«На западном фронте без перемен» – всемирно известное произведение Эриха Марии Ремарка еще в 1929 году осудило любые военные действия, уничтожающие поколения молодых людей. В его основе лежит история совсем юного Пауля Боймера и его товарищей, которых отправили в окопы на многие годы. Открытия, трагедии, собственные переживания и забавные ситуации раскрывают реальную картину жизни солдат в военное время. И, несмотря на то, что от описанных событий Первой мировой войны прошло почти 100 лет, внутренние переживания тех бойцов и нынешних участников российско-украинской войны ничем не отличаются. Помочь нашим ветеранам выразить свои воспоминания, напомнить о войне, зацепить за живое и прокричать о неотпускающей боли решила общественная организация «Автомайдан «Винниччина». Она инициировала постановку спектакля документального театра, рассказывающую о современных героях российско-украинской войны устами самих ветеранов. Основой спектакля станет дневник, который вел 19-летний погибший доброволец из Винницы Евгений Костюк с позывным Шлецик. Сценарий напишет писательница и режиссер Наталья Доляк. Представить спектакль под названием «Посреди огненно-красных цветов дикого мака...» планируется в июне следующего года. Отдельно будет создана видеоверсия постановки, которая будет размещена на ютуб-канале организации, на лендинг-странице проекта и на сайте «Архив историй украинцев» в разделе «Российско-украинская война».
«Если взять части того произведения и дневник Евгения, то даже не отличишь, что это была Первая мировая и нынешняя война»
Подобного проекта в Украине еще никто не делал. Его идея родилась год назад при обсуждении мероприятий, посвященных дням памяти погибших защитников Украины. Организаторы стремились спланировать мероприятия, привлекающие и современную молодежь, и ветеранов как активных участников памятных событий. Учитывая, что «Автомайдан «Винниччина» уже имеет успешный опыт постановки документальных спектаклей (в 2019 году молодежный театр организации представил 20 историй крымских татар, которые переехали в Винницкую область), решили объединить две группы актеров-любителей – участников боевых действий и винницкую молодежь. Следовательно, как сообщает глава ОО «Автомайдан «Винниччина» Таиса Гайда, проект имеет целью с помощью современного искусства рассказать о двух разных мирах, которые между собой пересекаются: мирной жизни тех, кто о войне знает только из новостей, и боевом опыте молодых людей, которые в этой войне принимали непосредственное участие, защищая независимость Украины.
«Мы планируем набрать 16 актеров-любителей, из которых 6–8 будут участниками боевых действий на Востоке, остальные – актеры из молодежного театра. Когда начали обсуждать концепцию, то заметили, что история напоминает роман Ремарка «На западном фронте без перемен», в основе которой также как будто дневник молодых ребят. И если взять части того произведения и дневник Евгения, то даже не отличишь, что это была Первая мировая и нынешняя война, – рассказывает Таиса Гайда. – То есть это должны быть воспоминания друзей, командиров, собратьев. Важна каждая мысль, эпизод, история, которая не рассказана, которая болит, потому что память о войне должна жить. Сейчас мы замечаем, как за эти 8 лет люди перестают воспринимать события, перестают их осознавать. Это будет новая подача, новый формат, позволяющий передать эмоцию, а она оголит нерв и заставит задуматься. Ориентируемся, что премьера состоится в июне следующего года, как раз к годовщине памяти Жени».
«СПЕКТАКЛЬ РАССКАЖЕТ ОБО ВСЕХ ЗАЩИТНИКАХ УКРАИНЫ, ПОТОМУ ЧТО ОТДЕЛЯТЬ ВОСПОМИНАНИЯ НАШЕГО ВНУКА ИЗ ОБЩЕЙ ИСТОРИИ НЕЛЬЗЯ»
Основой для написания сценария станут отрывки из романа Эриха Марии Ремарка «На Западном фронте без перемен» и страницы дневника погибшего добровольца Евгения Костюка, хранящегося у родных. Дедушка погибшего Анатолий Костюк рассказывает, что когда узнал о постановке, то не спал три дня, воспоминания не давали успокоиться. Никто из родных не знал, что Женя ведет дневник. Даже были удивлены. Парень ушел воевать добровольцем в 17 лет. Это было его решение. Поступил в добровольческий украинский корпус «Правый сектор». Прошел две ротации. 29 мая 2016 года получил осколочное ранение, взорвавшись на «растяжке» в лесопосадке, вблизи шахты «Путиловская» («Бутовка-Донецкая») в районе Авдеевка – Донецк. Умер в ночь на 2 июня 2016 года в реанимации больницы имени Мечникова в Днепре. В то время Евгению было всего 19 лет… Он награжден орденом «За мужество» III степени (посмертно), наградой «Народный Герой Украины» (посмертно) и наградой ДУК ПС «Боевой Крест Корпуса» (посмертно). Со дня смерти и по сей день семья Жени, а это мать, сестра, дедушка и бабушка, свято хранят его память. Приобщились к созданию музейной экспозиции в его родной школе, открывали мемориальную доску на ее фасаде, общаются с собратьями, волонтерами, но идею постановки на основе его дневника восприняли с осторожностью.
«Женя стал писать дневник, когда попал на передовую. В нем он рассказывал о том, что с ним происходило буквально, по дням, – рассказывает Анатолий Костюк. – Но я надеюсь, что спектакль расскажет обо всех защитниках Украины, а не только о нашем Жене, потому что отделять воспоминания нашего внука из всеобщей истории нельзя. Многие семьи потеряли своих детей, нашу боль никто не сможет излечить. А дневник – это очень личное дело, там есть моменты, которые можно было бы взять, но есть вещи, которые мы бы не хотели обнародовать. Мы сможем приобщиться к концепции, сценарию, помочь, чтобы мысли нашего внука звучали созвучно с другими ветеранами, потому что это их общая история. Но дело важное, ведь пока будут жить люди, будет жить и память о наших героях. На их примерах должны воспитываться дети, а воспоминания о них должны передаваться из поколения в поколение».
«ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК ВЫХОДИТ ИЗ ТЕАТРА С СУХИМ НОСОМ И ЕГО НЕ «КОЛОТИТ» ОТ ПОЗИТИВНЫХ ИЛИ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИЙ, ТО СПЕКТАКЛЬ НЕ СОСТОЯЛСЯ»
Согласовывать каждую деталь с семьей и всеми задействованными в спектакле ветеранами пообещала украинская писательница и сценаристка Наталья Доляк. При создании спектакля с ними будет работать практический психолог, который объяснит, какие эмоции и психологические потрясения переживает человек на войне, как переживает стресс, что происходит с воином, который возвращается домой и что такое ПТСР, как его определить и как с ним бороться. Сама Наташа проведет для актеров-любителей курс актерского мастерства и спецречи, включающий также практические мастер-классы и индивидуальные занятия. Кроме того, в течение подготовки к премьере спектакля запланированы индивидуальные занятия с актерами спектакля. Объединение написания сценария спектакля и постановки его одним человеком – это сильное преимущество проекта, потому что в процессе репетиций автором могут оперативно вноситься изменения в диалоги персонажей, учитывая их замечания, даже внутреннее состояние. Ведь реальный боевой опыт ветеранов важен для правдивого воспроизведения военных событий.
«Документальный театр отличается от обычного тем, что постановка проходит на основе документальных свидетельств, а прототип (без указанной фамилии) может быть как единичным, так и обобщенным. Замысел базируется на романе «На Западном фронте без перемен», то есть мы берем те же позиции. Условно постановка будет делиться на три действия: ад, чистилище и рай. Первое – это война, окопная история, ад. Вторая – это госпиталь, как чистилище, где люди находятся между жизнью и смертью. И рай, это когда, как у Ремарка, есть сюжет, где бойцы на поле с маками отдыхают. Период затишья. Все действия будут наполнены разговорами бойцов. Будут играть как сами ветераны, так и студенты. Ветераны будут рассказывать свои воспоминания и истории. Они могут что-то вспоминать, и там можно взять что-нибудь из дневника Жени – слова, фразы, свидетельства. Мы его можем назвать Женей, но точного намека на то, что это Шлецик, не будет, потому что бойцов по имени Женя на войне много, – рассказывает Наталья. – У меня есть написанный роман «Затерянный между войнами» – это о далеких событиях. Но для меня важно передать нынешнюю историю – правдиво. Поэтому мы не будем ничего придумывать, ведь мы там не были, но боль, которая будет звучать из свидетельств, историй, воспоминаний, должны передать, ведь если человек выходит из театра с сухим носом и его не колотит от положительных или отрицательных эмоций, то театр не состоялся. Зритель, глядя и услышав фразу от одного героя, одну маленькую, он должен узнать, дописать его историю, пожить с ней, она должна его задеть».
«ПРАВДА В СЛОВАХ, ТОЧНЫХ ФРАЗАХ, ЭМОЦИЯХ»
Пока говорить о том, каким будет конечный сценарий, кто в нем сыграет и какой результат принесет постановка, – не приходится. Но сильное произведение Ремарка, желание ветеранов поделиться воспоминаниями и тщательно заполненный дневник погибшего добровольца Евгения Костюка из Винницы уже сейчас позволяют предположить, что спектакль оголит нерв притупляющейся памяти. И, как говорит Наталья Доляк, важен в этом проекте не столько результат, сколько процесс, как психологическая терапия для ветеранов, возможность высказаться и быть услышанным, причем услышанным со сцены. "Правда в словах, в точных фразах, в эмоциях", – говорит сценаристка. Только так она доходит до людей. И только так можно увидеть, когда за словами не памятник, а память. Как свидетельство – отрывок из дневника Евгения, позволяющий передать ощущение будущего спектакля.
«Утро. Солнце еще не взошло, но над небом уже нависли свинцовые тучи. Наш блокпост разносят в хлам. Ты уходишь, чтобы выйти из окружения. Сначала бежишь, но шум и свист пуль заставляют тебя ползти по тому долбанному полю. Слышишь танковый обстрел, падаешь, вжимаясь в сухую землю. Снаряды пролетают выше – над тобой. Слышишь взрывы и ползешь дальше. Еще два выстрела – и снова ты вжимаешься в землю, снова снаряды падают дальше. И снова 2 выстрела. Пролетев, первый взрывается где-то далеко, а через мгновение – взрыв прямо рядом. Немеет правая нога, ты ее не чувствуешь, ее опрокидывает на левую. Ты в страхе, что тебе оторвало ногу, смотришь на нее, шевелишь ею. Все работает, но до сих пор она онемела. Начинаешь осматривать себя и видишь большую рваную рану в бицепсе на левой руке. Еще одна рана в тазу, из нее хлюпает кровь. Ты ищешь выходное отверстие, а его нет. Значит, в тебе осколок. Трогаешь спину, а она мокрая, вся в крови. Кое-как перевязываешься, зарываешь паспорт и нашивки в сырую землю. Снимаешь бронежилет, прикрываешься им и зажимаешь в руке гранату. И смотришь в небо, а облака свинцовые пролетают над головой твоей. ...На грани жизни и смерти ты начинаешь понимать саму ценность вещей и прожитого времени. А на самом деле умирать не страшно, страшно выжить...
Батальон ОУН 2014-2015
Донбасс, с. Пески
«Шлецик»
Кстати, проект был представлен на конкурс в УКФ и занял 22 рейтинговое место. Но из-за изменения планов в фонде результаты конкурса не были объявлены, а финансирование не получено. Именно поэтому активисты решили самостоятельно собрать средства на реализацию проекта, бюджет которого 200 тысяч гривен (это расходы на зарплату режиссера-постановщика, психолога, художника, композитора, коммуникационщика, запись, монтаж видеоверсии спектакля, а также реклама в соцсетях и на ютуб-канале). Подробная информация о проекте по ссылке. Также на сайте размещена платежная система Liqpay, позволяющая любым удобным способом пожертвовать на проект. Это можно сделать по ссылке.