Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Компенсация вины

Австрия добровольно выплачивает деньги украинским остарбайтерам
17 мая, 2005 - 20:32
ВАСИЛИЙ ПОПАДЮК И РИХАРД ВОТАВА — ВСТРЕЧА ЧЕРЕЗ 60 ЛЕТ

О времени после освобождения Австрии от фашистов все остарбайтеры рассказывают похожее: каждый мучительно раздумывал — возвращаться или не возвращаться домой? Конечно, люди, знающие их, предупреждали, что, решившись ехать на восток, на территорию Советского Союза, они рискуют. Что могут и не доехать до родного дома… Кто все-таки отваживался, на загруженных провиантом телегах отправлялся в путь. Везли с собой узлы и баулы подарков, какие-то памятные сувениры, которые через несколько переездов у них отбирали и загоняли на территорию, отгороженную колючей проволокой

Сколько раз Василий Попадюк представлял эту встречу, но все-таки не думал, что будет так волноваться. Узнает ли его Рихард? И каким стал сам Рихард Вотава? Все-таки 60 лет прошло… Тогда в Сан-Пёльтене они оба были мальчиками, гоняющими на футбольном поле мяч, бегающими наперегонки, и в эти минуты мало отдающими себе отчет в том, что их статус разительно отличается. Рихард — австриец, свободный человек, хозяин. А Василий всего лишь сельхозрабочий, принудительно привезенный в Австрию из далекой Украины. По сути, — маленький бесправный раб, обидеть которого было не просто легко, а вроде бы как входило в правила игры, которую без всякого сострадания закрутила судьба-злодейка. Только вот не рассчитала, что благородные сердца австрийцев не очень-то принимали эти правила, и они, несмотря ни на что, оставались людьми, без оглядок на то, что фашистский режим требовал от них совсем иного. И потому в часы, свободные от работы, все дети вместе играли, болтали, обучая приятелей каждый своим традициям и культуре, и конечно же мечтали сделать мир совсем иным, чем сподобились его преподнести им взрослые.

Рихарду было 10, а Василию — 13, и он естественно был выше и сильнее.

— Очень спортивный, с удивительной ловкостью умеющий играть во все мальчишечьи игры, он иногда нарочно поддавался малышам, — чтоб подбодрить их и не огорчать. Василий мне казался тогда очень благородным и мудрым. Впрочем, он и был таким, коль смог выстроить наши отношения именно так — на паритете, заставить полюбить его и прислушиваться к нему. Особенно мы дивились, как он собрал из каких-то остатков, буквально из металлолома, себе велосипед и катался на нем по Сан-Пёльтену…

Так вспоминает своего маленького друга Рихард Вотава, ныне — генеральный секретарь Австрийского фонда «Примирения, мира и сотрудничества». Когда ему, вышедшему на пенсию дипломату, предложили возглавить такой фонд, он сразу же согласился. Не только потому, что ему как необычайно деятельному человеку нужно было достойное занятие. Но и в память о Василии тоже.

И вот теперь они встретились в Украине, ровно через 60 лет. Только Рихард уже был чуть ли не на две головы выше Василия и уже сам опекал людей. Конечно же, их судьбы сложились по- разному. Вотава стал дипломатом, обеспеченный человек, весь мир объездил. А Василий после возвращения домой служил в армии, столярничал, жил тихо, что и требовалось от бывшего остарбайтера, ибо такие, как он, и в Сибирь могли свободно «загреметь». Сколько знакомых именно так и продолжили свою жизнь. Без вины виноватые они должны были «искупить свою вину перед Родиной за измену». Поэтому большинство о своем принудительном пребывании в Австрии или Германии молчали вплоть до распада Союза.

Михаила Лицовского привезли в Австрию шестнадцатилетним. Сначала он жил в Граце, потом в Вене. Носил тяжеленные ящики с углем на второй и третий этаж. Через месяц после такой работы уже не смог ходить, и тогда его перевели на более легкую работу. Посчастливилось, что попал в окружение австрийских социал-демократов. «Среди них я не чувствовал себя остарбайтером, не страдал от одиночества. Мы вместе работали и вместе обедали. Они часто расспрашивали меня об Украине, и я даже читал им стихи. Удалось побывать и в Венской опере. Удивительно, что за два с половиной года моего пребывания в Вене у меня ни разу не попросили предъявить аусвайс».

О времени после освобождения Австрии от фашистов все остарбайтеры рассказывают похожее: каждый мучительно раздумывал — возвращаться или не возвращаться домой? Конечно, люди знающие их предупреждали, что, решившись ехать на восток, на территорию Советского Союза, они рискуют. Что могут и не доехать до родного дома… Кто все-таки отваживался, на загруженных провиантом телегах отправлялся в путь. Везли с собой узлы и баулы подарков, какие-то памятные сувениры, которые через несколько переездов у них отбирали и загоняли на территорию, отгороженную колючей проволокой. Михаила Лицовского обрили и переодели в военную форму с таким напутствием: «Теперь ты сможешь кровью искупить свою вину за предательство перед Родиной». Но как-то утром, охмелевший от счастья старшина сказал: «Ребятки! Останетесь живы, войне конец. Победа!» Но Лицовский еще пять лет не демобилизовывался. Возможно, благодаря этому поступил потом в университет, 34 года проработал директором Радеховской средней школы.

И Лицовский, и остальные бывшие остарбайтеры, а ныне жители Львовщины, собрались накануне Дня Победы в Гранд- отеле, чтоб получить очередную материальную помощь от Австрийского фонда примирения. Важно подчеркнуть, что Австрия добровольно выплачивает деньги бывшим невольникам. Проявив понимание к сегодняшнему состоянию этих людей: преклонный возраст, пошатнувшееся здоровье, ставшее результатом жестокого обращения и непосильного труда, австрийцы единогласно приняли закон о выплатах. 15 февраля было официально заявлено о намерении добровольных выплат, 27 ноября вступил в силу Федеральный закон «О Фонде добровольных выплат Республики Австрия бывшим рабским и принудительным работникам нацистского режима», а 12 декабря 2000 года уже был создан выплатный фонд. Первые же деньги поступили в Украину в августе 2001 года. Все быстро и четко. Сотрудничество Украинского национального фонда «Взаимопонимание и примирение» с Австрийским фондом примирения происходило необычайно слаженно и однозначно в интересах жертв нацизма. Позитивным стало и то, что в законе было учтено пожелание сторон, принявших участие в соответствующих переговорах, — осуществить выплаты в один этап, ввиду пожилого возраста получателей и плохого состояния их здоровья. Отказ от дальнейших претензий фиксировался в банке во время получения денег, что также можно считать корректным во многих отношениях. Осуществления выплат на следникам, названным в соответствии с законодательством, также избавило граждан Украины (а также других стран, в которых Украинский фонд осуществляет выплаты) от множества проблем, облегчило работу Украинского фонда. Лояльной была и позиция австрийской стороны при определении права на выплату: несколько раз отодвигался окончательный термин приема заявлений, при отсутствии архивных документов учитывались побочные свидетельства, воспоминания, иные доказательства.

Понимая, что страдания жертв нацизма неизмеримы и не могут быть возмещены никакими средствами, Австрийский фонд и его опекунский совет решил параллельно с выплатой денег осуществлять гуманитарные акции. Украинский фонд получал инвалидные коляски для бывших остарбайтеров и пленных концлагерей, финансировались ортопедические операции, проводимые в Австрии. Всего Украине выделили 78486660,9 евро. Выплаты получили почти 43 тысячи граждан на общую сумму 88 млн. евро. Но что очень показательно, если не сказать поучительно для нас, — остатки средств (бывает и такое) Фонд примирения решил истратить на гуманитарные программы в интересах жертв нацизма. С ноября 2004-го люди направлялись на санаторно-курортное лечение, делались хирургические операции, выплачивалась материальная помощь. Чтобы охватить гуманитарными акциями всех граждан, через областные отделения Украинского фонда каждый, получивший помощь, заполнил анкету, которая помогла выявить потребности в лечении, операциях, дальнейшем оздоровлении либо протезировании. Заключали сь договора с медицинскими учреждениями Украины, и таким образом 540 человек получили бесплатную медицинскую помощь. Только на Львовщине 314 человек побывали в санаториях, 336 сделали операции, 34 получили слуховые аппараты. А недавно были составлены списки тех, кому необходимы ортопедические операции, в том числе ендопротезирование суставов. Послеоперационная реабилитация, необходимое медикаментозное лечение, проезд, при необходимости даже проезд и пребывание сопровождающих лиц — все будет бесплатным. Чтобы не потерять такую возможность поправить здоровье, необходимо немедленно обратиться в областные отделения Украинского фонда, имея на руках, конечно, медицинские заключения. Однако все медико-социальные проекты рассчитаны только на живых граждан — жертв рабского и принудительного труда. Кроме того, Австрийский фонд примирения принял решение о выплате одноразовой помощи в размере 200 евро для самостоятельного решения срочных медико-социальных проблем. Эта гуманитарная помощь также предназначена непосредственно для жертв нацизма, а не для наследников. Именно эти деньги первыми и получили львовяне, ибо в этой области проживает сегодня наибольшее число бывших остарбайтеров и пленников концлагеря Маутхаузен (он находился на территории Австрии).

К сожалению, Австрийский фонд примирения завершит свою деятельность 31 декабря 2005 года. Но ему на смену будут организованы три иных фонда. Один из них «Фонд будущего» продолжит осуществление гуманитарных программ. Другой — займется выплатой стипендий, сферу деятельности третьего назовет в соответствующем законе австрийское правительство в ближайшее время. Но это обязательно будет помощь Украине в построении демократического, социально защищенного общества, в котором не будет места насилию, а память жертв нацизма скорбью отзовется в сердцах граждан.

Ирина ЕГОРОВА, «День». Фото автора
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ