Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Когда школа без мужчин,

полноценной ее назвать сложно
26 октября, 2009 - 19:32

В моей памяти на всю жизнь останется учитель истории нашей школы Григорий Платонович. Он был высокого роста, темноволосый. Военная служба в послевоенные годы сделала подтянутой его осанку. Строгость в обхождении с учениками у него сочеталась с объективностью в оценке их знаний. Мы заслушивались его уроками. Всегда хотелось как можно лучше подготовить домашнее задание. Он одним из первых среди школьных наставников предсказал мой жизненный путь, связанный с печатным словом. Тогда, в начале 1960-х, физику у нас читал Михаил Иванович, к физической культуре приобщал Анатолий Иванович, музыку и пение преподавал Иван Федорович.

Значительной проблемой сегодняшнего образования в Украине, особенно в школах разных степеней, на мой взгляд, является то, что здесь все реже можно увидеть на учительских должностях мужчин. Мало их и среди руководящего состава учебных заведений. Так сложилось не сегодня, а значительно раньше, еще в советские времена. Хоть сколько ни говорилось с различных трибун о важности профессии учителя и ее почетности, но из-за низкой оплаты труда школу мужчины покидают. Педагогические вузы оканчивает вроде бы немало мужчин, но они ищут места, где бы заработать побольше, чтобы содержать семью, сделать карьеру на другом поприще.

До революции 1917 года в университетах и гимназиях бывшей Российской империи преподавали исключительно мужчины. Их труд приравнивался к государственной службе. Они носили специальную форму и имели соответствующие ранги. Так, согласно статистическим данным, в 1913 году преподаватель гимназии в небольшом городе получал более 250 рублей зарплаты в год. За эти деньги он мог содержать семью с тремя детьми (женщины, как правило, тогда не работали), нанимать полдома из четырех комнат, повариху и даже частного учителя музыки для своих чад. В те времена интеллектуальный труд вознаграждался властью достойно.

А что имеем нынче. При самом большом трудовом стаже и полной нагрузке учитель общеобразовательной школы может получать в пределах 1800 — 2100 гривен в месяц. При нынешних постоянных инфляционных процессах, сплошной дороговизне на все, если в семье никто не получает хотя бы половину такого заработка, прожить тяжело. Мизерным является и пенсионное обеспечение ветеранов образовательной нивы. О профессиональном и духовном развитии учителя здесь сложно говорить. Хоть бы как-то свести концы с концами. Не решат наболевшей проблемы и периодические повышения заработной платы педагогам на 15 — 20%. О них, как и о других бюджетниках, почему-то любят больше всего заботиться в период избирательных кампаний. Для сравнения. В Канаде, которую мне довелось посетить весной 1998 года, на то время рядовой учитель колледжа, лицея получал 45 — 47 тысяч канадских долларов в год. В пересчете по тогдашнему курсу это составляло более 60 тысяч гривен, то есть более 5 тысяч гривен в месяц. С тех пор прошло более десяти лет, в Украине возникали все новые и новые экономические, финансовые проблемы, часто менялись правительства, а потому труд учителя так и остался недостаточно вознаграждаемым. По этой причине большая армия мужчин-учителей вынуждена была менять профессию, а то и искать лучшей судьбы в других краях, выехав на заработки в Испанию, Португалию, Чехию, Германию, Россию.

Один знакомый директор сельской школы нашего района (отец троих детей) из-за материальных проблем недавно поехал на заработки в Москву. Там устроился в одну из строительных фирм. Школа осталась не только без мужского плеча, но и потеряла хорошего учителя истории.

Еще один факт из нашего прошлого. В конце ХІХ — начале ХХ века от нищеты за океан убежало около 300 тысяч украинцев. За последние почти 20 лет наших «заробитчан» в ближнем и дальнем зарубежье насчитывается уже миллионы человек. Этот факт красноречиво свидетельствует о неграмотной социальной политике в Украине, которая вынуждает покидать Родину такое огромное количество людей, среди которых тысячи талантливых ученых, педагогов, программистов, врачей, артистов, музыкантов.

А теперь ближе к затронутой проблеме. Среди наиболее выдающихся имен, связанных с отечественной педагогической наукой и практикой, — К. Ушинский, А. Макаренко, В. Сухомлинский. Эти великие мужи посвятили всю свою жизнь обучению и воспитанию молодого поколения. И сегодня их наследие широко используется в современной педагогике. Нынешний век таких великих имен педагогов-мужчин еще не знает.

Какие же характеры формируются у школьников под влиянием педагогов-женщин? Да такие, которые присущи большинству женщин: чрезмерная эмоциональность, сентиментальность, болтливость. Хотя, ради справедливости, нужно заметить, что среди них немало и таких, кто выбрал профессию по призванию и отдает свое сердце детям. Примеров таких множество.

Но стоит согласиться и с В. Лесным, который в своей статье «О судьбе украинского лидера» («День» за 30 января 2008 г.) констатирует: «...В нашей школе будущие украинские мужчины воспитываются в основном тоже женщинами. Это проблема не только Украины, но и многих других стран. Однако при анализе особенностей нашего национального характера становится понятно, что для нас это особенно опасно...».

А это пишет директор одной из школ Киева, женщина: «Школы обездолены без мужчин, все больше и больше школьных уроков становятся сиротами, все сложнее и сложнее найти хорошего классного руководителя, школа стареет, молодежь подалась в более богатые сферы деятельности, каждый второй учитель, чтобы выжить, имеет подработку или еще одну работу».

Ее дополняет другая коллега, которая, в частности, отмечает: «...Поскольку каждый человек в свое время много лет учится в школе, гендерная диспропорция в образовании оказывает значительное (и далеко не самое лучшее) влияние на общественно-политическое и психологическое состояние общества. Не здесь ли закопан корень всех наших бед и проблем? Ведь отсутствие гармонии порождает дисгармонию». Психологи также утверждают, что постоянное общение детей с представительницами слабого пола приводит к формированию определенных комплексов, особенно это касается мальчиков и детей, воспитывающихся без отца.

Вот и Юрий Крикливый, обеспокоенный уменьшением роли мужчин в общественных отношениях и особенно — в сфере образования, пишет: «Школа кричит: мало среди педагогов мужчин! Мальчикам нужен авторитетный, уверенный в себе мужчина, чтобы передать будущим мужчинам главное — мужественность и силу убеждений, умение твердо стоять на принципах, держать данное слово...» («Слобідський край» за 30 сентября 2008 года).

О том, как воспитать личность, о наболевших проблемах в современном школьном образовании, в котором, по словам автора, поиск оптимальной педагогики зашел в тупик, размышляет Николай Аверин («День» за 16 октября 2009 года).

Итак, учителя мужского пола очень нужны украинской школе. Кроме предметов сугубо для мальчиков, как, например, физкультура, начальная военная подготовка, трудовое обучение, они могут успешно преподавать и точные, и гуманитарные науки. Их присутствие в учебном заведении создает здесь нормальную атмосферу, когда в учебно-воспитательном процессе принимают участие пропорционально представители обоих полов.

Проблему возвращения мужчин в школу можно решить через разрешение социальных вопросов и признание на государственном уровне престижности профессии учителя, а именно: достойно оплачивать его труд. Не может такого быть, чтобы большое европейское государство с бесценным культурным наследием, каковым является Украина, с высоким интеллектуальным потенциалом ее специалистов, включая педагогические кадры, обеспечивало такой низкой зарплатой тех, кто воспитывает будущих граждан и дает им всесторонние знания. Поэтому пусть хоть иногда нашим власть имущим становится стыдно за такое положение украинского учителя перед европейским миром, на который мы часто ориентируемся, восхищаясь стандартами его жизни.

Георгий ШИБАНОВ, с. Чернухи Полтавской области
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ