Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Кто был ничем, тот станет всем»

«Золушка» признана самой лучшей детской сказкой
16 августа, 2004 - 19:32
СКАЗКА «ЗОЛОТАЯ ТУФЕЛЬКА» / ФОТО ИЗ КНИГИ «СТО СКАЗОК» ИЗДАТЕЛЬСТВА «А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА»

Недавно по заказу британской сети кинотеатров UCI был проведен опрос среди детей на тему «Твоя любимая сказка». В результате 36% респондентов (1200 детей) отдали «Золушке» пальму первенства. На втором месте по результатам опроса оказалась «Спящая красавица». Хотя американские ученые установили, что сказка о Золушке вредна для детей, потому что она, как и «Спящая касавица», вырабатывает у детей неправильное представление о том, что «быть красивыми выгодно». «Сказка следует западным тенденциям, — рассказала «Дню» старший научный сотрудник Института Психологии Наталья Бастун. — Она пропагандирует идеологию конкуренции и формирует у детей стремление всегда быть первыми. Описывает общество, где люди пренебрегают друг другом, где не очень теплые семейные отношения считаются нормой». К тому же, по ее мнению, сказка о Золушке внушает веру в то, что все вдруг может измениться и кто- либо из аутсайдеров в силах стать лидером.

Объяснить феномен «Золушки» мы предложили экспертам и известным людям Украины. Мы спросили: 1. Благодаря чему «Золушка» возглавила список самых популярных сказок «...всех времен и народов»? 2. Мораль какой сказки вам ближе?

Вадим СКУРАТИВСКИЙ , культуролог:

1. — Сказка Шарля Перро «Золушка» — это начало эпохи буржуазных перемен XVII— XVIII вв., отображение истории того времени. Когда традиционная верхушка общества со скрипом открывала двери своих имений не всегда красиво одетым представителям других каст. А поскольку основным содержанием последних веков стала формация именно типа общества «открытых дверей и равных возможностей», то сказка о Золушке и находит свое место в сердцах людей. Ну, конечно, не лишена Золушка и определенного фольклорного шарма.

Поскольку я не карьерист, то, со своей точки зрения, советую Золушкам искать не Принцев, а чего-то более искреннего и реального, потому что принцы редко проявляют свое неудовольствие происхождением принцессы в начале сказки. А продолжения семейной жизни Золушки мы же не знаем. Кто знает, может, оно и не было таким безоблачным, как нам кажется.

2 — Из литературных сказок мне нравится «Алиса в стране чудес». Эта сказка представляет панораму человеческой цивилизации — только в перевернутом виде. А вообще я люблю сказки, начинающиеся словами «Пошел парень из села мир посмотреть», а заканчивающиеся — «и вернулся он к своей невесте живой и здоровый, и стали они жить-поживать, добра наживать».

Сергей КРЫМСКИЙ , доктор философских наук, профессор:

1. — Секрет приоритетной ценности сказки о Золушке в европейском обществе состоит в том, что люди избрали простой сюжет о сюрпризах судьбы, о счастье, которое может прятаться под лохмотьями честной работящей бедности, об извечной женской мечте найти своего принца. Все это понятно и естественно. Но, если задуматься над причинами избрания европейским мнением сюжета Золушки, то проявятся серьезные ассоциации и мотивы. В этой сказке присутствует доля идеологии «кто был ничем, тот станет всем», то есть это утопия социальной мобильности. Европейцы еще не избавились от утопического сознания. Оно и понятно, потому что это сознание допускает надежды на оптимистические ценности в непростом ХХI веке. А мир альтернативных этому утопизму сказок имеет несколько трагическую тональность, хотя и сопровождается определенным катарсисом.

2. — На мой взгляд, наиболее знаменательной является сказка Андерсена о Принце и Ласточке. Она рассказывает о том, как в одной стране народ поставил своему умершему Принцу памятник из золота, серебра и драгоценных камней и наделил его чугунным сердцем, которое обеспечивало своего рода механическую жизнь. Статуя навсегда осталась бы механической, если бы не подружилась с ласточкой, которая пробудила в ней сочувствие к человеческому страданию. Принц понемногу отдавал с себя золотую корону, золотую одежду в помощь тем, кого постигла беда. В конце концов он остался ободранным, имея от бывшего богатства только изумрудные глаза. И те, после очередных рассказов ласточки, отдал, чтобы спасти бедные семьи. Как-то принц спросил у ласточки, почему стало холодно, и, когда услышал, что наступила зима, стал уговаривать птицу лететь на юг, чтобы не погибнуть. Но ласточка ответила, что не может оставить слепого и немощного Принца. Она оставалась с ним, пока не замерзла. И когда тело птички упало на землю, из его груди выпало механическое сердце, чтобы лежать рядом. Ласточка стала символом предвесника беды, а Принц — знаком превращения механической жизни в живую память людей. То есть, самое большее богатство, которое может быть — живое существо. Потому что, как гласит человеческая мудрость: то, что отдал — твое. Как видим, в сказке Андерсена — целая притча о любви к людям и верности делу помощи им. Здесь не только мечта о принце. Здесь модель спасения наших душ в непростом современном мире.

Иван МАЛКОВИЧ , директор детского издательства «А-БА-БА-ГА-ЛА-МА-ГА»:

1. — Золушка — одна из наиболее заметных мировых сказок. Мне лично больше нравится ее украинский вариант «Золотий черевичок». Очевидно, это единственная сказка, которая, во времена СССР была не то, чтобы запрещена, — просто ее почти не печатали. Потому что в то время, когда собственно исконное украинское обращение «Панно!» искоренялось, в этой сказке его было так много — «Вербо, яро, відчинися — Ганна-панна йде!» «Золотий черевичок», мне кажется, — одна из самых прекрасных украинских сказок. Она настолько... украинская! Почему я, собственно, и включил ее в книгу «Королівські казки».

2. — Свою любимую сказку — «Мешок глины» я услышал у себя на Родине, в селе на Косивщине. Она рассказывает о том, как мужчина был беден и был у него только мешок глины, чтобы побелить дом. Однажды он встретил на дороге Бога, но не знал, что это Бог, — потому что Он был похож на простого пожилого мужчину. «Что тебе нужно, чтобы быть счастливым?» — спросил Бог. «Да ничего мне не нужно, — ответил ему бедняк, — вот только тележку, чтобы глину на плечах не носить». Ну, а потом был конь — вместо тележки. Далее мужчина захотел стать попом, потом епископом, позже — Папой Римским, ну а тогда — самим Богом. «Хочешь быть божком — носы глину мешком!» — ответил ему на это Бог.

Всеволод НЕСТАЙКО , детский писатель:

1. — Сказка о Золушке не нуждается в моей похвале — она прекрасна и существует во многих версиях в фольклоре различных стран. Ее идея — внезапное превращение из бедного и несчастного в богатого и счастливого — импонирует и современному менталитету. Эта сказка просто необходима для мечты, — а схватить все и сразу мечтает каждый.

2. — Лично мне больше нравится «Котигорошко» — сказка о маленьком мальчике, который побеждает и достигает счастья своими собственными усилиями. Очень мне нравился также Мальчик-с-пальчик, потому что я и сам был ростом с пальчик. В сказках много прекрасных идей, потому что в сказках добро всегда побеждает зло. Я и сам пишу такие сказки. В частности, сейчас я работаю над пьесой, в которой Баба-Яга сначала была Бабой-Ягой, а потом стала учительницей в местной лесной школе. Добрый директор лесной школы Лесовик предложил ей преподавать ведьмоведение, учить детей не бояться злых сил. Вот и имеем теперь Ядвигу Борисовну, которая уверяет и детей, и взрослых, что нет ничего такого, чего бы стоило бояться.

Мария БУРМАКА , певица:

1. — Есть такое понятие, как общественное ожидание. Люди хотят, чтобы им говорили то, что им приятно слышать, они всегда чего- то ждут. И если получают, то оно становится самым популярным. Мы знакомы с понятием «американская мечта». Это мечта среднестатистической женщины о счастье в чистом виде: даже если тебе тяжело, и жизнь с тобой поступила несправедливо, даже если ты тяжело работаешь, — все равно у тебя есть надежда встретить Принца. Ты просто обречена на эту встречу, причем он обязательно найдет тебя сам. Это подсознательная мечта каждой женщины. Хотя даже не женщины, а маленькой девочки. С одной стороны, Золушка как будто отвечает мифу, а с другой — сказка сама формирует миф. Хотя, женщины забывают, что не каждая из них такая же работящая, терпеливая и покорная, как Золушка, и не каждая привлекательна настолько, чтобы среди всех присутствующих на балу выбрали именно ее. Ведь не одна она работала ночами и попала на этот бал случайно. Таких была, может, и треть. И совсем не к каждой является тетушка-фея. Поэтому я эту сказку в чистом виде не воспринимаю. Если у тебя нет тетушки-феи, то финал для тебя может и не быть таким счастливым.

2. — Я вообще люблю сказки Андерсена — они ближе к реальной жизни. И «Гадкий утенок», и «Стойкий оловянный солдатик», и «Девочка со спичками», и «Снежная королева». Мне симпатичны их идеи — растопить чье- то сердце, пробиться сквозь лед. Или жестокая мораль того, что добро не всегда побеждает.

Подготовила Яна КУТЬКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ