территории. В нее вошли архитектор Петр Маркман, историк Михаил Кальницкий, директор «Музея одной улицы» Дмитрий Шленский, общественный активист Игорь Луценко, галерист Евгений Карась, экскурсовод Владислава Осьмак, историк и философ Мирослав Попович и другие небезразличные к сохранению исторической среды эксперты.
Главное же — был создан орган самоорганизации населения с весомыми функциями под названием «Уличный комитет «Андреевский спуск». На примере этой одной улицы киевляне пришли к стандартной в Европе концепции — использование среды самим населением, которое имеет право решать, что будет расположено по соседству. Жители спуска не только организованные, осведомленные о своих правах и возможностях, но и активно ведут переговоры с городской властью, подписав с ней меморандум и отстаивая собственные интересы. Следовательно, можно ожидать, что проект зонинга, который будет выноситься на общественное обсуждение, здесь встретят с конструктивными предложениями.
«Общественность столицы настроена, я бы сказала, воинственно относительно градостроительных проектов в центре, однако мы начинаем совместно находить лучшие варианты решения проблемных ситуаций, — прокомментировала Ольга Рутковская. — На Андреевском спуске впервые власть применила волевые решения, на которые раньше не отваживалась, запретив строительство даже согласованных объектов, коммерчески очень выгодных, которые могли бы сооружаться полностью легитимно. В настоящий момент в составе Генплана Киева разрабатываются градостроительные ограничения, призванные сохранить историческое наследие. Слава Богу, мы еще способны это сделать».