Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Кто хочет стать... бароном

В Украине крепнет бизнес на генеалогии
28 сентября, 2005 - 20:07

Как-то одна моя знакомая, заполняя детский фотоальбом новыми снимками, натолкнулась на страницу, где следовало заполнить свое генеалогическое дерево. Как она потом призналась, это было для нее толчком — она поняла, что должна знать больше о своих предках. Наталья разыскала могилу своего деда, который погиб в Пруссии в 1945 году. А потом так увлеклась, что дошла в своей родословной до восьмого колена.

Эта история достаточно показательна. Знание о своих корнях у большинства украинцев ограничивается дедами. И это не удивительно, ведь при советской власти афиширование своего происхождения не очень приветствовалось, особенно, если оно не было рабоче-крестьянским. Правда, сегодня ситуация несколько улучшается. «После 1991 года постоянно растет количество людей, которые приходят в архивы для поиска своей родословной», — рассказывает директор Центрального государственного исторического архива в Киеве Ольга Музычук. Но многие украинцы не знают особенностей работы в архивах: куда им обращаться, где именно искать, не владеют они и точными сведениями о родных. По словам О. Музычук, очень сложным сегодня является поиск материалов эпохи коллективизации и голодомора, потому что потомки людей, проводивших раскулачивание, еще живы. И в архивах, не секрет, побаиваются мести за выдачу информации.

По словам директора Украинского центра генеалогических исследований Веры Крыщук, большинство их клиентов (90%) составляют иностранцы — дети эмигрантов, которые ищут свои корни в Украине. По большей части это граждане США, Канады, Германии, Франции, Австралии, Новой Зеландии, Израиля. Они заказывают поиск своих родословных, потому что для них приехать сюда и лично этим заниматься слишком дорого. Стоимость услуг центра варьируется в зависимости от сложности поставленных заданий — в среднем, это 300 долларов. По словам В. Крыщук, количество клиентов центра постоянно растет. Ведь среди украинцев становится все больше тех, кто хотел бы узнать о своих корнях. Например, среди современной элиты это стало вообще последним писком моды. В том смысле, что очень популярно иметь кого-то из родственников дворянского происхождения. Именно поэтому в адрес новейших дворянских организаций нередко раздаются упреки в том, что они вроде бы торгуют дворянскими титулами ради собственного существования. Как рассказывает глава «Киевского дворянского собрания» Александр Попов, дворянское движение постепенно возрождается, но сталкивается со многими проблемами. Самые главные из них: отсутствие монарха, двора и финансирования. Поэтому сейчас дворянские организации брошены на произвол судьбы и влачат жалкое существование. Было несколько случаев, когда к ним приходили люди и предлагали купить себе дворянское звание или договориться другими способами. Но, по словами А. Попова, им отказали. «Самое главное для нас — это репутация, потому что у нас осталась только честь предков, которую мы не можем запятнать. В нынешних условиях это сделать очень легко, достаточно только одного раза», — утверждает А. Попов.

Правда, некоторые дворянские организации сотрудничают с теми, кто хочет стать дворянином. Им могут присвоить титул, но только пожизненно (детям он не передается). Но это делают только те организации, которые имеют безупречную репутацию и являются членами какого-то монаршего двора. В Украине это проблематично, ведь у нас не было собственной долгой монархической традиции. Разве что одесская дворянская организация с 1996 года выдает титулы по вполне европейскими расценками. Например, звание рыцаря стоит 3000 долларов, баронета — 5000, барона — 10000, барона-фригольдера — 20000, виконта — 30000. Кандидатов придирчиво проверяют, достойны ли они иметь этот титул, ведь эта дворянская организация принадлежит двору Священной Римской империи, и именно там принимается решение о предоставлении титула претенденту. Другие дворянские организации ориентируются или на Москву, или на другие знаменитые дворы.

Значительную долю рынка генеалогических услуг занимают фиктивные еврейские (иудейские) генеалогии. В середине 90-х сотни тысяч украинских евреев приняли израильское гражданство. Для этого им следовало предоставить документы, которые бы подтвердили их еврейское происхождение: свидетельство о рождении, выписки из архивов о наличии предков еврейского происхождения. По словам главы консульского департамента Посольства Государства Израиль в Украине Уди Бен- Ами, идет своеобразная война между посольством и аферистами, отнимающая много времени и сил у работников и не дающая возможности сосредоточиться на других интересных для обеих стран проектах. Рано или поздно, но людей с фальшивыми документами все равно выявляют и депортируют на бывшую родину. Бывают даже случаи, когда украинцы, прожив более десяти лет в Израиле, из-за того, что в свое время подделали документы, лишаются израильского гражданства.

«Чаще всего подделывают свидетельства о рождении или покупают настоящие у евреев, — рассказывает господин Уди Бен-Ами. — В последнем случае труднее обнаружить фальсификацию. Жаль, что многие люди попадают «на удочку» к таким дельцам, расходуют значительные средства и после выявления подделки уже никогда не попадут в Израиль». Данные о фальсификаторах передаются по двум каналам украинским правоохранительным органам: через МИД и Интерпол. Когда дело доходит до суда, то украинская сторона сообщает об этом посольству.

В прошлые годы даже были такие случаи, когда израильское посольство требовало у наших граждан не только справки из архивов, которые подтверждали бы их еврейское происхождение, но и просили привозить оригиналы документов. Такие требования были обусловлены тем, что посольство не доверяло нашим справкам. По словам Ольги Музычук, в прошлом были даже случаи, когда работник архива садился с метрическими книгами в автомобиль и ехал в Посольство Израиля, чтобы они проверили достоверность предоставленных соискателем данных.

Сегодня, к счастью, такой практики уже не существует. В то же время, как утверждают эксперты, генеалогический бизнес в Украине «крепнет». По-видимому, срабатывает основной закон рынка: есть спрос — будет и предложение.

Александр ЛЯПКАЛО, журналист
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ