Первой о защите научной работы своей аспирантки Ирины Назарук сообщила Ирина Констанкевич, народный депутат Украины. Она также и доктор филологических наук, профессор кафедры украинской литературы Волынского национального университета имени Леси Украинки. Защита диссертации проходила в спецсовете КНУ имени Тараса Шевченко. Одобрили единогласно. «Я счастлива, что есть, наконец, ПЕРВОЕ целостное литературное исследование об удивительном поэте Косте Шишко», – отметила Ирина Констанкевич.
Для Луцка и Волыни Кость Шишко стал знаковой личностью. Даже памятник в сквере у городской рады, который власти назвали памятником луцкому интеллигенту, сами лучане давно прозвали памятником Костю Шишко, потому что имеет он и определенное сходство с ним. За фразу в поэме «Дума про матір» – «Ми – непідпільна організація. Ми – нація. Ми все ж таки – нація» Кость Шишко был отброшен на задворки жизни, его не печатали, выгоняли с работы и долго замалчивали его творчество. Отброшенный на обочину литературных процессов Кость Шишко все же остался преданным личному выбору, не поступившись принципам ни в творчестве, ни в мировоззренческих позициях. «Живу, хоч жити не дають!» - так писал Шишко уже во время своих гонений.
И вот пришло время, когда о его творчестве уже пишут научные работы. «О Косте Шишко впервые узнала во время учебы в университете, – рассказывает Ирина Назарук. - Это был 2010 год, когда в одной из аудиторий факультета филологии и журналистики проходила презентация его книги «Писанки». А уже в 2011 году после поступления в аспирантуру вместе с моей наставницей Ириной Мирославовной Констанкевич выбрали для написания работы значимую и актуальную тему творчества Костя Шишко».
Почему именно о Косте Шишко? Потому что, по мнению Ирины, в контексте исследования региональной проблематики, личность Костя Шишко, талантливого поэта, художника, переводчика, показалась наиболее яркой. «Главным желанием было вписать в историю украинской литературы второй половины ХХ века одно из многих имен, которые были оттуда несправедливо и силой вычеркнуты», – отмечает она. Добавляет, что хотя тему диссертации посоветовала научный руководитель, но и ей самой она была очень интересна. «Лично для меня открытием в творчестве Костя Шишко являются его эксперименты в рамках поэзоживописи. В частности, стихи-писанки с их философичностью, точностью и остротой высказывания, часто – афористичностью, – продолжает Ирина Назарук. - Вообще поэтическое наследие Костя Шишко поражает многогранностью и неповторимостью, умением проникать в суть, казалось бы, совсем простых вещей, открывая в них новые неповторимые образы. Ему присуща глубина мысли, оригинальный характер письма, художественное мастерство, порожденные бесспорным талантом самобытного поэта. Писать такие научные труды, как мой о Косте Шишко, крайне необходимо, прежде всего, для профессионального исследования творчества представителей андеграундной литературы второй половины ХХ века, которые были выброшены на маргинесы тогдашней идеологической системой. Это поможет выяснить полноту литературного процесса, всесторонне осмыслить художественное наследие того или иного мастера».
«ОТКРЫЛА ДЛЯ СЕБЯ СОВСЕМ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА»
Ирина КОНСТАНКЕВИЧ, доктор филологических наук, профессор кафедры украинской литературы Волынского национального университета имени Леси Украинки, депутат Верховной Рады Украины:
- Почему предложила тему "Творческий диапазон Костя Шишко»? Много было на то причин. Прежде всего личность и творчество Шишко. Я познакомилась с ним, когда с ученицей 14-й гимназии готовили ученическую работу на конкурс МАН. За несколько встреч я открыла для себя совсем другого человека, чем тот человек, который предстал с уже опубликованных стихов и материалов о нем.
В общении выяснилось, что это человек энциклопедических знаний, он в совершенстве знал украинское барокко, цитировал многих философов, писателей, особенно древней литературы. Масштаб мышления, оригинальность творчества писателя-земляка были тем, что побудило дополнить культурно-историческую карту Волыни неординарной личностью поэта, художника и человека, которого безжалостно калечила тоталитарная машина.
Во-вторых, нужно было ввести в литературоведческий контекст творчество Костя Шишко, мастера визуальной поэзии, совершенных палиндромов, сонетов .... И это стало возможным после того, как архивы Шишко нам передал художник Сергей Корсай. Так что мы эти материалы оцифровали и начали работу. И есть еще один аспект - моральный, долг перед памятью. В Луцке есть памятник Костю Шишко, есть сквер, мемориальная доска на школе, которую оканчивал, а теперь еще диссертация, которая раскрывает уникальность художественного мира волынского писателя второй половины ХХ века, представителя так называемого немого поколения. Система заставила его молчать, писать в ящик, но время расставило все на свои места. Кость Шишко вернулся.