Похоже на то, что сценаристам культовых сериалов о «братве», «антибиотике» и другой уголовной сволочи не мешало бы пройти стажировку у ужгородских контрабандистов. Здесь на прошлой неделе развился такой крутой сюжет, придумать который человеку не из уголовной среды нереально.
Все началось в прошлую среду, 18 июля, с разосланного в СМИ пресс-службой Чопской таможни сообщения о том, что их словацкие коллеги обнаружили на территории частной фирмы профессионально оборудованный подземный ход через украинско-словацкую границу диаметром 90 см и протяженностью почти 600 м, электрофицированный, с рельсами и вагонетками, которыми уже было переправлено ориентировочно 20 тысяч блоков сигарет («День» писал об этом в №125-126 от 20 июля).
Новость заметно взволновала даже привыкших к контрабандистским выходкам закарпатцев. На протяжении последних лет изобретательные дельцы переправляли через границу контрабанду на дельтапланах, воздушных шарах, надувных лодках, но, чтобы сделать подкоп под святая святых — Государственную границу, да еще не где-то в лесных дебрях Карпат, а в нескольких десятках метрах от наблюдательной вышки пограничников и в километре от самой цитадели Управления СБУ, и обустроить в нем сверхсовременное мини-метро — такого еще не было. Наверное, по этой причине силовиков новость ввела в состояние оцепенения.
В поиске свежей информации корреспонденты местных и столичных электронных и печатных изданий стали донимать пограничников и эсбеушников вопросом: а где же расположена станция «багов(табак)-метро» на украинской стороне и кто ее начальник? Стражи неприкосновенности украинских границ и гаранты их безопасности лишь отмахивались. Сказать что-то конкретное они если и хотели, то не могли, потому что не смогли обнаружить местонахождение украинского входа в контрабандистскую подземку. Так продолжалось более суток, пока в Ужгород не приехали специалисты по Восточнословацким водопроводным сетям и не ткнули аппаратом в то место, где брал начало трансграничный тоннель. Только в пятницу, 20 июля, во второй половине дня пресс-служба УСБУ в Закарпатской области наконец сообщила, что «19 июля сотрудники СБУ совместно с пограничниками и работниками милиции на окраине Ужгорода в подвале одного из частных домов обнаружили тоннель, который ведет через украинско-словацкую Государственную границу. Тоннель электрофицирован и оснащен рельсами. Обнаружены также вагонетки, с помощью которых с территории Украины в Словакию незаконно перемещали сигареты. Во время обыска оперативники нашли вещи и документы, которые могут свидетельствовать об использовании тоннеля для незаконной переправки лиц и предметов контрабанды через Государственную границу Украины. 20 июля с.г. следователями УСБУ в Закарпатской области по этому факту возбуждено уголовное дело по ч.2 ст.332 Уголовного кодекса Украины. Действующим законодательством за это преступление предусмотрено лишение свободы сроком от 5 до 7 лет. Теперь правоохранители устанавливают круг лиц, причастных к противоправной афере. Следствие продолжается».
И здесь началось самое интересное. Конечно, журналистам в первую очередь хотелось узнать, кто является собственником подворья, где расположен вход в подземку. В поисках более конкретной информации медийщики рыскали вокруг дома и «цеплялись» к суровым правоохранителям, которые слетелись сюда. Однако какой-либо конкретики от официальных лиц не было. Пограничники устами и.о. начальника Чопского пограничного отряда, начальника штаба подполковника Виктора ПОТЕТЕНИНА немного детализировали сведения о самом тоннеле и собственном бессилии вовремя его обнаружить. СБУ в лице руководителя следственного отдела УСБУ Антона ДУРНЕВИЧА все общение с прессой свело к общим фразам наподобие того, что идет следствие, и в его интересах полученную информацию пока не стоит разглашать. Параллельно распространялись слухи, что это никакой не вновь прорытый тоннель, а фортификационные ходы, обустроенные для пулеметчиков еще во времена... Первой мировой войны.
Более разговорчивыми наши силовики стали после того, как их словацкие коллеги в течение выходных рассказали ведущим словацким телеканалам все то, о чем украинские медийщики пытались узнать от наших. В частности, Петер ШИМКО, руководитель проекта системы физической и технической защиты Государственной границы Словакии с Украиной, уточнил, что «тоннель построен очень профессионально. Технические средства, которые использовались, способ реализации, обучение, материально-техническое и финансовое обеспечение были чрезвычайными. Это не старый тоннель, а однозначно вновь построенный — его стены обработаны пластиком, усиленным стальным армированием». Инженер горного дела Михал ВОЗНЯК, которого один из словацких телеканалов привлек как эксперта, также отметил, что строили тоннель недавно, причем делали это специалисты с помощью специального оборудования. Эти телесюжеты видели тысячи закарпатцев.
Долго не было и информации о владельцах и жителях этого дома. Только из неофициальных источников журналисты узнали, что в 2004 году участок на улице Запорожской, который примыкает к госгранице, Ужгородский горсовет выделил нескольким сотрудникам Службы безопасности. Бесплатно, за особые заслуги перед Родиной. Тот, где нашли вход в контрабандный тоннель, впоследствии вроде бы был продан. В данное время в доме никто не проживает, а его владелец давно перебрался в Беларусь. Дом даже не оформлен в БТИ. На словацкой стороне на месте тоннеля в это время рос роскошный сад. В 2009-м в Ужгороде на пустыре вырос дом, а на словацкой стороне вырубили деревья.
Когда хозяин строился, соседи удивлялись — он долгое время вывозил оттуда землю КамАЗами. Думали, что копает бассейн. Строители, которые ныне работают рядом, часто видели, как к дому подъезжали микроавтобус и легковушки. Фамилию человека, который здесь был чаще всего, удалось узнать у правоохранителей — это известный в Ужгороде бизнесмен и меценат, владелец торгово-гостиничного комплекса «Круиз», удостоенный полгода назад председателем ОГА О.Ледидой высшей награды края — знака «За развитие региона». Ныне он находится за рубежом. Не исключено, что в длительном круизе... Местная детвора также рассказала журналистам, что знают «круизного» дядю Васю, который приезжал сюда на джипе два раза в неделю, и что видели «бусики», загруженные коробками с сигаретами.
Просто диву даешься, как всю эту кутерьму (масштабные землеройные работы с применением специальных машин, регулярный приезд грузовиков) в течение нескольких лет не замечали расквартированные рядом пограничники. Или же как оперативники спецслужб не нашли источника информации даже в лице вездесущих и всезнающих подростков. Понятно и то, что без столичного «прикрытия» вряд ли закарпатские контрабандисты сами осмелились бы на такую рискованную авантюру. Вероятнее всего, прав ветеран журналистики Ярослав ГЛАГОЛА, что «этот произвол и безнаказанность силовиков является нормой украинского общества. А народ удивляется: как это под самим носом у спецслужб два года функционировал нелегальный тоннель? Функционировал, потому что очень хорошо и профессионально охранялся! Охранялся, как сказал журналистам один пограничный чин, с помощью специальной техники, тепловизоров и тому подобное. Да, эта нелегальная «переправа» именно охранялась силовиками, потому что два года не замечать под носом КамАЗов с сигаретами невозможно. Руководство СБУ должно сделать из этого выводы и в корне изменить подходы в оперативно-розыскной работе». Как бы не так...
В продолжение написанного коллегой отдельно следует сказать о поведении в этой ситуации работников Управления СБУ в Закарпатской области. Работник этой структуры, в нарушение действующего законодательства, нагло препятствовал работе собкора телеканала «1+1» Наталии Зотовой. Во время подготовки редакционного задания он грубо вырвал из рук журналистки микрофон. Правда, после ее заявления в милицию микрофон вернули и извинились. Собкора «Урядового кур’єра» Василия Бедзира, который полдня прошатался под зданием Управления в ожидании обещанного ему приема, через несколько часов отфутболили без всяких, даже формальных, объяснений. На мою личную письменную просьбу о встрече с компетентным лицом вежливо ответили отказом. Замечу, что эти факты до сих пор так и не стали предметом рассмотрения правления областной организации Национального союза журналистов Украины. Не потому ли, что в ее рядах тоже есть немало лиц, которым ближе контрабанда, чем журналистика?
Пока СБУ проводит следствие, по окончании которого предлагает сразу подорвать или затопить этот объект, который мог бы стать отдельной темой для популярной телепрограммы «Экстрим Инжиниринг» на канале «Дискавери». Однако понятная поспешность силовиков вряд ли спрячет все концы в воду. Словаки не исключают, что этот тоннель, который, по предыдущим и очень приблизительным подсчетам их министра финансов Петера Кажимира, нанес госказне от нелегального ввоза сигарет прямых убытков на 50 млн евро, был не единственным. И транспортировались по нему из Украины не только сигареты. Перечень контрабандной логистики, причем в обе стороны, может быть весьма интересным: оружие, наркотики, донорские органы, нелегальные мигранты, культурные ценности и исторические реликвии, средства для осуществления терактов. Осмелится ли кто-то из высокопоставленных должностных лиц убедительно развеять мрак подозрения в украинском конце тоннеля?