Власти вознамерились ликвидировать последнее препятствие — Комитет по охране культурного наследия. Зачем? Чтобы легче было продавать Крым по кусочкам, от земли до памятников и археологических находок?
Приватизация Крыма вошла в завершающую стадию: промышленность, здравницы, аграрные предприятия, земля сельскохозяйственного назначения — все это уже давно имеет если не официальных, то «теневых» хозяев. Но это было только «предисловие» к настоящей приватизации. Теперь пришла очередь прибрежной земли и зданий — исторических памятников — самого ценного, что есть на полуострове. Распродажа поставлена на самую современную основу — в значительной своей части она ведется через Интернет. Устроители торговых сайтов откровенно подчеркивают: «Помните, хорошие варианты долго не задерживаются. На Южном Берегу Крыма настал бум по скупке жилой и нежилой недвижимости и зем. участков (подчеркнуто мною. — Авт. ). Наш эксперт, опираясь на свой опыт, ценовую ситуацию и перспективы развития рынка, подобрал для Вас более интересные предложения, заслуживающие внимания…»
Взгляните на страницу одного из сайтов, — предлагают к продаже то, что, по утверждениям Республиканского комитета по охране культурного наследия, продаже не подлежит — памятники и земля. Вот текст одного из них: «Южный берег Крыма. ПГТ Симеиз. СРОЧНО!! Продаются виллы «Ксения» и «Мечта», дача Стрелецкого, ЗДАНИЯ АРХИТЕКТУРНОГО значения, 1,5 га земли, ГОСАКТ на землю, общая площадь зданий 2500 м кв., до моря 200 метров, цена 1.500.000 у.е., возможен хороший торг...». Как вам сумма, впечатляет?
В другом месте, явно указывающем на то, что продавцы Крыма находятся не в Крыму, а в России, стоит объявление более масштабное по количеству объектов продажи: «Если Вы зашли к нам из любопытства, то можно сказать с уверенностью — Вы попали в сказку, имя которой Южный Берег Крыма, (море, солнце, горы, экзотика и много других прелестей, о которых можно только мечтать), и что самое главное, несравнимо с другими заграничными курортами — это «русский колорит». Приезжайте и убедитесь в этом!!! И Вы обязательно влюбитесь в этот МАЛЕНЬКИЙ КУСОЧЕК РАЯ!!! Если Вы живете и работаете в больших городах России, Украины и, особенно, Сибири и Крайнего Севера, иметь свой дом, квартиру, участок, коттедж в Крыму просто необходимо — для здоровья своих потомков, собственного отдыха, для красивой жизни , для того, чтобы у Вас всегда была тихая и красивая гавань. У Вас появилось желание в приобретении какой-либо недвижимости в Крыму на Черном море? Милости просим к Нам. МЫ обязательно поможем Вам в решении этой проблемы. Наше Агентство одно из немногих, которое специализируются на объектах недвижимости по всему Южному Берегу Крыма (Ю.Б.К.) от Фороса до Алушты и Восточному побережью от Алушты до Судака. На сегодняшний день в базе данных агентства находятся 1926 объектов. Вам трудно ориентироваться среди такого количества объектов, задайте программе минимальную и максимальную цену, и она выведет все объекты, находящиеся в этом диапазоне цен. Также можно просмотреть электронную базу по городам…» К продаже здесь предлагается — домов — 294, земельных участков — 187, квартир — 926, комнат — 23, эллингов — 29, частных гостиниц, кемпингов, санаторно-курортной недвижимости — 42, объектов коммерческой недвижимости (магазины, кафе, бары, летние площадки и другое) — 70, недостроев — 59. На сайте установлена интерактивная карта Крыма, на которой все объекты обозначены звездочками, и «клик» курсора на ней открывает целую таблицу с характеристиками выбранного вами объекта…
И все бы ничего, но все дело в том, что многие из этих продаж — незаконны.
Как разъяснил заместитель председателя комитета по охране культурного наследия Вадим Мордашов, в связи с имеющимися в Крыму объективными трудностями в решении проблем социально-экономического характера, глава правительства Крыма Сергей Куницын обратился к премьер-министру Украины Виктору Януковичу с просьбой содействовать в вопросе снятия моратория на приватизацию памятников. В то же время в самой автономии приватизация памятников еще не начата по причине искусственного затягивания вопроса утверждения Верховной Радой Крыма «Перечня памятников, не подлежащих приватизации», который необходимо после этого направить в Верховную Раду Украины для включения его в Закон Украины «О Перечне памятников, не подлежащих приватизации». Сроки представления указанного документа в Киев уже неоднократно переносились.
В соответствии со статьей 18 Закона Украины «Об охране культурного наследия», перечень памятников, не подлежащих приватизации, утверждается Верховной Радой Украины. Во исполнение поручения Кабинета Министров Украины «О перечне памятников, не подлежащих приватизации» (от 28.04.2002 г.), согласно писем Минкультуры Украины (от 22.05.2002 г. №10-43/4 и от 23.08.2002 г. №10-4332/17), Рескомитетом по охране культурного наследия Крыма был подготовлен проект «Перечня памятников, не подлежащих приватизации на территории Автономной республики Крым». Он за подписями Председателей Верховной Рады и Совета Министров АР Крым (письмо от 19.09.2002 г. №1646/28-25 и №01-29/4450) был направлен в адрес Министерства культуры и искусств Украины. Однако в Крым пришло разъяснение Министерства юстиции Украины (№26-30-2256 от 30.08.2002 г.) и рекомендации Минкультуры Украины (№10-4470/13 от 02.09.2002 г.) поручение Кабинета Министров Украины (№ инд.28 от 12.09.2002 г.), в которых требовалось утверждение перечня Верховной Радой АР Крым. Этими документами было рекомендовано утвердить соответствующие «Перечни…» сессиями Верховной Рады АР Крым, облсоветами, Киевской и Севастопольской городскими советами (т.е. всех 27 субъектов Украины). При этом о необходимости утверждения «Перечней…» сессиями всех местных городских, сельских и поселковых советов в поручениях вышестоящих государственных органов Украины речь не идет.
При подготовке проекта «Перечня…» Рескомитетом он был дополнительно согласован с местными органами исполнительной власти, учтены замечания и предложения Фонда имущества и Министерства архитектуры и строительной политики АР Крым. После рассмотрения в декабре прошлого года Советом Министров АР Крым «Перечень…» был представлен на рассмотрение в Верховную Раду Крыма. 23 декабря 2002 года по проекту было получено положительное заключение Юридического управления Верховной Рады, проект был рассмотрен на заседании президиума и внесен в повестку дня III-й сессии. Таким образом, требования Регламента были полностью соблюдены. Тем не менее, по инициативе председателя Постоянной комиссии Верховной Рады АР Крым по культуре, делам молодежи и спорту Т.В. Умрихиной указанный вопрос был исключен из повестки дня пленарного заседания, также ею было внесено предложение о создании специальной Межведомственной комиссии. По мнению Вадима Мордашова, «создание специальной Межведомственной комиссии нецелесообразно, поскольку предложения министерств и ведомств, представителей которых предлагается включить в состав комиссии, уже были учтены при подготовке проекта».
Поэтому республиканский комитет выступил с резким возражением против досрочной приватизации памятников. В опубликованном заявлении говорилось о незаконности этого процесса. 30 января 2003 года Республиканский комитет по охране культурного наследия обратился в Прокуратуру Автономной республики Крым с письмом, в котором просил его проверить, на каком основании продаются на Южном берегу памятники. Проверка начата, но еще не закончена, а сайты по-прежнему рекламируют крымскую недвижимость и «хороший торг» по-прежнему возможен…
В то же время 19 февраля 2003 г. Верховная Рада Автономной республики Крым постановлением о бюджете на 2003-й год (пункты 28 и 28.1) предложила Совету министров Крыма ликвидировать Республиканский комитет по охране культурного наследия Автономной республики Крым, что стало для комитета полной неожиданностью. В постановлении было записано, что функции комитета «по охране памятников культуры передать Министерству культуры Автономной республики Крым, а по охране памятников архитектуры — Министерству архитектуры и строительной политики Автономной республики Крым…». Работники комитета не согласились с таким вариантом, поскольку пункт 1 статьи 3 Закона Украины «Об охране культурного наследия» предусматривает наличие специально уполномоченного органа охраны культурного наследия Совета министров Автономной республики Крым. Постановлением Совета министров Автономной республики Крым в мае 2002 года (№159) таким специально уполномоченным органом определен Республиканский комитет по охране культурного наследия. С 1993 года и по настоящее время Рескомитет является единым органом охраны объектов культурного наследия в автономии. С приходом в 2002 году нового руководства Рескомитета этим специально уполномоченным органом охраны культурного наследия уже проведена и проводится серьезная работа по наведению порядка в области охраны памятников в автономии…
Кроме памятников архитектуры, Рескомитет известен борьбой с так называемыми «черными археологами», руками которых уничтожаются сотни памятников, извлекаются и переправляются за границу принадлежащие народу ценности на миллионы долларов. Так, недавно Рескомитетом совместно с СБУ переданы крымским музеям уникальная бронзовая пряжка страховочной стоимостью около 7 тысяч долларов США, монеты времен царя Митридата, бусы, браслеты, амфоры, терракотовые кувшины и многие другие ценности — всего 598 древних предметов, оцененных специалистами на сумму, эквивалентную 131800 долларам США. И это только страховочная стоимость, потому, что настоящей цены эти уникальные находки не имеют. Всего на государственном учете в Крыму числится более 9000 археологических объектов, значительная часть из которых подвергается постоянному разграблению. В восьмидесяти из них практически уже ничего не осталось. В их числе могильник городища Бакла (VII— IX вв. н. э.), Усть-Альминский некрополь (II в. до н. э. — III в. н. э.), захоронения Мангупа и другие. С ликвидацией комитета этот участок работы просто оголяется, поскольку создание специального подразделения милиции для охраны археологических памятников признано нецелесообразным, а СБУ не может этим заниматься постоянно, так как у него есть свои задачи.
КОММЕНТАРИЙ «Дня»
Вадим МОРДАШОВ, заместитель Председателя Республиканского комитета по охране культурного наследия:
— В целях улучшения работы по охране памятников по поручению Президента Украины от 5 ноября 2001 года №1-14/1504 Постановлением Кабинета Министров Украины 30 марта 2002 г. №446 принято решение об образовании «Государственной службы охраны культурного наследия». Постановлением ВР Украины от 12 сентября 2002 г. №140-IV рекомендовано ускорить завершение создания в соответствии с действующим законодательством органов охраны культурного наследия как в центре, так и на местах. В преддверии процесса приватизации объектов культурного наследия, с 1 января 2003 года в столице Украины уже действует, являясь юридическим лицом, «Государственная служба охраны культурного наследия». В масштабах страны идет процесс создания вертикали исполнительной власти в области охраны культурного наследия. Поскольку наличие Рескомитета по охране культурного наследия прямо предусмотрено Законом Украины «Об охране культурного наследия», его ликвидация противоречит действующему законодательству (что подтверждается заключением Юридического управления Верховной Рады Автономной республики Крым от 10.03.2003 г. №22-14/127). На основании вышеизложенного, ликвидация единого специально уполномоченного органа охраны культурного наследия автономии — Республиканского комитета по охране культурного наследия Автономной республики Крым — недопустима.
Примененная в Постановлении Верховной Рады №434- 3/03 новая категория объектов культурного наследия — «памятники культуры» — Законом Украины «Об охране культурного наследия» не предусмотрена, а в случае выполнения пункта 28.1 выше обозначенного Постановления Верховной Рады окажутся бесхозными предусмотренные пунктом 2 статьи 2 Закона Украины «Об охране культурного наследия» целые категории объектов культурного наследия: археологические, исторические и памятники монументального искусства, которые сегодня составляют по автономии основную массу объектов культурного наследия (более 8000). Ликвидация специально уполномоченного органа охраны культурного наследия автономии также противоречит пункту 1 части 1 статьи 6 Закона Украины «Об охране культурного наследия» («осуществление контроля за исполнением Закона»), а передача функций и полномочий Рескомитета в части охраны памятников архитектуры — Министерству архитектуры и строительной политики — идет вразрез с Указом Президента Украины от 20 августа 2002 года №725/2002 «О Положении «О Государственном комитете Украины по строительству и архитектуре», так как сосредоточение в одном органе функций реставрации памятников и полномочий ведения контроля за выполнением работ на памятниках — незаконна.
Требуют специфической охраны и другие памятники. Так, в конце марта этого года неизвестными был в очередной раз осквернен памятник Льву Толстому в селе Лозовое Симферопольского района. Почти полвека памятник русскому писателю простоял целым и невредимым, однако в последние годы он уже несколько раз подвергся разрушению. Периодически совершаются нападения и на другие памятники как в Симферополе, так и по всему Крыму. Рескомитет финансировал и организовывал их реставрацию, восстановление, охрану. Теперь и это делать будет просто некому…