Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Кто будет отвечать за школы?

В 2017 году правительство хочет поднять зарплаты учителям на треть, а почти все расходы, касающиеся среднего образования, возложить на местную власть
20 октября, 2016 - 11:49
ФОТО ИЗ АРХИВА "ДНЯ"

В следующем году из государственного бюджета средства будут выделять только на зарплату учителям и учебники. Все остальные расходы — на оплату коммунальных услуг, ремонтные работы, зарплаты техническому персоналу и тому подобное — ложатся на плечи местных громад. Реформу среднего образования в части финансирования представили Министерство образования и науки совместно с Министерством финансов в контексте общей образовательной реформы и децентрализации.

«Среди позитивных изменений я бы назвал повышение зарплаты учителям в 2017 году на 33%. Рост зарплаты не сильно изменит ситуацию, но это необходимо. Мы еще не договорились о средствах на повышение квалификации учителей — они должны быть. Здесь нет согласия среди всех участников переговоров. Мы хотим больше средств, но Минфин ставит ограничения. Также в рамках проведения образовательной реформы 2017 года учреждения профессионального образования будут отнесены к сфере среднего образования и на них из госбюджета выделят 1,6 миллиарда гривен. В бюджет заложены средства и на учебники», — отметил заместитель министра образования и науки Павел ХОБЗЕЙ.

Среди рисков он назвал ситуацию, которая может сложиться с оплатой работы сотрудников школ не из числа педагогического коллектива. Также неясная ситуация с финансированием интернатов — для государства они были очень дорогими. Остро встал вопрос, особенно зимой, оплаты коммунальных услуг. Если в связи с децентрализацией доходная часть бюджета крупных городов выросла, то этого нельзя сказать о небольших населенных пунктах. Последние могут столкнуться с нехваткой средств на образование. По словам Павла Хобзея, для этого в бюджет закладывается 14,9 миллиарда гривен — в так называемый фонд выравнивания, предусмотренный для дотаций заведений, которые самостоятельно не будут справляться.

«Увеличение финансирования зарплат учителей — это абсолютное измерение. А если взять относительное, то величины, которые предлагает Минобразования, меньше инфляции, которую будем иметь в следующем году. Есть значительные риски с бюджетами на местах, не решена проблема материально-технического обеспечения учебных заведений. Важно, чтобы начатую ранее программу по обновлению материальной базы средних школ, в частности кабинетов физики и химии, довели до конца. Потому что иначе мы не получим качественного образования по естественным и техническим дисциплинам. Вряд ли ситуация сразу улучшится, потому что в условиях структурной перестройки и внедрения нового закона так не бывает — это мировой опыт. Структурная перестройка будет создавать много проблем», — считает эксперт группы «Образование» Реанимационного пакета реформ Владимир БАХРУШИН.

В настоящее время в Украине действует 17,3 тысячи общеобразовательных школ, включая вечерние, специальные и школы-интернаты. За последние два года были закрыты 38 школ, при этом наблюдается тенденция к уменьшению количества школьников в сельской местности и роста в городской. Все это следует учитывать, проводя реформы в среднем образовании, основная цель которой — повышение качества образования. Для этого уже сегодня развивается система опорных школ, где педагогический коллектив будет работать (и уже работает) по обновленным программам, где приветствуется учительская инициативность, творчество и конкурентоспособность. Сегодня в Украине таких 137. Успех этого замысла, по словам специалистов, существенно зависит от успеха административной реформы — создания состоятельных территориальных громад, а еще от понимания учителями, директорами школ и родителями сути нововведений. Оптимизация сети образовательных заведений, которая сейчас проводится, должна включать и развитие профильной школы.

Эксперты отмечают, что запланированное распределение средств является разовым решением, которое возникло в конце лета этого года, и только на следующий год, приоритетом которого является минимизация рисков. Более существенные изменения — переход к среднесрочному планированию бюджета — состоятся 2018 года. Речь идет о варианте финансирования либо одного ребенка (для этого следует будет вычислить специальную формулу), либо с ориентированием на среднюю нормативную наполненность класса.

Оксана МИКОЛЮК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ