ГЕРОИ
В киевском клубе «Докер- паб» на прошлых выходных побывали по очереди две музыкальные знаменитости. Это — Найк Борзов — перековавшийся из панка в рок-поп исполнителя. И очень самобытные «Запрещенные барабанщики».
Найк Борзов стал известен в широких кругах населения после хита «Три слова». Там некий обобщенный обывательский молодой человек по имени Вова повествует о себе: «Я знаю три слова, три матерных слова на этом словарный запас мой исчерпан». В кармане у Вовы киви, в руках банка колы. «Я самый модный и, наверное, самый красивый», — утверждает он. Такой вот «красавчик»!
После осторожного молчания сначала провинция была «взорвана» Вовой, а затем и центральные радиостанции запустили «Три слова» на орбиту. По-видимому, в провинции «Вова» был слишком повсеместен и узнаваем. Что касается Москвы, то после триумфа на FМ-станциях российской столицы — эта бесхитростная вещица стала (ни больше, ни меньше) предметом обсуждения в марте 2001 года на пленарном заседании Госдумы РФ. Политики не хотели видеть таким НАШЕГО ПРОСТОГО ЧЕЛОВЕКА. Следовательно, зацепило. В ответ Борзов пригласил спикера Госдумы на свой концерт.
В общем «три матерных слова» — проложили путь Борзова к сердцам миллионной аудитории. Затем опять скандал с песней «Лошадка».
Это милое непарнокопытное тащило в своей повозке не что- нибудь безобидное, а кокаин, лошадка-диллер. Песня — классная. Есть в ней и философский подтекст, типа все мы тащим свой воз. Но тем не менее — «кокаин» из нее не выкинешь. Но именно это в конце концов и сделала цензура. После ряда запрещений, песня в усеченном, «бескокаиновом» виде заполнила эфир в 2002-м. Не раз на киевских станциях я слышал, как середина названия наркотика предусмотрительно «проглатывалась» электронным устройством и получалось что-то вроде «ко-уыы-ын». Выходило нечто «акынистое».
Затем Борзов, судя по «Занозе»», влюбился, и это как-то не слишком его обрадовало, поскольку в тексте он жаловался, что не может от этого светлого чувства отделаться, оно — «всюду с ним». Может не зря артист так переживал, поскольку вскорости женился, а пять месяцев назад у него родилась дочка. Однако, исходя из его последних интервью, он этими обстоятельствами вполне доволен.
Начинал он как создатель панк-группы «Инфекция», а сейчас пребывает в статусе благополучного эстрадника. И к тому же счастливого мужа и отца. Путь от маргинала (то ли панка, то ли наркомана?) до респектабельного исполнителя. В любом случае одно дополняет другое: кто хочет в нем видеть «нарушителя норм» — пожалуйста, кто лирика — на здоровье.
Лично мне кажется, что главным двигателем его творчества как раньше , так и теперь, является страх. Боишься микробов — создавай группу «Инфекция». Боишься испытаний этого мира — перезжай в «новый мир — кокаин». Правда, есть опасность «переехать насовсем». Боишься жлобов — ударим по ним их же оружием, «Тремя словами». В «День как день» — солнышко, герой вышел пообедать, а потом — бац, аварии, асфальты проваливаются. «словно гадзила ту пошалила» — но ничего. Привыкай к страху, это обычное дело — «день как день». Да и огромные, круглые глаза Найка, неплохо символизируют страх как таковой.
Наверное, не случайно, что Найк Борзов играет в спектакле Курта Кобейна — лидера культовой американской группы «Нирванна», покончившего самоубийством на почве «злоупотребления». Наркотическая «нирванна» — способ бегства. Но такое убежище больше похоже на ловушку... Короче, лучше уж сматываться как у Найка — «Верхом на звезде». Да и юмор — первое лекарство против страха, который, безусловно, присутствует в творениях Борзова.
Теперь о «Запрещенных Барабанщиках». Прославились они скандально (как и Борзов)«братоубийственной» пе сней «Убили негра«(1999 год). Впоследствии, правда, выпустили вполне мирный ремикс на нее на УКРАИНСКОМ ЯЗЫКЕ — «Як казав Джа...(«Кохайте негрiв...») Не смотря на то, что официальном местом рождения коллектива считается Ростов-на-Дону, у них прослеживаются украинские, казацкие корни. Чего только стоит фамилия их чудного лидера и вокалиста — Виктора Пивторыпавло. Казак!
Вот информационный кусок с их официального сайта: «Используемое сокращение — «ЗБ», профиль деятельности — провокация, мистификация, симуляция в поп- культуре, жанр — оригинальный, черный юмор, музыкальное направление — смесь этнических, ностальгических и молодежных ритмов и мелодий с виртуозной игрой на различных ударных инструментах. Известные хиты: «Убили негра», «Куба рядом», «Мама Зузу», «Таблетка», «Москва-Махачкала», «Человек-амфибия», «Планета обезьян«— всего на различных радиостанциях и телеканалах в разных видах ротации и на сборниках было и есть около 15-и песен. Премии и награды — «Золотой граммофон — 1999», «Золотая пятерка —1999», «По ночам» — «Альбом года» . Награды за вклад в развитие клубной культуры...
Хотел бы остановиться на последнем пункте: они действительно очень органичны в клубном формате. Весело, душевно, раскованно! Что выступление в «Доке» и подтвердило.
От себя могу добавить, что поначалу они мне не очень нравились со своим «Негром». Хотя сюжет, где мама убитого негра вызывает домой колдуна и сынок поднялся на ноги, и пошел играть в баскетбол («даже мертвый негр может играть в баскетбол») — яркая комедия ужасов.
Но альбом «По ночам» — вещь. Особенно песенки «Таблетка» и «Москва-Махачкалла». После одной нервной работы меня почти до сентиментальных слез тронуло в «Таблетке» — «Мне ж ведь много не надо, мне бы только душевный покой обрести, сколько ж можно ребята, против ветра греБсти?!». Это «б» — умиляло.
Но приступим к описанию самих концертов.
ВЖИВУЮ
Найк Борзов прибыл, опоздав на час. И решил к тому же чуть-чуть пообщаться с телевизионщиками. Небольшой звездный синдромчик: сидит человек в полуотключке, но как начинают жужжать камеры, сразу оживает и улыбается. Улыбка — обаятельно-застенчивая, совсем не хулиганская, как можно было бы подумать.
Волосы Борзова зачесаны назад, немножко подкрашены, но чуть-чуть, даже не поймешь, седина ли это или осветление. Редко растущая бородка и, повторяю, стеснительная улыбка с ямочками. Джинсы, кеды, серебряный джемпер и серебряная цепочка. Серебряный Принц рок-н- ролла.
Телевидение наше мудрило в духе: вот вы, вот мы, наконец, вы приехали, а потом уедете, были вы панком, стали «мейнстрим»...Двадцать минут пустоты.
Но вот уже и сам концерт. Начало — «забойное».
«Верхом на звезде» он довольно быстро раскочегарил публику. Дальше — новые вещи с непростыми аранжировками. Основная нагрузка на синтезаторы и соло-гитару. Какой-то медитативный рок, в целом похоже на жалобы одинокой электрической волынки. Общая шероховатость звучания «вживую» придавала определенное очарование. Звукорежиссер свое дело знает. Только вокал бы погромче. Поэтому на первый план выступил ударник, колотил от души. Его алая футболка, казалось, раскалилась от стараний докрасна. Синтезатор все больше забирался на нью-эйджевые, вселенские высоты, хотя и без дальнего отрыва от земли. Сытый ужин под звездно-летним небом!
Только народ начал ощущать в себе поднимающиеся пузырьки музыкального экстаза как Борзов, отпев «Лошадку», свалил... Концерт продолжался ровно полчаса. Даже Элвис Пресли, плакат которого висит за сценой, укоризненно поглядел в спину Найка. Только шесть песен! Хорошо, но мало. Прелюдия замечательная, но где сама любовь? Воодушевить и бросить. Вроде Борзов, а ленивый...
На следующий день выступали «Запрещенные барабанщики». Они, как пунктуальные граждане, явились за десять минут до начала и ровно в 22:00 шоу понеслось. Сразу с «Убили негра».
Лысый Пивторыпавло вначале стеснительно пребывал в шляпе, но как драйв дошел до точки кипения — головной убор был снят. К тому же подоспел новый хит — «Котовский». А Витя, конечно, ассоциирует себя с легендой Гражданской. Он там герой, который «лысиной сверкал на солнце». Поэтому и командир «ЗБ»продемонстрировал себя во всей красе.
Вообще лицо у него гипнотическое. Что-то в нем от Фантомаса, но в то же время оно доброе и ироничное, как у Железного Дровосека. Есть в нем и что-то советское: какие-то черты идеалистической «веры в светлое будущее», слегка размытые водкой. (Это, безусловно, мое «художественное восприятие» лидера «ЗБ», близкое к образам его «мужиков» из песни «Голод». Она о голоде в Бангладеш, а «слава Богу у нас пока ничего подобного не наблюдается, если нечего есть мужикам — поллитровочка приобретается. А раздавят ее мужики и пойдут чесать мужики — про то, что голод...»)
На Вите была синяя футболка с длинными рукавами, обозначенными по бокам белыми полосами. Плюс — стильные широкие подтяжки. Что-то среднее между американским модерном и советским ГТОшником. Такой вот он сложный этот Пивторыпавло.
Помимо пения, он умудрялся играть поочередно на двух инструментах: на синтезаторе и ударнике. Правой рукой брал блюзо вые аккорды («раскачивал» мелодию), зажав левой барабанные палочки под мышкой. А потом больше сосредотачивался на ударнике. Да так Пивторыпавло (я сколько ни пишу эту фамилию, столько кайф ловлю) славно однажды приложился, что барабан с грохотом слетел на пол. Лихой мужик!
Витя своеобразно поздравил женщин с 8 марта — песней «Человек-амфибия». Там девочку с детства дразнили за конопушки и очки, поэтому она стала террористкой. После солист благожелательно обратился к аудитории: «Хотите что-то заказать — кричите». Я проорал «Таблетку давай!» И немедленно получил ее.
Виктор не распределял песни специально: сначала хиты, потом менее популярные вещи, чтобы аудиторию держать максимально до конца вечера. Он корректировал программу прямо по заказам. Что значит клубный ветеран!
Медляк, посвященный любимой женщине в зале, он спел с интонацией Вахтанга Кикабидзе ( вот она — «светлая вера»!) Старомодно, но щемяще. Рефреном повторялись слова: «А у нас глаза на морозе слезятся, настоящим мужчинам настоящие женщины снятся».
С «мороза» потом «барабанщики» переместились на Кубу, вместе со своей знаменитой вещью «Куба рядом». От ее курортно-солнечного заряда в клубе повеяло тропической жарой, подогретой дополнительно геройством Фиделя.
В творчестве «ЗБ» причудливо перемешалось огромное количество ритмов. Они умело вплетают их в разную мелодику: от рэпа до самбы. Все участники «ЗБ»(кто не знает) — профессиональные барабанщики. Во время концерта непосредственно их барабанят аж трое. Получается даже афро-американский уклон, в сторону «тамтама».
На этом фоне особенно забавляет блатной, ростовский колорит сюжетов. Какие-то разборки, гоп-стопы и прочая. Но самоирония и высокий, близкий к джазовому звучанию, уровень, не позволяет «ЗБ» перейти границу, чтобы оказаться в диапазоне слушателей «Шансона». А общие рекомендации, вроде: «Очень трудно жить на свете, если ты с утра не пьян, а вокруг макаки эти на планете обезьян» — можно отнести к обстановке и рынка, и офиса. «Людям это близко».
В последний день зимы «Запрещенные барабанщики» ускорили процесс оттепели. Виктор на бис грянул «Котовского». В этом свежем хите переплавлены народная ( как у казацких гимнов!) ритмика с гитарными вставками в стиле вестерн. Что-то близкое уже подзабытому хиту «Полный Щорс» «Манго-Манго»(кстати, эта культовая стеб-группа будет в «Докере» как раз в День Юмора — 1 апреля. Отличный повод «вспомнить»!) А Котовский — это ( читай Пивторыпавло) — «командир удалой с чистой бритой головой, бессарабский Робин Гуд, джентльмен и баламут». Напоследок, атаман «ЗБ» признался в любви к Киеву, к Украине, к местным женщинам и пообещал приехать «... хотя бы весной». Потом, подумав, добавил: «Или летом, или зимой». И после паузы: «Или осенью».
Короче, «Запрещенные барабанщики» могут свалиться на голову в течение всего года. Никто не против. Качественная группа, качественная программа, качественная работа. Все совпало!