Для городка Любомль князь Владимир Василькович является фигурой, без сомнения, знаковой. О его деятельности вообще можно прочитать в исторических источниках, и известно, что, будучи очарованным здешними пейзажами, он сказал: «Любо мне тут», — отсюда, мол, и пошло название. В Любомле князь и умер, есть даже ему памятник, а вот улицы до сих пор нет. Директор местного краеведческого музея Александр Остапьюк говорит, что не первый год добивается, чтобы именем князя назвали ту улицу, по которой он ездил из Любомля во Владимир. Но те, от кого зависит принятие решения, не прислушиваются к специалистам.
Рабочая группа, которая недавно определялась с названиями улиц по закону о декоммунизации, снова не поддержала мнение историка. Не будет улицы Владимира Васильковича, а останется та, что и была: 1 Мая. Мотивация — этот день является государственным праздником, как и день 8 марта. Александр Остапьюк говорит, что нужно писать обращение в Верховную Раду, чтобы, наконец, отменили эти так называемые праздники, не имеющие ничего общего с украинской историей. Сейчас же среди 26 любомльских улиц, подпадающих под действие закона о декоммунизации, предложено изменить названия 23-х. Решение за депутатами городского совета, и улица 17 Сентября может стать улицей Михаила Вербицкого, Белинского — Ивана Мазепы, Ватутина — Вячеслава Липинского и т.д.. Будет и улица Голяндерская — голяндрами называют на Волыни переселенцев из Голландии, осваивавших эти земли несколько веков назад. Будут и улицы Полесская, Ранковая, Короткая (!), потому что эти названия «вечные». А улицу 8 Марта так и не назовут, как предлагали, улицей Леси Украинки, великой волынянки, не будет и улицы князя, который основал и построил Любомль.
«ЛЮБИТЕЛЬСТВО В КРАЙНЕ ЮВЕЛИРНОМ ДЕЛЕ»
Игорь ЛЕВЧУК, краевед, историк, Луцк:
— Формирование рабочих групп по «декоммунизации» имеет серьезные недостатки объективности и профессиональности. Чиновники, «штатная» общественность и историки с явно выраженной политической позицией и идеологическими симпатиями — вот стандартный набор этих «троек», которые выносят приговор крайне непростой нашей истории в экспресс-варианте. Тот уровень поспешных решений, выдающихся сегодня на-гора в попытке преодолеть запущенные проблемы прошлого, подтверждает вопиющее любительство в крайне ювелирном деле оценки собственной истории. Идет попытка пройтись ластиком по трагическим и позорным страницам вместо того, чтобы грамотно использовать их в крайне актуальном деле воспитания и остановки хронической болезни «граблей», на которых мы танцуем не одно столетие.
Продолжение темы: «Уроки с улиц»