Ничего? Или совсем мало? Да и то — в основном о Федоре, чей роскошный автопортрет в белом кожухе стал хрестоматийным. Что ж, теперь появилась возможность узнать об этой семье побольше. В издательстве «Криниця» только-только увидела свет первая книга трилогии «Кричевські і українська художня культура ХХ століття» — монография «Василь Кричевський». Она положила начало серии изданий «Мистецькі роди України», посвященной художественной элите, судьбы которой фокусируют драматизм путей развития и становления национальной культуры.
Итак, Василий Кричевский — старейшина династии. Масштабностью и многогранностью творческой натуры напоминает художников эпохи Возрождения: был и архитектором, и живописцем, и графиком, художником книги, исследователем народного творчества, дизайнером, сценографом, мастером декоративно-прикладного искусства, художником кино и педагогом.
Ему принадлежит совершенное воплощение национального символа — государственного герба (большого и малого). И именно созданный им трезубец украшает сегодня флаги, сооружения и официальные бумаги нашей страны. Василий Григорьевич возродил национальный стиль в архитектуре, а его дом Полтавского земства стал памятником мирового значения.
Один из основателей Украинской академии искусств и создатель украинской модерной книги, Кричевский был непревзойденным знатоком народного искусства и стал первым художником украинского кино поистине европейского уровня, создав вместе с Александром Довженко фильм «Звенигора» (1927 год). Внес ощутимый вклад в отечественную сценографию и дизайн, воспитал поколения архитекторов и художников.
Из своих прожитых почти 80-ти лет шестьдесят Василий Григорьевич посвятил творчеству. И как бы драматично ни складывалась его жизнь, ни разу не изменил ему, ибо изобразительное искусство, архитектура были смыслом его жизни.
Автор монографии — Валентина Рубан-Кравченко, доктор искусствоведения, член-корреспондент Академии искусств Украины, член Союза художников Украины, заслуженный деятель искусств Украины, лауреат премии имени академика А.И. Билецкого в области литературно-художественной критики. Ее конек — исследование украинской портретной живописи, которое продолжается и в новом проекте «П’ять віків портрета в Україні»: он должен представить вклад отечественной портретистики в мировую художественную сокровищницу.
Монография «Василь Кричевський» — новая работа талантливого автора. При всей своей искусствоведческой направленности, написанная живым, ярким языком, насыщенная увлекательнейшими сюжетами. Ибо самобытным, неординарным был ее герой, да то и время, в которое он жил.