Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Кое-что о «диких танцах», переходящих в экстаз

(Восточно-западный феномен в музыке, кино и литературе, или Живите танцуя)
28 мая, 2004 - 00:00

МЫ — САМЫЕ ДИКИЕ

Хотелось бы подвести итоги радостного весеннего обострения процессов. Самым выдающимся в этом ряду фактом является победа Русланы на «Евровидении». Мо-ло- дец! Прямо под две даты подгадала: во-первых в следующем году будет юбилейное 50-е «Евровидение», которое пройдет в Киеве (об этом трубят ежедневно) и во-вторых — ровно тридцать лет минуло с победы на этом конкурсе популярнейшей группы АВВА с песней «Waterloo» (о чем упоминается меньше). Хотелось бы Руслане пожелать той же счастливой судьбы на мировой поп-сцене.

Помимо демонстрации профессионализма, чему способствовал выход два года назад «подготовительного» альбома Русланы «Дикие танцы» (у АВВА тоже накануне конкурса, в 1973 году вышел сильнейший альбом «Ring Ring») — Руслана выдала настоящий «драйв». Что отмечали даже российские конкуренты в «Большой стирке», которая демонстрировалась в прямом эфире непосредственно после конкурса.

Поговорим о характере «Wild Dances». Помимо бывших братских советских республик по максиму оценили выступление Лыжичко такие разные страны как Исландия и Турция. Почему же за Руслану активно голосовал как Запад, так и Восток? Что у них общего?

Общее — этническая основа номера украинки. У многих стран глубинное народное творчество — сходно по звучанию. В Стамбуле наша певица просто стала «народной героиней». Они ее быстро «породнили» с Роксоланой — любимейший украинский исторический персонаж, существенно повлиявший на турецкую политику (посредством султана, разумеется).

Вследствие Глобализации (и соответственно интегрального процесса Восток—Запад) — во всем мире стала популярной музыка на этнической основе. Но, конечно, в электронной упаковке.

Руслана — ярчайшее воплощение этой тенденции. Да и все призеры «Евровидения-2004» — из этой когорты.

Произведение Юлии Савичевой, склепанное из затасканных евростандартов было обречено. Последний успех в этом жанре — у Алсу. Пономарев с тем же «набором» занял в прошлом году только четырнадцатое место.

Но все вышеперечисленное без драйва — ноль. А Руслана, повторимся, выдала его по полной! Она так вдохновенно отплясывала на репетиции в Стамбуле, что под ней и ее группой подтанцовки рухнула сцена! Публике сполна передалась эта экстатическая энергия, исходящая от нашей артистки.

ЧТО ТАКОЕ ЭКСТАЗ?

Но уточним, что такое экстаз. Некоторые читатели сразу начнут иронично улыбаться...Когда-то, во времена моей розовощекой юности, двоюродная тетя спросила меня за столом: «Знаешь ли ты что такое экстаз?» В ответ, я молча покраснел. Она поведала: «Экстаз — это таз, которым кто-то пользовался». Эту шутку она вычитала в «Литературке».

Я же, как и наверняка некоторая часть публики, перепутал его по наивности с оргазмом. «Оргазм, — как бодро гласит энциклопедия, — (от греч. orgao — пылаю страстью), наивысшая степень сладострастного ощущения; возникает в момент завершения полового акта».

«Экстаз — (от греч. ekstatis — исступление, восхищение), высшая степень восторга, воодушевления, иногда на грани исступления».

«Продвинутый» словарь Брокгауза и Ефрона дает более расширенное толкование: «Экстаз — восторженное состояние, аффект, при котором сознание под влиянием избытка чувств и крайне живых представлений, отрешается от внешнего мира и сосредотачивается на представлениях внутреннего характера. У мистиков экстаз — средство познания, более совершенное, нежели чистое мышление, и вместе с тем состояние общения с Абсолютом, которая и составляет конечную цель человеческого существования».

Все мы, западники, уже стали гораздо больше мистиками, чем раньше, поскольку большинство восточных практик, подразумевает подключение чувств и воображения для усиления эффекта того же выздоровления. В западной медицине с этим проще: проглотил таблетку — сиди жди, когда полегчает. А тут себе помогать надо.

Получается, экстаз — это приближение к Точке Пересечения (Бог, вдохновение, совершенство, по Вертикали (связь Человек—Небо), а оргазм — по Горизонтали (связь Человек—Земля). Но в человеке сложно отделить духовное от животного.

Что испытывала турецкая толпа, которая чуть ли не на руках понесла Руслану?

Что чувствовали девушки, падавшие на рок-н-ролльном концерте «Битлз» в обморок? Духовный подъем? Или же «длинноволосые мальчики» им просто «сильно нравились»?

Скорее всего и то, и другое: вожделение смешанное с поклонением.

ГЛОБАЛЬНО «ОТРЫВАЕМСЯ»

Подобный эффект продемонстрировала в апреле на гастролях в столице Украины британская группа «Transglobal Andegraund». Выступали они в Международном Центре Искусств (Октябрьский дворец).

Их внешний вид — уже колоритное зрелище. Негр-вокалист Тууп в подобии солнечного, ярко-желтого сари. Тууп играет еще на бонгах. За ним расположилась экзотичная босоногая ситаристка Шима. Ее ситар — современный модернизированный электроинструмент. Женщина сосредоточенно и умело выдала на нем масштабное вступление. Клавишник разливал в пространство длинные электронные пассажи в созерцательном, нью-эйджевом духе. Но никто не собирался расслабляться, поскольку два ударника быстренько соорудили звуковую шаманскую воронку, в которую зал стал понемногу проваливаться.

Стиль группы — world fusion — мировой сплав. Это смесь индийского и арабского востока, блюза (местами речитатив Туупа даже напоминал рэп), африканского ритма и «космических» синтезаторных аккордов. Состав группы — 5-й Интернационал (европеец, араб, еврей). Солист Тууп — уроженец Гайаны. И хором эти ребята — из Лондона. Не слабо?

Главную мощь музыке сообщали не мелодия, а сочетание электронной пульсации, ударных инструментов и иррациональных ситарных аранжировок.

Публика завелась!

Граждане постарше сразу не поняли о чем идет речь и тихо удалились, примерно 1/5 зала. А молодежь быстренько «въехала» и принялась плясать. Некоторые разделись до пояса (благо не было охраны) и, размахивая майками и рубашками, стали выводить всевозможные па: тот же «мировой сплав». Что-то среднее между танцами из индийских фильмов, цыганочки с выходом и прыжками на батуте. Но, как ни странно, выглядело все это уместно и даже красиво. В этой удивительной массовке все почувствовали себя чем-то общим и радостным. Народом овладело экстатическое состояние, возникшее от движения и музыки. Лихо скача, я тоже ощутил приступ «неконтролируемого» счастья. Никакой агрессии — только восторг. Оргазм и экстаз, взбитые миксером звука. Звука в котором Восток и Запад слились воедино.

ЗАПАДНЫЙ САМУРАЙ

Уместно в русле статьи еще раз вспомнить о популярном в США и Европе японском писателе Харуки Мураками (подробнее о нем в «Дне» №54).

Наименование своего мистического триллера «Дэнс, Дэнс, Дэнс» он взял по названию танцевального хита американской группы «Бич Бойз». Когда главный герой романа попадает «на прием» к мифическому персонажу — Человеку- Овце, тот на вопрос : «Что делать»? — получает ответ: «Танцуй!.. Пока играет музыка, ТАНЦУЙ!»

Писатель перевел рок-н-ролл в эзотерическую плоскость, в Танец Воина — древнейшее представление О СМЫСЛЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ В ДВИЖЕНИИ. Западный прикол послужил ключиком от восточного ларца. Я бы это умение волевым усилием достигать Точки Пересечения назвал Фокусировкой.

Известно, что Мураками (вместе со своими героями) предпочитает из кино — американскую продукцию. Всех нас в 2003—2004 годах ждал «восточный» сюрприз от знаменитого голливудского режиссера Квентина Тарантино — его картина «Убить Билла». Первая часть фильма вышла в декабре 2003 года, вторая — в апреле 2004 года.

ТАРАНТИНОПО-ВОСТОЧНОМУ

Как улавливающий мировые тенденции художник, он чуть ли не первый пошел на такой смелый эксперимент в кино: смешать западную и восточную стилистику. Он заставлял своего оператора просматривать десятки гон-конговских боевиков. Сам он тоже просмотрел километры своеобразных японских мультфильмов.

Некоторые критики сразу окрестили картину шедевром, дескать, он умело использовал приемы мирового кинематографа: от Годара — до Курасавы. И перекрыл своим новым творением успех «Криминального чтива». У интеллектуалов, как обычно, от переизбытка знаний и недостатка чувств — преждевременные выводы.

Использовал — да! Но в отличие от «Криминального чтива», в «Убить Билла» — нет НАСТОЯЩЕСТИ.

С одной стороны Тарантино предложил как бы «несерьезные» правила игры: на экране после отсечения голов и рук самурайскими мечами — кровь хлещет многометровыми гейзерами. Я впервые видел, чтобы публика на убийства реагировала смехом.

Героиня Умы Турман — бравый Воин Мести. Она сметает десятки противников. Сцены действительно выдержаны в стиле восточных боевиков. Но и в трагедийных боевиках с Брюсом Ли и в комедийных с Джеки Чаном — подобные схватки героя с бесчисленным количеством врагов выглядят убедительно. А в «Убить Билла» — это невнятный фарс. «Невнятный», поскольку множество пародийных приемов режиссер не доводит до реального комедийного эффекта.

Кровь как бы клюквенная, раз щедро разливается тоннами. Но как быть тогда с эпизодом, сделанным в стиле японского мультфильма. Убивают родителей токийской девочки. Она прячется под кроватью и видит, как на родительской постели, вокруг торчащего лезвия, расширяется кровавое пятно. Кровь начинает капать ей в глаза, полные слез. Весело в зале никому не было.

Во всех смыслах Тарантино удалось сделать только талантливую ИМИТАЦИЮ. Каким бы фантастическим не выглядел любой эпизод в «Криминальном чтиве» — мы верим в опасную реальность происходящего. Помните: боксер СЛУЧАЙНО сбивает на машине мафиози, которого надул с деньгами, они дерутся, а затем СЛУЧАЙНО попадают в магазин, начиненный оружием, хозяева которого СЛУЧАЙНО оказались сексуальными маньяками, и «крутые» парни СЛУЧАЙНО становятся жертвами. Но боксеру СЛУЧАЙНО не слишком крепко стянули ладони веревками и извращенцы были наказаны. Не смотря на огромное количество «случайностей» достоверность здесь присутствует в каждом кадре. И самурайский меч, как экзотическое оружие возмездия, выглядит в этой «американской глубинке» очень убедительно в руках Брюса Уиллиса.

У себя же «на родине», в Японии, то же излюбленное оружие Тарантино, находящееся в тоненьких пальчиках Умы Турман, воспринимается как дешевая подделка.

Тарантино отлично знал детали американской жизни. Он чувствует ее глубинно. А в Японии он только успел «прочитать пару вывесок с иероглифами». Отсюда и полное отсутствие достоверности. А без нее ни одно произведение искусства не работает.

Суровый Станиславский (который по непроверенным сведениям мотался в Тибет и даже имел там духовное звание Учителя), конечно, влепил бы Квентину двойку. Но мы понимая, что как ищущий художник Тарантино движется в перспективном направлении, за энтузиазм ставим ему — «хорошо». И особо отмечаем сценку, где Турман дерется на мечах с женщиной-якудзей. Каков интерьер! Это падающий снежок на фоне зимнего японского сада! За дизайн я бы даже дал Тарантино «отлично». Эстетика хоть и лубочная, но впечатляет. Завораживает и само развитие поединка, протекающее по законам японского Боевого Танца.

Соответственно, это произведение в целом (и популяризируемые сунд-треки) еще сильнее подстегнет на Западе — моду на Восток.

ПОСЛЕДНИЙ АККОРД

Чему способствует и последний альбом Стинга «Sacred Love» («Сакральная любовь»). Главный танцевальный хит с которого «Send Yоu Lovе» построен на индийской аранжировке. Сам же альбом английской суперзвезды вышел в начале под таким названием «Sacred Love» (Japan Bonus Tracк). То есть приглашение Японии на британо- индиский танец.

Если так и дальше пойдет — довольно скоро все мы «сольемся в экстазе».

И да помогут нам в этом деле Гребенщиков с Пелевиным!

Константин РЫЛЕВ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ