Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Крестики иногда открывают удивительные страницы нашей истории»

Днепропетровский ставрограф Виктор Векленко — об эволюции и сохранении символа веры в Украине
10 января, 2014 - 11:40
КРЕСТИКИ В ПРИДНЕПРОВЬЕ ПОЯВИЛИСЬ В КИЕВСКУЮ ЭПОХУ, НО ЕЩЕ БОЛЬШЕ ИХ СТАЛО, КОГДА КРАЙ НАЧАЛО ОСВАИВАТЬ КАЗАЧЕСТВО — ПРИМЕРНО С XVI ВЕКА, — РАССКАЗЫВАЕТ СТАВРОГРАФ, В ЧЬЕЙ КОЛЛЕКЦИИ СОТНИ НАТЕЛЬНЫХ КРЕСТОВ. В УКРАИНЕ ЭТО НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ТОЛЬКО ЗАРОЖДАЕТСЯ, УТВЕРЖДАЕТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ
ОСОБЕННОСТИ НАТЕЛЬНЫХ КРЕСТОВ ПОКАЗЫВАЮТ И РАЗЛИЧИЯ В КУЛЬТУРЕ: В XVIII ВЕКЕ РОССИЙСКИЕ КРЕСТЫ БЫЛИ ЛИТЫЕ, А В УКРАИНЕ ИХ ОБЫЧНО ВЫРУБАЛИ ИЗ ПЛАСТИНКИ МЕТАЛЛА. УКРАИНА ВСЕГДА БЫЛА ВОРОТАМИ В ЕВРОПУ, СЮДА БЫСТРЕЕ ДОХОДИЛИ НОВЫЕ ВЕЯНИЯ, ЧЕМ В РОССИЮ — ЧЕРЕЗ НЕЕ НЕРЕДКО ПРОНИКАЛИ КАТОЛИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ, РАССКАЗЫВАЕТ ВИКТОР ВЕКЛЕНКО

Днепропетровский историк Виктор Векленко называет себя ставрографом — специалистом по крестам. После окончания исторического факультета он заведовал  лабораторией археологии Днепропетровского национального университета и принимал участие в раскопках. Результатом стала монография «Нательные кресты Самари — Богородицкой крепости». Как исследователь, В. Векленко собрал внушительную коллекцию, на основе которой в Петриковском районе открылся единственный в Украине Музей креста. Новый музей удачно вписался в концепцию казацкого этнохутора Галушковка.

«Петриковка — это не только роспись, но и знаменитые тканые ковры и другие культурные традиции, «рассказывает ученый. — Меня радует, что дети из Петриковки и других сел могут прийти в музей и увидеть отечественную историю. В экспозиции представлены нательные кресты из металла, керамики, дерева и стекла из пятнадцати регионов Украины — от периода Киевской Руси до начала двадцатого века».

— Почему вы занялись именно этой темой?

— Все определили научные интересы, которые развивались по двум направлениям. Это ставрография — изучение нательных крестов, и история Присамарья, наработки, связанные с исследованием Ново-Богородицкой крепости. Началось с того, что в 2000 году вышла из печати интересная книга двух краеведов — Владимира Бинкевича и Вадима Камеко «Городок старинный запорожский Самарь с перевозом». Она определила направление поисков населенного пункта, от которого исследователи отсчитывают начало Днепропетровска. Первые разведки на месте расположения крепости, которой предшествовал казацкий городок Самарь, провел археолог Владимир Шалобудов. Результаты показали, что сюда еще не добрались «копатели» — так называемые черные археологи. При раскопках, в которых участвовал и я, было найдено много предметов — посуда, монеты, трубки, пуговицы, печати, товарные пломбы, но меня заинтересовали нательные казацкие кресты. Тема запорожского казачества и церкви близка мне со студенческих лет. Поэтому я попытался разобраться с находками, однако проблема в том, что не было научной литературы по этой тематике. Выручали контакты с российскими коллегами. Большую помощь оказало изучение фондов Днепропетровского исторического музея, где накоплен огромный ставрографический материал. Довелось познакомиться и с «черным» рынком. Я себя не считаю коллекционером, но со временем у меня появились сотни нательных крестов, как образцы для идентификации находок.

— Позволяет ли это систематизировать кресты?

— На территории современной Украины особняком стоит Крым, там христианство и нательные кресты появились еще в V—VI веке, благодаря влиянию Византии. На наших землях — примерно на пятьсот лет позднее, во времена Киевской Руси. Нательный крест — это знак принадлежности к христианству. На кресте был распят Иисус Христос. Это символ веры для христианина, но ношение нательного креста долгое время не было обязательным. Например, в Московском государстве обязательное ношение креста ввели лишь в начале XVII века, по требнику патриарха Филарета. Не было и каких-то жестких правил относительно формы и украшения креста. Как сказал один из монахов Киево-Печерской лавры: ты палки свяжи — вот тебе и крест.

Но крестики иногда открывают удивительные страницы нашей истории. Вот, например, крестик периода Киевской Руси, найденный возле знаменитой Петриковки. Там же был найден сребреник князя Владимира. Однако наиболее интересные находки преподносит Игренский полуостров в устье Самары, за которой начиналась степь — Дикое поле. Здесь когда-то находили много монет Золотой Орды, а также — и христианских крестиков. Возможно, в золотоордынские времена, а также — Великого княжества Литовского тут было большое смешанное поселение, где жили люди разных вероисповеданий и культур, попадаются крестики и ниже по Днепру. Это показывает, что наши предки начали осваивать эти края еще в период Древней Руси.

— Почему так много находят крестов — с ними хоронили людей?

— Дело в том, что по византийскому канону было не положено хоронить с нательными крестами. Как правило, их передавали по наследству — от отца к сыну, от матери к дочери. Поэтому крестов в могилах — единицы, в основном они попадаются в культурном слое на территории населенных пунктов. Крестики просто теряли — перетерся или оборвался шнур, на котором могли носить еще и иконку, ладанку, слезник — маленький флакончик со слезами «плачущих» образов. Кресты были разными — вот, например, крест-мощевик. Их носили сверху на одежде — в основном богатые люди, чтобы защитить себя от нечистой силы или сглаза. На нем открывается крышечка, под которой в выемке хранился кусочек святых мощей. Были еще нагрудные или наперсные кресты, которые носили священники.

Я уже сказал, что крестики в Приднепровье появились в киевскую эпоху, но еще больше их стало, когда наш край начало осваивать казачество — примерно с XVI века. Это видно по раскопкам Самари — Ново-Богородицкой крепости. Если Самарь была казацким поселением, то в крепости с конца XVII века стоял российский гарнизон. Уже тогда прослеживаются различия в культуре — в частности, в нательных крестах. В XVIII веке российские кресты были литые, а в Украине их обычно вырубали из пластинки металла. Причем, их форма со временем менялась. В XVI веке — крестики простенькие. В XVIII на нательных крестах выделяются внешние углы средокрестий — там появляются лучи или другие украшения. Напрашиваются аналогии со стилем барокко.

Далее крестики становятся более строгими, и на них чаще появляется изображение распятого Христа. Чем это объяснить — пока не знаю. Возможно, на художественные приемы влияло соседство с Речью Посполитой. Украина всегда была воротами в Европу, сюда быстрей доходили новые веяния, чем в Россию, — через нее нередко проникали католические сюжеты. Кстати, со временем крестик становится не только символом веры, но и украшением. Это видно по женским крестикам, а в Западной Украине крест становится элементом згарды — ожерелья, состоящего из разного рода крестиков. Нужно еще учитывать, что кресты изготавливали не только из металла, который был довольно дорогим. Тогда копейка делилась на полушки и четвертинки. За полкопейки можно было хорошо выпить и закусить. Простые люди носили деревянные крестики или даже крестики из кожи. По понятным причинам в земле они сохраниться не могли, и мы имеем не полную картину.

— Как появилась идея открыть первый в Украине Музей креста?

— Хочу заметить, что по большому счету украинской ставрографии еще не существует — она только зарождается. Для того, чтобы все разложить «по полочкам», необходимо накопить материал — допустим, иметь тысячу нательных крестов, которые необходимо привязать в конкретным археологическим памятникам, регионам и периодам. При этом возникает много трудностей, ведь Украина была разделена в политическом и конфессиональном отношении. Пока мы преимущественно находимся на стадии накопления материала. Большую проблему представляют так называемые «копатели», которые охотятся за предметами старины. Они вооружаются старинными картами и обшаривают с металлоискателями места, где ранее располагались населенные пункты, извлекают из земли оружие, монеты, нательные кресты и многое другое, что идет на продажу. Проблем со сбытом у них нет — один из таких «поисковиков» показывал мне записную книжку с заказами от коллекционеров. Достаточно набрать номер мобильного телефона и покупатель сам приезжает. Беда в том, что эти предметы извлекаются из культурного слоя и пускаются в оборот без описания. Такая находка, вырванная из «контекста», во многом теряет ценность. Мне интересен материал, когда можно понять, откуда он появился, какая хронология.

Постепенно появилась идея создать первый в Украине Музей креста, в котором уже насчитывается более двух тысяч предметов, представляющих христианскую историю Украины, правда, пока фрагментарно. Началось все с того, что мы с сетью православных магазинов «Ангел Хранитель» провели три выставки в Днепропетровске и шесть — в Киеве на тему «Образ креста от древности до современности». Нынешней осенью, на Покров, в селе Гречино Петриковского района открыли музей. Это развитие концепции «Образ креста» — там все из моего собрания. Идею предложил хозяин этнохутора Галушковка — предприниматель Владимир Выборный. Областные власти никакого интереса к проекту не проявили, зато активно поддержали районные. Кроме того, отклик и поддержка есть от бизнеса и представителей православной Церкви. На выходные в Галушковку приезжают  многочисленные группы, в основном из нашей области, хотя уже были экскурсии из Харьковщины, Запорожья и Полтавщины.  В музее представлены кресты из самых разных регионов, но экспозиция еще оформляется. Мы хотим сохранить культурное наследие. Работы много, на годы — каталогизация, описание, реэкспозиция, но главное, что мы запустили этот процесс. Создается такой бренд, которого нет нигде. Идей относительно развития музея достаточно много, но, как говорится, «похвастайся планами и рассмешишь Господа».

Вадим РЫЖКОВ, «День», Днепропетровск. Фото предоставлены автором
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ