Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Когда звери разговаривали...

Один из трех украинских археозоологов Олег Журавлев рассказал «Дню», что исследования костей животных могут привести к неожиданным историческим выводам
29 апреля, 1996 - 17:53
ОЛЕГ ЖУРАВЛЕВ УТВЕРЖДАЕТ, ЧТО ОБРАЗЫ ЛЬВОВ И ЛЕОПАРДОВ, КОТОРЫЕ СКИФЫ ИСПОЛЬЗОВАЛИ В СВОЕМ «ЗВЕРИНОМ СТИЛЕ», БЫЛИ РЕАЛИЕЙ ИХ ЖИЗНИ ТУТ, НА ТЕРРИТОРИИ СОВРЕМЕННОЙ УКРАИНЫ. ВПОЛНЕ ВОЗМОЖНО, ЧТО ЭТИ ХИЩНИКИ В НАШИХ ШИРОТАХ БЫЛИ СОВРЕМЕННИКАМИ ДРЕВНЕРУССКИХ ЛЕТОПИСЕЙ

— Олег Петрович, так животные все-таки когда-то разговаривали?

— Этот довольно сложный и философский вопрос... Но то, что они дают определенную информацию — это точно. Во время археологических экспедиций в мои руки попадают кости животных. Я начинаю их изучать еще на раскопе, а позже — в лаборатории. Анализирую видовой состав, каких видов животных было больше на том или ином поселении, или изучаю половое соотношение в стаде. А позже — делаю заключения. Даже исторические, которые не способны сделать археологи самостоятельно.

— Например?

— Когда-то в Крыму были найдены два захоронения IV-V века н. э. По археологическим материалам — это самые обычные могильники. Но меня удивил набор костей из них: лишь нижняя челюсть или плечевая кость овцы или быка, и лишь в одном случае — кости свиньи. Здесь мне помогло знание Библии. В Книге Второзакония написано, что от животных, которых приносили в жертву, священникам следует отдавать желудок, плечо и челюсть. Как раз совпадает. Можно сделать вывод, что это были могильники священников. Другой пример того, чего не смогли самостоятельно объяснить археологи — это крымское поселение Табан-Адире. Там жили караимы. Интересным для меня было то, что в их стадах мелкого рогатого скота преобладали самцы. Тогда как для нормального разведения мелкого рогатого скота достаточно одного самца на десять самок. Оказалось, что самцы дают много очень грубой шерсти, которая является прекрасным материалом для юрт. То есть это было своеобразное товарное производство.

— Ваши исследования вносят точность в то, почему скифы в своем «зверином стиле» (одна из его жемчужин — всем нам известная «Пектораль»), очень часто использовали символы львов и леопардов?

— В 1950-х и 1960-х годах прошлого столетия в Украине были найдены кости львов и леопардов. Причем не только в Ольвии, но и на Западной Украине. Эти наши сообщения о находках московские коллеги полностью проигнорировали. Они считали, что скифы, которые пришли в V веке до н. э., вспомнили о леопардах и львах, которых они видели за 200 лет до того, и начали их использовать как свои символы уже в Украине. Это московская теория. А я считаю, что скифский «звериный стиль» сформировался на местной основе. Так же с львами и леопардами в Ольвии. Когда москвичи объясняли находки тем, что здесь были гладиаторские бои или зоопарк — меня это удивило... Гладиаторские бои начали распространяться за территорию Рима в II ст. до н. э. А находки костей леопардов в Ольвийском государстве как раз и заканчиваются 2-м ст. до н. э. Даже хронологически не совпадает. Я не представляю себе, каким может быть зоопарк и гладиаторские бои между землянками на Березани VI ст. до н. э. У них и каменных зданий еще не было!

— Это была мощная популяция львов и леопардов? Или вымирающий вид?

— Я думаю, что это была мощная популяция, потому что она сохранялась много сотен и даже тысячу лет. Найденные кости львов датируются еще Трипольскими временами. Это поселение Маяки в Одесской области и поселение Среднестоговской культуры возле Черкасс. Оба эти памятника датируются III тыс. до н. э. Если мы вспомним, что львы здесь жили и до того — в каменном веке, то, очевидно, они здесь и не переводились. Таково мое мнение.

— До какого времени они дожили?

— Это очень противоречивый вопрос, но есть очень интересные моменты в древнерусских летописях. Там описаны поединки князей со свирепыми животными. Московские этнографы-лингвисты Иванов и Топоров, исследуя словосочетание «свирепый зверь», определили следующий этимологический ряд: «свирепый зверь, лёвый зверь, лев». То есть абсолютно вероятно, что киевские князи встречались с львами и леопардами. Кстати, в древнерусских летописях вспоминаются поединки князей с пардусами. Всюду в комментариях написана «рысь». Но пардус — это название латинское название леопарда.

— Святослав в летописях также сравнивали с пардусом. Но почему эта популяция исчезла?

— Люди осваивали территории. Крупных хищников никогда много не бывает. И истребить их популяцию очень просто. Например, при Советском Союзе на Кавказе сохранилась единственная в Европе популяция леопардов. Она просуществовала до конца 1940-х годов прошлого века, пока не появился приказ выращивать зерновые на склонах Кавказских гор. За год на Кавказе исчезли все леопарды.

— То есть эти параллели можно провести и с тем, как 700 лет назад, а, может, и больше, истребили леопардов и львов в Украине?

— Абсолютно.

— Всем известно, что первое домашнее животное — собака. Олег Петрович, какое первое животное было одомашнено в Украине?

— Наверняка этого мы не знаем. К сожалению, ахеозоологичная летопись Украины еще очень неполная. Археозоологией некому заниматься. К тому же, многие археологи, выкапывая кости животных, просто выбрасывают их. Мы точно знаем, что в неолите домашние животные уже были. Это семь-восемь тысяч лет назад.

— То есть тогда уже сформировался видовой состав домашних животных, который сегодня можно увидеть в каждом украинском селе?

— Именно так. Набор видов — корова, конь, овца, коза, свинья и собака. Это стандартный набор для нашей территории.

— А кошка?

— Кошка появилась на нашей территории чуть позже. Хотя есть памятник архитектуры возле Полтавы, который датируется IX тыс. до н. э. с очень интересным набором костей, среди которых есть кость домашнего кота. Как это интерпретировать? Ведь только первые находки этих костей в Малой Азии датируются VII тыс. до н. э. Возможно, археологи что-то напутали. Подобные случаи имеют место. Во многих учебниках есть свидетельство о первых верховых конях из Дереивки. Это исследование нашего ученого, который привез исследователей из США, которые по поверхности зубов определяли, использовали ли коня для верховой езды или для упряжи. Они сделали вывод, что эти кони были действительно верховыми. Но потом оказалось, что исследователь, ведя раскопки, просто упустил скифский комплекс захоронений. Все эти кони оказались скифскими. Так зарождаются мифы. Так что как быть с котом, о котором шла речь, неизвестно. Самая ранняя находка останков домашнего кота, которая мне попадалась — это Малёхов Бугор Среднестоговской культуры возле Черкасс. Интересно, что на этом поселении были найдены одновременно кости льва, леопарда, домашнего кота и даже верблюда.

— А откуда верблюд?

— Торговые связи III тыс. до н. э. — Великий Шелковый Путь. Во времена трипольцев он зарождался. О торговых связях свидетельствует и найденная в Ольвии раковина Наутилус. Это моллюск, который обитает в Индийском океане вблизи берегов Австралии. Его раковина была найдена на культовом участке около храмов. Археологи датировали находку V столетием до н. э.

— Были ли какие-то неприятные случаи в вашей работе, ведь некоторые заключения противоречат официальной истории?

— В свое время я изучал материал, касающийся древнеславянских памяток. Я определил, что даже в смежных расположенных древнеславянских поселениях разводили различные породы домашних животных. И высказал предположение, что древнеславянское политическое и военное единство было, но это еще не значило единства экономического. Каждое племя вело свое хозяйство по-своему. В Институте археологии меня обвинили в том, что мои выводы идут в разрез с решением Партии и Правительства, которое предусматривает единство славянских народов, также мне заявили, что меня нужно сдать в КГБ. Но в КГБ только рассмеялись по этому поводу...

— Имели ли ваши исследования какое-то значение при изучении колонизации эллинами юга Украины?

— Еще бы! В соответствии с археологическими данными, было три волны колонизации. А по моим — больше. Последняя волна колонизации, которая продолжалась около 50 лет во второй половине VI века до н. э., по породам домашних животных оказалась неоднородной. Поэтому можно сделать вывод, что было не три волны колонизации, а больше, и каждая волна везла с собой свои породы домашних животных. Это можно установить только при помощи археозоологических материалов. Сколько было пород, сколько было и волн.

— Какие сюрпризы вам подарил прошлый сезон исследований?

— Последнее исследование поставило меня в тупик. Я занимался определением материала одного из скифских курганов. Всем известно, что когда скифы хоронили кого-то из знати, то в могилу клали верхового коня. А в этой могиле воина захоронен старый упряжной конь. Как это объяснить, я пока не знаю. Мы советовались со скифологами, но до сих пор ничего не можем понять. Потому что был полностью нарушен обряд погребения, которого, насколько мне известно, придерживались очень строго.

— В ходе работы приходится думать исключительно о науке? Кризис внес какие-то коррективы?

— К сожалению, внес... Во-первых, в Украине только три археозоолога. Я — в Киеве, и еще двое — в Одессе. Одесситы «обслуживают», фактически, только юг. Остальная территория лежит на мне. Через полгода — время на пенсию, а передать свои знания некому.

Сергей БРАТИШКО, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ