Днепропетровские ракетчики выясняют причины аварии ракеты-носителя «Зенит-3 SL», которую в ночь на 31 января пытались запустить в соответствии с международной космической программой «Морской старт». Как ранее сообщалось, ракета с голландским спутником на борту, начавшая подъем с плавучего космодрома «Одиссей» в Тихом океане, на третьей секунде полета внезапно взорвалась и частично повредила стартовые сооружения. Человеческих жертв удалось избежать потому, что «Зенит» запускается полностью в автоматическом режиме — по команде с корабля управления, находящегося на безопасном расстоянии. Убытки международному консорциуму «Морской старт» тоже не грозят, поскольку и ракета-носитель, и спутник связи стоимостью $550 млн., были застрахованы.
Как сообщил руководитель Центра информационных связей Государственного конструкторского бюро «Южное» Юрий Мошненко, в настоящее время идет обработка телеметрических д анных, которая позволит установить истинную причину взрыва ракеты. «Специалистам, — сказал он, — потребуется несколько недель, чтобы прийти к окончательным выводам. Наши конструкторы, которые являются разработчиками «Зенита», работают в тесном сотрудничестве с российскими коллегами. Дело в том, что двигатель первой ступени, который включился во время старта, изготавливается в России и поставляется в Днепропетровск для интеграции в ракету-носитель».
По словам Ю. Мошненко, пока приходится лишь строить догадки о том, что произошло с «Зенитом». Тем не менее, можно предположить, что авария связана с ракетным двигателем и системой подачи топлива. «Осмотр плавучей платформы после взрыва, — сказал он, — показал, что «Одиссей» находится в ремонтопригодном состоянии, поскольку ущерб оказался минимальным». Одновременно Ю. Мошненко опроверг появившуюся версию о том, что для изготовления «Зенитов» применяются старые ракетные двигатели, которые залежались на складах еще с советских времен. «Двигатель — это не красная икра или мясо, — заметил он, — чтобы испортиться при хранении. Кроме того, все они при сборке ракеты проходят контрольно-технологические испытания».
Запуски «Зенитов» по программе «Морской старт» осуществляются с весны 1999 года. За это время случались и досадные срывы. Так, 12 марта 2000 года из-за ошибки в программном обеспечении произошло аварийное отключение двигателей и ракета- носитель с английским спутником на борту упала в Тихий океан. Позднее, в январе 2004 г., один из пусков был остановлен всего лишь за 2 секунды до старта и по этой причине пришлось менять двигатели. 29 июня того же года, из-за отказа третьей ступени «Зенита», не вышел на расчетную орбиту американский спутник «Telstar 18». Нештатную ситуацию, к счастью, удалось исправить с помощью маневровых двигателей самого спутника. Теперь при 24-м по счету пуске произошла самая масштабная авария — с повреждением плавучего космодрома.
Тем не менее, как заявляют представители международного консорциума «Морской старт», в который входят американская компания «Боинг», норвежская фирма «Кварнер», российская корпорация «Энергия», украинские КБ «Южное» и завод «Южмаш», нынешняя авария не станет причиной для сворачивания космических запусков. Старты с экватора экономически выгодны, поскольку позволяют при тех же затратах выводить на геостационарные орбиты гораздо более тяжелые спутники, напичканные электронной аппаратурой. Расходы на их запуски окупаются трансляцией телерадиопередач и качественными услугами связи. Как сообщил Ю. Мошненко, в прошлом году по программе «Морской старт» были запущены пять «Зенитов» со спутниками на борту. В нынешнем — планировались тоже пять или даже шесть. Притом, что всего в течение года можно запустить не более семи ракет-носителей. В ГКБ «Южное» надеются на то, что нынешняя авария существенно не нарушит планов международного космического сотрудничества.