Малая родина и большой мир... Развитие села Анастасовка в периметре легендарных Ромен на Сумщине как бы опровергает суть известного выражения «нет пророка в своем отечестве». Уроженец Анастасовки, крупный ученый в Санкт-Петербурге академик Александр Скоромец в течение длительного времени регулярно бывает в родном селе. Построил за свои средства отличную врачебную амбулаторию и в дни каждого приезда проводит здесь прием. Этот современный маленький аккредитив будущего стал известен в области. Да и сама Анастасовка преобразилась как пример бытовых и социальных нововведений благодаря стараниям земляка.
Саша Скоромец родился здесь в 1937 году в крестьянской семье Анисима Ивановича Скоромца. Набежали сороковые-роковые, к учебе в школе удалось прикоснуться лишь после освобождения края от оккупации.
После семилетки Саша Скоромец принимает самостоятельное решение продолжить учебу не в школе, а в фельдшерском училище в областном центре. Так стартовали его медицинские тяготения. К постижению специальности фельдшера он отнесся прилежно, учился превосходно. Ученый совет училища, а здесь преподавали лучшие врачи Сум, отметил рубеж юноши из Анастасовки свидетельством с отличием, а это давало право поступления в медицинский институт в 1954 году без экзаменов.
Не так уж далеко находился Харьковский медицинский институт. И вдруг Скоромец предпринимает как бы отчаянный шаг: стать студентом в Ленинграде, в 1-м медицинском институте имени И.П. Павлова. Быть может, к путешествию его побудили такие данные: от одного из преподавателей, который поддерживал рвение Александра к учебе, он узнал, что к этому очагу образования имел непосредственное отношение легендарный Бехтерев.
Надо было собрать деньги на дорогу, выбрать, на перекладных, маршрут. Словом, в кабинет ректора, генерала медицинской службы, он попал позже срока зачисления в вуз на несколько дней.
— Места для льготного приема уже заполнены, — с некоторой неприязнью встретил его ректор. — И чего ты у нас появился, ведь в вашей Украине более десяти медицинских институтов? — генеральским тоном заключил вседержитель вуза.
Повисло молчание, надо было уходить. Но внезапно Скоромец парировал:
— А я думал — ведь идет трехсотлетие договора Украины с Россией, — что наша дружба — не пустые слова...
— Ну, ты и стрелок, — усмехнулся генерал, довод абитуриента сразил его. — Иди в приемную комиссию, я дам команду.
И действительно, нынешний Первый Санкт-петербургский государственный медицинский университет имени И.П. Павлова открыл перед новичком просторы прекрасных знаний. Скоромец узнал, что вуз основан на базе Женского медицинского института — первого в империи. Кафедра нервных болезней, а к ней Саша Скоромец почему-то сразу же прикипел, определенное время была единой для Военно-медицинской академии и Женского мединститута, некоторое время ее возглавлял сам Владимир Михайлович Бехтерев. В дальнейшем здесь преподавал Л.М. Туусеп, киевлянин по рождению. Его отец был эстонцем, мать — чешкой, а разговорным языком в семье был немецкий. Окончив 1-ю гимназию в Киеве (ту же, что и М. Булгаков), Туусеп поступает в Военно-медицинскую академию, после окончания которой его оставляют на преподавательской работе. В 1908 году Людвиг Мартынович учреждает, уже в рамках ЖМИ, первую в стране нейрохирургическую клинику.
Несколько лет в Женском медицинском институте трудился харьковчанин по месту рождения Евгений Вендерович. Некоторые его изыскания признаны классическими. Во время блокады Ленинграда оставался в осажденном городе, в этих условиях представил классификацию закрытых травм черепа, что было характерным после бомбежек. С 1942 года был председателем Ленинградского общества невропатологов, оно продолжало существовать в осажденном городе. Умер в 1954 году, когда Скоромец поступил в свою северную альма-матер.
В общем, в рамках этой кафедры и клиники Александр Анисимович постепенно вошел в неврологическую элиту, став ее ассистентом. Его наставником был Владимир Константинович Богородинский, преемник профессора Е. Вендеровича на кафедре. И сложилось так, что с годами Заслуженный деятель науки РФ, профессор А. Скоромец стал заведующим этой примечательной кафедры неврологии и нейрохирургии с клиникой, главным неврологом Санкт-Петербурга.
Продвижению предшествовал неожиданный поступок профессора В. Богородинского. Скоромец, не будучи ленинградцем, мыкался по съемным жилищам, материально жить было непросто. «Знаете, Саша, я купил для вас кооперативную квартиру, — однажды сказал Богородинский. — Отдавать долг будете гонорарами за опубликованные труды».
И впрямь так и получилось. Среди книг Скоромца выделяется, например, его монография «Профессор Е.Л. Вендерович и наше время», изданная в 2011 году.
Совершенно ясно, что академик А. Скоромец — специалист высшего разряда. Ведь чтобы представлять в своем лице ориентиры неврологии в этом огромном городе, надо быть, если хотите, неврологическим мудрецом.
И теперь о его киевской ветви. К мэтру проникся невероятным почтением руководитель специализированной неврологической клиники на Левом берегу кандидат медицинских наук Алексей Леонович Сиделковский. Однажды, побывав в Анастасовке, он пригласил Александра Анисимовича в свой коллектив, и в 2018 году в клинике «Аксимед» была учреждена школа А. Скоромца, символизирующая устремление его новых учеников. Под его редакцией вышла фундаментальная монография Алексея Леоновича «Прикладная неврология», охватившая весь предмет.
Совсем недавно, в феврале этого года, академик Скоромец по приглашению коллег вновь побывал в этих стенах и прочел уникальную лекцию о весьма редком синдроме сосудистой патологии спинного мозга, лишь недавно классифицированном на Западе. На одном из пациентов клиники продемонстрировал черты синдрома, видоизменив программу лечения. В последующей дискуссии приняли участие и курсанты кафедры нервных болезней № 1 КМАПО имени П.Л. Шупика, которых пригласил к себе А. Сиделковский, воспитанник этой кафедры.
А. Скоромец впервые побывал в Национальном музее медицины Украины, восхитился его коллекциями и панорамами. Именно здесь, у интерьера, где представлен неведомый земский врач, звучат слова Михаила Булгакова, отражающие его первоначальную земскую карьеру на Смоленщине: «И этому помочь. И этому. Всем». В какой-то степени это слова о жизни и трудах Александра Скоромца.