Недавно, в День скорби и чествования памяти жертв войны, сотрудники и ветераны Ровенской СБУ, вооружившись тяпками, обустроили памятник «чекистам и советско-партийному активу», расположенный на границе Ровенской и Волынской областей. Такую акцию служащие провели «с целью сохранения памяти о героизме воинов и воспитания у сотрудников уважительного отношения к подвигу защитников украинского народа», как было отмечено в официальном пресс-релизе пресс-группы управления СБУ области. Однако предпосылки для чествования остаются неоднозначными: как утверждают историки, гибели НКВДистов предшествовали массовые расстрелы политических заключенных Дубенской тюрьмы и частичная капитуляция личного состава НКВД немецким частям.
Соответственно, факт именно такого чествования вызвал волну возмущения у местных общественных организаций. В частности областные отделы Национального союза журналистов Украины, Национального союза писателей Украины, «Просвіти», «Пласта» и УПЦ Киевского Патриархата обратились к Дубенской райгосадминистрации и районному совету с просьбой отменить решение 1970-го года о государственном учете мемориала, где он и сегодня значится как памятник в честь «чекистов и советско-партийного актива».
ЧТО ПРОИЗОШЛО В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
Подробнее о противоречивых событиях тех лет, до сих пор вызывающих резонанс, «Дню» рассказал Андрей ЖИВЬЮК, заведующий кафедрой истории Украины МЭГУ им. С. Демьянчука, руководитель научно-редакционной группы книги «Реабилитированные историей. Ровенская область».
«24 июня 1941 года в восемь часов вечера и где-то за полночь уже 25 июня в Дубенской тюрьме был произведен расстрел узников, которые там содержались. На сегодня сказать точную цифру жертв из-за отсутствия подсчетов сложно. Приблизительно тогда было расстреляно 200—250 человек. К сожалению, нет точного списка с именами узников, однако не думаю, что такой документ вообще существовал. Имеется только докладная записка тогдашнего начальника Дубенской тюрьмы №2. В отчете, адресованном начальнику тюремного управления Филиппову, речь шла о том, как этот расстрел был осуществлен. Куда делись другие документы, можем только догадываться: часть была вывезена, часть уничтожена.
Относительно погибших сотрудников советских спецслужб, то мы не можем категорично утверждать, что они принимали участие в расстрелах, но не можем и отрицать этого. В докладной записке только указано, что возглавлял расстрел начальник Дубенского райотдела НКГБ Винокур. Документальных данных нет, но по своим должностным обязанностям эти люди должны были бы это сделать, ведь расстрелянные узники, по делам которых еще проводилось следствие, были непосредственно подчинены органам НКВД. А руководство этих служб дало конкретные установки: если в случае опасности не удастся эвакуировать заключенных, то тех, кто проходил по статье № 54 о контрреволюционной деятельности, необходимо расстрелять.
Что произошло, когда большинство узников были убиты? В панике руководство тюрьмы решило бежать. Уже на выезде из Ровно они получили приказ от власти вернуться, но попали в фатальную засаду. Немцы большинство людей убили, только часть взяли в плен. Погиб, в частности, старший лейтенант Винокур и его заместитель Цыбань, погибли оперативные сотрудники Давиденко и Родионов и несколько сотрудников из отдела районной милиции. Начальник милиции и его заместитель попали в плен. По показаниям пленных, они самостоятельно сдались. Интересно, что начальника милиции по военной части немцы впоследствии расстреляли как виновного за расстрелы в Дубенской тюрьме. По таким же обвинениям расстреляли еще шестерых человек. А оставшиеся в живых были казнены уже советской властью по статье о государственной измене.
Поэтому проблема мемориала кроется в неопределенности имен тех, кто погиб, и тех, кто совершил эти убийства. В частности в перечне есть имена, например, сотрудника спецслужб Чумакова и председателя Дубенского городского совета Козийчука, который сначала сдался, а затем был расстрелян немцами в числе упоминавшихся шестерых человек. Много путаницы.
Относительно понимания героики вообще, то каждый сам для себя решает, как оценивать определенные события и причастных к ним людей. Вокруг события с мемориалом еще очень много и политических спекуляций. Я видел публикацию о том, что, поскольку ветераны хотят почтить память сотрудников служб НКВД, они автоматически поддерживают взгляды и поступки этих прежних служб, в итоге имеем — какие ветераны, такая и власть.
Лично я постоянно работаю в архивах и там много хороших людей, людей-патриотов тоже прослеживают такие события, используя какие-то максимально первичные вещи. А вторичность создала прошлая советская власть, когда был запущен миф о героическом прорыве. В действительности же это было одно из первых событий войны, когда представители силовых советских структур в состоянии паники не успели бежать или выехать и натолкнулись на немецкие военные части.
Дискутировать о том, кто был героем или антигероем, можно долго. Скажу одно — сотрудники Дубенской тюрьмы однозначно не были жертвами. Да, они погибли в бою с немцами, но это не перечеркивает того, что они делали, будучи работниками советской силовой системы. Что же касается расстрелянных, то, имея на руках статьи, по которым осуждали людей, считаю, что 99% этих узников были невиновными. Сегодня их имена уже реабилитированы».
ПОСТСОВЕТСКИЙ «СИМБИОЗ»
Впрочем, несмотря на реабилитацию, в Дубенской тюрьме до сих пор отсутствует даже обычный православный крест в знак памяти о погибших, хоть над пресловутым мемориалом НКВД он есть. «Вышел такой постсоветский «симбиоз». Поставили крест над плитой со звездой в честь тех, которые фактически выступали против христианства», — комментирует ситуацию священник и глава миссии «Православное дело», один из инициаторов обращения к власти Виталий ПОРОВЧУК. «Раньше возле этого мемориала также возлагали венки. А в этом году Служба безопасности Украины уже официально почтила память, а пресс-группа управления СБУ в Ровенской области распространила пресс-релиз по этому поводу. То есть они уже открыто распространяют эту информацию для широкой общественности. И не стесняются этого — наоборот.
Вообще мемориал был построен еще в 1960-х годах и назывался он «Памятник чекистам и советско-партийному активу». Взят на учет он был в 1970-ом году по решению Ровенского облисполкома и состоит на учете в областном управлении культуры. В 1991-ом стелы этого постамента были демонтированы, однако органы государственной власти неправильно оформили это действие. Памятник не был снят с реестра — решение 1970 года до сих пор в силе. Монумент оставили, на нем появился православный крест и другая надпись: «Вечная память тем, кто покоится здесь». Но по документам он до сих пор значится как памятник «чекистам». В 2010 году этот мемориал решили восстановить. Формально это все делалось через ветеранские организации. Интересно также, что восстановили его, вероятно, за средства Европейского фонда реконструкции и развития. Тогда там как раз вели трассу Чоп—Киев — новую дорогу к Евро-2012. Согласно договору, который был подписан между подрядчиками (итальянская фирма), они были обязаны обустроить прилегающую территорию. И так поставили там новую плиту со звездой, хотя крест сорвали. На вопрос «зачем?» ответили, что крест не срывали, просто временно убрали. Общественность, конечно, стала возмущаться — крест опять поставили, а надпись восстановили.
Но собственно на территории тюрьмы и рядом с ней до сих пор нет ни одного креста — именно на могилах христиан, которых упомянутые работники НКВД расстреляли. Также уже 20 лет поднимают вопрос относительно останков этих расстрелянных людей, так как часть из них была похоронена прямо во дворе. В ответ власть рассказывает, что это режимный объект, поскольку там в настоящий момент исправительная колония для несовершеннолетних. Есть какие-то очень скромные доски.
Кстати, когда установили эту стелу, то тоже нарушили действующее законодательство, потому что им надо было обращаться в определенные органы государственной власти относительно реконструкции этого памятника. Но на это не обращают внимания ни прокуратура, ни органы государственной власти, ни органы местного самоуправления. А мы требуем не так уж и много: отмены решения Ровенского облисполкома от 17.07.1970 №102 о государственном учете этого памятника; принятия решения о демонтаже мемориальной плиты в честь этих «героев» НКВД и, конечно, восстановления исторической справедливости. Нужно установить на постаменте мемориальную плиту жертвам сталинских и нацистских репрессий, с принятием на государственный учет памятника погибшим за Украину. Это все в компетенции органов государственного самоуправления. Пока еще они говорят, что это невозможно сделать. Если это действительно невозможно, то мы предлагаем создать особую рабочую группу. Пусть чиновникам это трудно сделать — может помочь общественность. У нас предложение абсолютно нормальное, взвешенное, оно вовсе не экстремистское — почтить память людей, погибших от нацистского и сталинского террора».
Сегодня вопрос о будущем мемориала не решен, а дискуссии бурлят и дальше. Чтобы выяснить, какими мотивам руководствовались чиновники, принимая решение о чествовании НКВДисто, и как они планируют реагировать на обращение общественных организаций, «День» попробовал пообщаться с председателями Дубенского районного совета и Ровенского областного совета. Но на сегодня информацию удалось получить лишь от представителя Дубенской райгосадминистрации Гуся Николая Михайловича, который отметил, что решение вопроса об окончательном статусе мемориала можно принять только на уровне Ровенского областного совета.
Впрочем, миссия чествования памяти сама по себе — благородная и нужная. «Думаю, что стоит просто по-христиански почтить останки людей, погибших и в Дубенской тюрьме, и в этой местности, ведь это все равно жертвы, — считает руководитель научно-редакционной группы книги «Реабилитированные историей. Ровенская область» Андрей Анатолиевич Живьюк. — И делать это нужно, осознавая истинные причины и обстоятельства минувшей трагедии. А понимание возможно тогда, когда и власть, и значительная часть общества наконец избавятся от старых идеологических мифов и произведут надлежащую оценку прошедших событий, исходя из украинских государственнических ценностей».