Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Когда тишина начинает звучать – и мы ее слышим

Как харьковский жестовый театр позволил себе выйти за рамки привычного
12 июля, 2019 - 13:04
АЛЕКСАНДР МУРАШКО / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ТЕАТРОМ

Более ста лет в Харькове действует уникальный театр — его актеры не разговаривают и не поют. Точнее, и разговаривают, и поют, чувствуя музыку через вибрацию пола, танцуя благодаря чувству ритма и исполняя песни движениями рук. Народный театр мимики и жеста «Ариадна» ставит спектакли не только для зрителей с проблемами слуха, но и для всех, кто слышит. Для этого жестикуляция персонажей на сцене дублируется языком дикторов, актеры выполняют музыкальные номера и даже танцуют. И именно этим театр выделяется среди других трупп.

Кроме харьковского коллектива, в Киеве вот уже 50 лет существует профессиональный театр мимики и жеста «Райдуга». Аналоги такой труппы в мире есть только в двух городах — Нью-Йорке и Москве.

Этот жанр до сих пор остается малоизвестным, из-за этого актеры часто вынуждены бороться даже за существование своего театра. В последние годы «Ариадна» почти не финансировалась, потому коллективу приходилось пользоваться еще советскими сценическими костюмами, устаревшей осветительной техникой, изношенными декорациями. Все это никоим образом не способствовало новым постановкам и творческим экспериментам.

Поэтому трое молодых актеров решили изменить ситуацию. Александр Мурашко, Владимир Гуща и Алексей Пономарев придумали новый проект и нашли для него финансирование. Уже 1 июня в Харькове состоялась премьера современного спектакля «Укрощение строптивой» по пьесе Вильяма Шекспира. А сегодня актеры собираются поехать на гастроли по Украине. Они хотят показать свое творчество зрителям, получить признание и вдохновиться новыми идеями.

Успешная премьера и одобрение медиа подталкивают их двигаться дальше. Актеры труппы мечтают снять фильм для тех, кто, как и они сами, чувствует мир по-особенному, и стремятся свое мировосприятие передать другим. Чтобы слушать и быть услышанными, чтобы понимать и быть понятными, чтобы вдохновлять и вдохновляться самим.

ВО ВРЕМЯ РЕПЕТИЦИИ «УКРОЩЕНИЕ СТРОПТИВОЙ». ПРЕМЬЕРА СПЕКТАКЛЯ СОСТОЯЛАСЬ 1 ИЮНЯ В ХАРЬКОВЕ, А СЕЙЧАС АКТЕРЫ СОБИРАЮТСЯ ПОЕХАТЬ НА ГАСТРОЛИ ПО УКРАИНЕ

Александр Мурашко, один из актеров театра, который начал терять слух в двухлетнем возрасте в результате осложнений после болезни, рассказывает:

— Мне 21 год, и я уже почти не помню, как оно — слышать... Я учился в специализированной школе и еще с младших классов мечтал быть проводником в поезде. Эта профессия мне до сих пор нравится возможностью путешествовать, общаться, помогать людям. Но всегда прекрасно понимал, что меня никогда не примут на такую работу. Я поступил в Харьковский педагогический университет имени Григория Сковороды. Этой весной закончил второй курс и проходил практику, преподавал для четвертого класса лицея № 89. Это было невероятно, я очень горжусь этими малыми! Я сам люблю и хорошо помню свою школу. Кстати, там я и узнал о театре «Ариадна». Друзья-одноклассники сказали мне: «Пойди попробуй». И я попал в труппу.

Театр «Ариадна» действует в местной ячейке «Украинского общества глухих» (УООГ). Это большая общественная организация, о которой знает буквально каждый член сообщества. В настоящее время в театре играют 25 актеров с полной или частичной потерей слуха. Они работают исключительно на волонтерских принципах и не получают зарплату.

— Мы приходим на репетиции вечером, после основной работы. Володя Гуща работает кассиром в супермаркете «Ашан», а Алексей Пономаренко раскладывает там товары по полкам. Они ценят свою работу, потому что ее трудно найти. Но приблизительно год назад в нашем городе открылась сеть «Ашан», где для моих коллег нашлось место. Сам я учусь и уже четвертый год играю в театре. Начинал с роли Петушка в детском новогоднем представлении (смеется), а в прошлом году уже играл в представлении по мотивам сборника рассказов Антона Чехова «Пестрые рассказы».

Этим спектаклем «Ариадна» праздновала свое столетие. Теперь театр хочет развиваться и в дальнейшем. Для этого есть все основания — желания, идеи, актеры с разным опытом, режиссер, поддержка зрителей. Но все, к сожалению, тормозит мизерное финансирование и, как следствие, слабая материально-техническая база театра.

— От харьковской организации людей с инвалидностью «Креавита» я узнал о проекте Upshift, — рассказывает Александр. — Я предложил режиссеру нашего театра Наталье Мигуновой принять участие в конкурсе на получение гранта. Это даст возможность нам расправить крылья. Ведь и мы, актеры, и наши зрители ожидают новых представлений.

Upshift — один из проектов программы ЮНИСЕФ «Усиление жизнестойкости и повышение общественной активности подростков и молодежи в Восточной Украине», которая воплощается при финансировании Европейского Союза. Его реализовывал Фонд «Профессиональное развитие Харькова» с августа 2018 по май 2019 года. За почти год работы гранты и кураторскую помощь получили 30 команд молодежи в возрасте от 14 до 21 года со своими социальными проектами. Харьков стал пилотным городом реализации проекта. Сегодня обсуждается возможность продолжения проекта в Луганской и Донецкой областях.

Для отбора в Upshift Александр подготовил эмоциональный спич о театре. Благодаря этому труппа получила грант в размере приблизительно 80 тысяч гривен. А с воплощением проекта «Ариадне» помогает ментор Елена Зиненко.

— По получении гранта мы решили, что на эти средства поставим пьесу Вильяма Шекспира «Укрощение строптивой». Я играю в ней персонажа Люченцо и исполняю песни на языке жестов. В спектакле мы пытались соединить классику и современность, потому несколько изменили оригинальную пьесу. По нашему сюжету современная молодежь со своими смартфонами попадает в прошлое, в шекспировские времена, а затем возвращается назад. 1 июня мы уже показали отрывки из этого спектакля. Полноценную премьеру планируем к Международному дню глухих на 29 сентября в Харькове. Благодаря гранту у нас теперь есть новые костюмы, занавес и осветительная техника. Мы смогли пригласить к сотрудничеству профессионального хореографа для постановки танца — будем исполнять знаменитую итальянскую тарантеллу.

Напомним, «Укрощение строптивой» — комедия Вильяма Шекспира, которая была впервые опубликована в 1623 году. По сюжету богатый итальянский дворянин Баптиста Минола хочет выдать замуж двух своих дочек, но старшая Катарина имеет острый язык и тяжелый характер, а за младшей Бьянкой ухаживают сразу несколько юнцов.

По словам ментора молодежной команды театра «Ариадна» и специалиста по медиакоммуникациям Елены Зиненко, оригинальный текст Вильяма Шекспира было трудно передать на языке жестов. Поэтому для спектакля он был не только переведен, но и сокращен. Эмоциональность вырезанных реплик актеры компенсируют средствами пантомимы и языком тела. Поэтому они играют на сцене значительно экспрессивнее, чем актеры обычного театра.

— Мы очень хотели бы поехать на гастроли по городам Украины с этим представлением, — продолжает Александр. — Наша команда легка на подъем, куда пригласят — туда и поедем (смеется). Для примера, в прошлом году со спектаклем по мотивам Чехова мы были во Львове, Киеве, Сумах и Полтаве. В основном к нам приходили люди с проблемами слуха и их родственники. А мы хотим, чтобы к нам приходили все. Потому что наши представления полностью адаптированы для зрителей — реплики актеров озвучиваются, звучит музыка. У нас все, как в театре, к которому все привыкли.

Но самая амбициозная цель труппы «Ариадна» — снять фильм на языке жестов. В мире неоднократно снимали такое кино. Оно интересно для зрителей с альтернативным взглядом на классический кинематограф. Например, в 2014 году украинский режиссер Мирослав Слабошпицкий снял фильм «Племя». По замыслу автора, язык жестов в нем умышленно не переводится субтитрами или закадровым голосом. Режиссер считает, что такие универсальные эмоции, как любовь или ненависть, не нуждаются в переводе.

Александр говорит о съемках фильма как о наибольшей мечте коллектива:

— В труппе уже есть актер, оператор по образованию, который готов взяться за работу. Я понимаю, что это достаточно дорого, но мы стремимся расширить пределы возможного. Наше творчество вдохновляет нас и мотивирует других мечтать, не сдаваться и упрямо направляться к своей цели.

Фото предоставлены автором

Самира АББАСОВА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ