Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Когда с мнением людей считаются

Общественность Польши успешно борется с незаконным строительством. Как?
17 декабря, 1996 - 20:05
«БОИ С ЗАСТРОЙЩИКАМИ» В КИЕВЕ / ФОТО ОКСАНЫ НЕДИЛЬНИЧЕНКО

Нужно ли учитывать при планировании строительства новых объектов мнения жителей прилегающих территорий? Что важнее — права ста человек, живущих по соседству со строящимся торговым центром или перспектива развития города? Оказывается, украинцы очень по-разному отвечают на эти вопросы. А ввиду серьезных пробелов в национальном законодательстве эти разногласия в последнее время разрешаются на улицах.

В ПОИСКАХ «ИДЕАЛЬНОЙ МОДЕЛИ»

Пикеты органов власти и местного самоуправления, блокирование строительных площадок и автотрасс, избиения протестующих «службой охраны» компаний-застройщиков — по большей части именно таков опыт участия украинской общественности в обсуждении проектов застройки территорий. Другие модели в наших реалиях являются, скорее, исключением из общего правила. Украинские чиновники и бизнесмены еще не научились скрывать своего удивления и раздражения в ответ на утверждения о том, что любой строительный проект должен быть одобрен общиной, проживающей в районе застройки. Но и мы сами нередко отдаем свой голос в пользу «развития инфраструктуры» — до того момента, пока местом развития инфраструктуры не стал наш двор, и выросшая в нем высотка вполовину не уменьшила уровень естественного освещения наших квартир.

В поисках «идеальной модели» мы попытались изучить опыт Польши, с которой нас объединяет и общая история, и ментальность. Польские эксперты, с которыми нам удалось пообщаться, утверждают, что участие общественности в процессе градостроительства в населенных пунктах Польши является обязательным. Публичных консультаций с общиной требуют национальное законодательство и политика предоставления средств структурными фондами Евросоюза для развития территорий. Наиболее используемыми формами привлечения общественности к обсуждению градостроительной документации (в т.ч. и генпланов) и строительства отдельных объектов в Республике Польша являются информирование и обсуждение с жителями проектов нормативных актов и планов застройки. Однако это не означает, что в Польше нет конфликтов в сфере градостроительства. По словам профессора Варшавского университета Богдана Яловецкого, жители всегда будут против любого строительства рядом с ними. Но нередко в Республике Польша экономические интересы берут верх, депутаты и чиновники дают разрешение на строительство, и тогда неудовлетворенным жителям не остается ничего, кроме как обратиться в административный суд. Например, конфликт вокруг застройки жилой части Варшавы сетью торговых заведений (современный район столицы, носящий название «Аркадия») был разрешен через суд в пользу инвесторов, но ценой двух миллионов злотых.

Чем раньше начат диалог с жителями, тем меньше вероятность углубления конфликта, публичных протестов, критических публикаций в СМИ в адрес депутатов и должностных лиц. «Чиновники боятся публичности, и часто критические статьи в прессе являются одним из наиболее действенных способов повлиять на решения депутатов в Варшаве», — говорит Изабелла Край, журналистка известной газеты «Жизнь Варшавы».

«С общественностью иногда трудно консультироваться, поскольку ее представители не всегда дают компетентные рекомендации. Но это необходимо, потому что это наша обязанность в демократическом обществе», — подчеркнул в интервью представитель варшавского отдела по вопросам архитектуры Войцех Бартощук.

«После знакомства с особенностями привлечения граждан к формированию градостроительной политики в Варшаве хочется на нашу почву реплицировать отдельные успешные модели», — поделилась впечатлениями от польского опыта руководитель Восточноукраинского центра общественных инициатив, координатор национальной коалиции «Внедрение прозрачных и свободных от коррупции механизмов застройки» Юлия Ращупкина. «Хотелось бы, чтобы украинские депутаты и чиновники видели в общественности не только «избирательную массу», а и полноценных субъектов решения вопросов местного значения — консультировались и прислушивались к мнению жителей. Тем более, что в сфере градостроительной деятельности для этого теперь есть прямое законодательное основание. А именно, действующий с 14 октября текущего года Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины касающиеся содействия строительству» — он гласит, что «общественному обсуждению подлежат разработанные и согласованные в установленном законодательством порядке проекты местных правил застройки и проекты градостроительной документации (генеральных планов населенных пунктов, детальных планов территорий, проекты застройки территорий, градостроительного обоснования размещения объектов градостроительства)».

УКРАИНСКОЕ ОБЩЕСТВО НЕ СОЗРЕЛО

А что же у нас? Начальник никопольского городского управления архитектуры Василий Повстюк считает, что украинское общество еще не созрело для участия в согласованиях проектов застройки. В то же время, он уверен, что процесс согласования с общественностью проектов застройки в Никополе проходит при четком соблюдении всех требований действующего законодательства: общественность загодя информируется о намерении инвестора построить объект в том или ином месте, проводятся общественные слушания, на которых община может одобрить или блокировать застройку. Главный архитектор с нескрываемой горечью упомянул о двух случаях, когда жители прилегающих домов «ветировали» строительство и город потерял перспективных инвесторов. Точку зрения г-на Повстюка можно понять — как начальник управления архитектуры он заинтересован в развитии инфраструктуры города и обеспокоен тем, что невысокая инвестиционная привлекательность Никополя не дает сбыться этим планам. Но даже это не может быть основанием для того, чтобы лишать общественность права знать и участвовать в принятии решений. Ведь зачастую — и сам Василий Повстюк это признает — возводимые объекты несут в себе угрозу старым постройкам.

Надо отметить, что никопольчане, с которыми нам удалось пообщаться, были гораздо более сдержанны в своих оценках. Они говорили, что зачастую они не имеют доступа не только к информации о планируемом строительстве, но даже уже после обнесения забором стройплощадки сложно узнать, что же будет возведено на этом месте и кто проводит работы.

Впрочем, о Никополе нельзя сказать, что здесь часты нарушения прав граждан в процессе застройки. Их количество возрастает пропорционально размеру и, соответственно, инвестиционной привлекательности города. Наиболее острые конфликты возникают в столице, где цены на недвижимость самые высокие, и ради получения прибылей инвесторы вместе с коррумпированными чиновниками готовы зайти очень далеко. Нередки случаи угроз физической расправы в адрес наиболее активных представителей общественности, мобилизующих киевлян на протест. И, увы, нередко эти угрозы небезосновательны.

КИЕВ ПОКАЗЫВАЕТ ПРИМЕР?

В отличие от большинства украинских городов, Киев может похвастаться довольно совершенной нормативной базой — Киевсоветом несколько лет назад были приняты несколько важных нормативных актов, регламентирующих процедуры землеотвода, подготовки проекта застройки и согласования его с общественностью. Но, как утверждают лидеры инициативных групп, противостоящих незаконной застройке, в большинстве случаев общественное обсуждение фальсифицируются. Не афишируя это событие среди жителей прилегающих территорий, инвестор проводит общественные слушания, на которых присутствуют граждане, не имеющие местной регистрации. Получая по 50 гривен за двадцатиминутное мероприятие, они единогласно голосуют за выгодные застройщикам решения. Активистам инициативы «Збережемо старий Київ!» уже удалось сорвать несколько подобных «слушаний».

Как видим, украинская модель согласования с общественностью строительной документации еще очень сильно и не в лучшую сторону отличается от польской. К сожалению, наши соотечественники еще не умеют использовать для защиты своих законных интересов правовые механизмы. И виноваты в этом не только изъяны судебной системы, в независимости которой есть много оснований сомневаться, но и апатия, страх и низкий уровень правовой культуры самих граждан. Разруха не в сортирах, а в головах — увы, по прошествии почти ста лет эти слова нашего гениального земляка так и не утратили свою актуальность.

Константин РЕУЦКИЙ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ