Факультет социальной педагогики и психологии — единственный в большом Запорожье, который готовит театралов. И каждый студенческий спектакль, а тем более выпускной, особенное событие для ЗНУ. Недавно прошел дипломный спектакль студентов V курса по специальности «Театральное искусство» по драме испанского поэта и драматурга Федерико Гарсиа Лорки «Кровавая свадьба».
Неожиданно. Вызывающе. Страстно. Но почему именно «Кровавая свадьба»? С этим вопросом я обратился к одному из руководителей пятикурсников, заслуженному артисту Украины, старшему преподавателю кафедры актерского мастерства ЗНУ Виктору Гончарову.
— Они (студенты. — Авт.) все показывают страсти, эмоции — это же замечательно! Хотелось это вытянуть у них, чтобы они не были аморфными и показать их несколько с другой стороны: что у них есть голоса, что они владеют хореографией, словом, движениями. И при всем этом они еще показывают свои эмоции — это для актеров очень важно, — рассказывает Виктор Гончаров.
Испанский темперамент в тот день полностью пленял воображение. По тому, как разворачивались события драмы, в голове мелькал один вопрос: «Что дальше?». Студенты срослись со своими ролями и надолго оставили в памяти колоритные образы, выведенные великим Лоркой.
— Труднее всего было «прокачать» эмоции, чтобы выйти на нужный уровень, — это очень непросто. Куча нервов на репетициях, куча слез... Мы даже чуть ли не ругали друг друга — подготовка была очень нервной, — делится впечатлениями от спектакля исполнитель роли Леонардо Андрей Лятуринский.
Однако молодежь преодолела все сложности — и постановка удалась. Не обошлось без ложки дегтя — начало пьесы (первые минут 15) показалось мне несколько затянутым. Не произвел впечатления и образ Mатери жениха. Было заметно, что эта роль далась пятикурснице Надежде Куцаревой очень непросто. И на месте уравновешенной и хладнокровной, но стремящейся к мести испанки, перед зрителями появилась агрессивно настроенная женщина. Но в конечном итоге зритель проникается к ней пониманием — она потеряла двух близких людей: мужа и сына. Нутром Мать слышит, что потеряет и последнего сына, даже его женитьба не прибавляет ей радости: когда-то к его невесте сватался «враг» — Леонардо из рода Феликсов, семьи, которая погубила ее мужа.
Чем-то такая вражда между семьями напоминает шекспировских Монтекки и Капулетти. Однако сомнения развеиваются, когда перед зрителями появляется Леонардо — антагонист жениха. Все похоже на любовный треугольник. И Гарсия Лорка видит лишь один выход в этом — гибель мужчин.
— Очень тяжелая у невесты сложилась ситуация. А примерять ее образ на себя было каждый раз неприятно, — делится впечатлениями пятикурсница Алина Яковенко, исполнительница роли Невесты. — Обыкновенный человек переживает один раз в жизни и при том в самих неприятных для себя ситуациях такие эмоции. Нам нужно было представлять это на каждой репетиции и верить в то, что у человека такое горе.
По словам Виктора Гончарова, главной целью их спектакля была тема любви. В свою очередь я спросил господина Гончарова: «Можно ли было вообще избежать этих бессмысленных смертей?»
— Вот Лорка такой вариант предложил, и мы его сыграли. В некоторой степени мы согласились с ним. Но, конечно, я никогда не соглашусь с тем, что все должно заканчиваться смертью влюбленных людей. Это несправедливо!
Не соглашаются с поступком главных героев и сами студенты. По их мнению, «кровавой свадьбы» не произошло бы, если «герои послушались своего сердца и оставили гордость»...