Знаменитый киевский костел святого Николая построен в 1899 — 1909 годах на деньги верующих под руководством известного архитектора В. Городецкого. Еще недостроенный костел освятили, дабы он скорее стал действующим. В 1936 году костел Святого Николая был закрыт. А в 1978 году было принято решение отдать это здание Дому органной музыки. Тогда провели реставрационные работы, и с 1981 года костел начал функционировать как концертный зал.
Один из следующих поворотов истории попадает на период перестройки. Именно в это время в костеле Святого Николая начинают сосуществовать Дом органной музыки и католическая парафия Святого Николая Киевской епархии (настоятель отец Радуслав). Ситуация достаточно сложная. Концерты и репетиции, проводящиеся в здании костела, не дают возможность верующим посещать храм в любое время, молитва становится строго регламентированной — ежевечерне с шести до восьми часов. И то в маленьком помещении костела, потому что в большом в это же время проходят концерты.
С другой стороны, если бы помещение функционировало только как концертный зал, то Дом органной музыки мог бы давать не 23 — 24 концерта ежемесячно, а почти в два раза больше. Директор Дома органной музыки Татьяна Стахурская — не большой сторонник того, чтобы проводить ярмарки в помещениях театров или музеев, но она вынуждена помнить, что афиша одного концерта с расклейкой по городу обходится в 600 — 700 гривен. Однако сдать помещение действующего храма, предположим, в аренду для показа мод (даже за очень большие деньги) Татьяне Стахурской не позволяют этические соображения.
Еще один этап в истории костелов — указ вице-мэра столицы Михаила Поживанова, вышедший в мае нынешнего года. В нем говорится о передаче костела Святого Николая верующим. Безусловно, учитывая историю костела, это решение верно. Оно не только поддерживается парафией, но воспринимается как закономерное и Татьяной Стахурской. Однако возникает следующий вопрос: куда девать блестящие творческие силы, из которых складывается на редкость сплоченный коллектив Дома органной музыки. А это — ни много ни мало — 200 человек.
Недавно вышло еще одно постановление Кабинета Министров, в котором говорится, что здание костела будет отдано церкви лишь после того, как Дому органной музыки предоставят другое помещение. Но решение этого вопроса покрыто мраком неизвестности, в частности, выделение земли под строительство. Если же говорить о ныне существующих концертных залах, то ни один не подходит для Дома органной музыки.
Парафия во главе с настоятелем отцом Радуславом прекрасно понимает проблемы Дома органной музыки. К тому же орган — постоянный спутник католических служб, а многие костелы в свободное время являются еще и концертными залами для исполнения органных произведений.
Но возникает следующая проблема. Концерт — это результат гигантского репетиционного труда. А если коллектив Дома органной музыки не будет иметь постоянного здания не только для выступлений, но и для репетиционного процесса, о хорошем уровне концертов можно забыть. Ведь уже сейчас репетиции вынуждены проводиться в административном здании, в условиях ближайшей стройки: все гудит, жужжит, стучит, 80 человек — в маленькой комнатушке.
Итак, вопрос остается открытым. И решить его ни верующие, ни музыканты самостоятельно не смогут. Захочет ли решить государство?