Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Кто научит учителя

Педагогика отечественная и американская: найдите отличия
30 июня, 2005 - 20:56
РИСУНОК ИГОРЯ ЛУКЬЯНЧЕНКО

Каждый июнь в Украине становится на десятки тысяч «дипломированных специалистов» больше. Речь идет, понятное дело, о выпускниках вузов, которые в течение прошлой недели активно получали заработанные непосильным студенческим трудом «корочки» и бурно праздновали это событие. Среди них — несколько тысяч выпускников педагогических институтов, которых в нашей стране около 30. Педагогические вузы есть в каждом областном центре, по количеству с ними могут сравниться разве что политехи. Вот только работать в школу, по статистике, отправляется всего 30% выпускников-педагогов. Несмотря на это, в стране упорно процветает уверенность в том, что наша система образования — одна из лучших в Европе и учителя, соответственно, могут служить предметом гордости. В то же время у авторов этого текста, которых трудно заподозрить в некомпетентности, мнение полярное.

Недавно наша знакомая поехала на семестр в США учить студентов русскому языку. В Америке принято, чтобы иностранному обучал носитель языка. Вместе с ней поехала и ее дочь-школьница, которая была поражена доброжелательностью американских учителей, их умением подчеркивать исключительность и уникальность каждого ученика. Она писала своим одноклассникам, что вспоминает учителей в Украине, — как они входят в класс и с порога начинают бранить, унижать, как они могут высмеять ученика за некоторые строки в написанном им сочинении, причем только за то, что преподаватель и ученик по- разному понимают, что такое смысл жизни или что такое счастье. Ей становится нехорошо при мысли, что придется опять возвращаться в атмосферу украинской школы. Она писала: «Я закончу школу и потом приеду опять учиться в Америку. Я буду учиться здесь у этих прекрасных преподавателей с этими милыми студентами».

ВМЕСТО ПРАКТИКИ — ТЕОРИЯ

Что же есть такого в Америке, чего нет у нас? Почему наше и их образование так разнятся? Возможно, самое существенное, что отличает американскую школу от советской и постсоветской — отсутствие административного и педагогического хамства, терпимое отношение к особенностям поведения учеников. Разумеется, отсутствие хамства в школе есть результат его отсутствия в обществе. Более спокойное, более толерантное, более терпимое поведение людей в быту, на улицах, в учреждениях, транспорте — это главное отличие западной жизни от советской и постсоветской, которое отмечают многие интеллигентные эмигранты из бывшего Советского Союза. Однако, если вынести за скобки проблемы тотального хамства, тотальной коррупции... и задуматься о более узких, более решаемых, более технических аспектах модернизации образования, то важно уяснить: чему же учить учителя?

Советское и постсоветское понимание педагогического образования, по существу, сводится к научению педагога-предметника. В таком научении фундаментальные аспекты педагогической профессии неизбежно уходят на задний план, скромно уступая место научению предмету как таковому, в объеме, заведомо превосходящем какие-либо разумные профессиональные потребности. Так, будущий учитель математики в невероятном объеме изучает такой предмет как функциональный анализ, — только для того, чтобы потом забыть его с ужасом. Но этот учитель никем и никак не обучается тому, как увлечь математикой одаренного ребенка, и как быть снисходительным к тому, кто не имеет ни способностей, ни склонности к математике; эта снисходительность вовсе не означает всепрощения, она подразумевает наличие разных уровней усвоения математики, одинаково допустимых с точки зрения школьных и общенациональных стандартов. Большая часть времени университетского обучения съедена предметами бесполезными для будущего учителя, и, возможно, существенными только для будущего чистого математика, а таких, — как утверждают некоторые выдающиеся ученые, — на Земле не более пятидесяти человек в каждом поколении, и учить их надо штучно.

НЕ ХВАТАЕТ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Довольно обескураживающее впечатление производит сопоставление списка педагогических специальностей, принятого в украинском высшем образовании, с аналогичным перечнем, действующим в университетах США. В украинском списке присутствует всего семь наименований педагогических специальностей, причем две из них — дефектология и практическая психология — заведомо выходят за рамки школьных профессий; большая часть образования будущих школьных педагогов скрыта в одной специальности: педагогика и методика среднего образования (с обозначением образовательных предметов). Кроме того, в украинском списке университетских специальностей имеется еще 25 специальностей, предусматривающих «возможность присвоения специалисту квалификации учителя». Они структурированы по учебным предметам, например, «история», «физика» и т.п. Однако по стандартам евроатлантического образования, выпускник с дипломом химика не получит право преподавать химию в средней школе, если не пройдет дополнительного обучения по одной из педагогических специальностей.

Интересно, что структура американского педагогического образования включает в себя такие специальности, которые никогда не присутствовали в советском и постсоветском педагогическом образовании, которым ничто не соответствует в нашей педагогической культуре. Речь идет, например, о такой специальности, как «Foundation and Philosophy of Education» (Основы и философия образования); видимо, в нашей педагогике подразумевалось, что философию образования каждый учитель как-нибудь сам сумеет выстроить в течение жизни; речь идет также о такой дисциплине как «Educational Measurement and Evaluation» (Оценивание и измерение в образовании). Наша культура молчаливо подразумевает, что оценивать других способен каждый; учить этому не обязательно. А иметь внутри школы персонал, который никого ничему не учит, а только измеряет и оценивает — это вовсе недоступное нашим умам явление...

Отсутствуют в нашем педагогическом образовании и такая педагогичная специальность как «Education of Gifted» (Обучение талантливых детей). Несомненно, само явление — обучение талантливых — в советском и постсоветском образовании представлено очень ярко. Однако никогда не считалось, что этому нужно специально обучать! Нет у нас и аналога «Education of Multiply Handicapped», что можно перевести как образование для людей со множественными физическими ограничениями; наша специальность дефектология, по-видимому, не синонимична этой более сложной, более многогранной американской педагогической специальности.

Резюмируя изложенное, можно сказать, что украинское педагогическое образование нуждается в значительном расширении спектра специальностей, по которым следовало бы вести обучение будущих учителей и работников школ. Естественно, такая перемена не может быть введена мгновенно, одним приказом министра образования, или указом Президента, или даже законом Украины. Изменения в культуре не декретируются. Они должны быть осознаны, выстраданы, востребованы и любовно взращены обществом.

ЧЕМУ УЧИТЬ

Однако важны не только наименования специальностей, но и те дисциплины, которые будут изучаться в рамках этих специальностей.

Архаичность постсоветского высшего образования в сфере педагогики проявляется в предельной узости специализаций, в бедности наименований учебных предметов, предлагаемых студентам. Изучение списка дисциплин, читаемых в любом университете США для будущих работников образования, демонстрирует гигантский цивилизационный разрыв в спектре знаний и навыков, который украинское высшее образование вынуждено будет преодолеть в ближайшие десятилетия. Примеров множество, достаточно рассмотреть один. В Университете Амхерст (University of Massachusetts Amherst) имеется отделение образовательной политики, исследований и администрирования. Подготовка докторов в этом университете ведется по направлениям «Образовательная политика и лидерство», а также «Исследования и методы оценивания». Магистрам для обучения предложены направления — «Образовательное администрирование», «Высшее образование», «Международное образование» и «Изучение образовательной политики». Вот некоторые дисциплины, которые изучались студентами этого отделения в закончившемся учебном году:

* Доверие к разнообразию (Embracing Diversity) — это курс о культурном разнообразии университетского сообщества, о том, как лучше понимать друг друга, уважая культуру другого, учитывая уникальность традиций, предубеждений и ожиданий.

* Введение в международное образование (Introduction to International Education) — этот курс помогает студентам понять роль культур в образовании. В рамках этого курса студенты изучают теоретические основы культуры, ее связь с образованием; изучают культурные особенности стран и континентов.

* Семинар: Преподаватели и право (Workshop in Education: Teachers and the Law). В рамках этого семинара изучаются юридические права учителей и преподавателей, а также их юридическая ответственность.

* Право и высшее образование (Law and Higher Education). Цель курса — помочь студентам узнать законы, регулирующие высшее образование; исследовать пути разрешения через суд конфликтов между студентами, сотрудниками и администраторами; развить навыки правового анализа.

* Общественная политика, образование и право (Public Policy, Education and the Law). В этом курсе студенты изучают законы, имеющие отношение к школам и пути разрешения конфликтов среди школьников, учителей, администраторов и родителей с помощью судебных процедур.

* Основы образовательного администрирования (Fundamentals of Educational Administration). В этом курсе дается краткий обзор основных понятий, подходов и исследований в области администрирования образовательных учреждений и организаций.

* Введение в лидерство и изучение политики. (Introduction to Leadership and Policy Studies). Цели этого курса: краткий обзор образовательной политики и важных аспектов политического процесса, таких как: идентификация проблем, анализ политики, разработка, выполнение и оценка.

* Основы создания тестов (Fundamentals of Test Construction). Дисциплина призвана научить студентов строить инструментарий оценивания, необходимый для измерения характеристик индивидуумов и групп. Студенты учатся создавать тесты, которые будут использоваться в аудитории, а также тесты для больших групп населения.

* Семинар: Высшее образование (Workshop in Education: Higher Education). Семинар, на котором студентов обучают написанию экзаменационных работ, дипломов и диссертаций. Помогает студентам развивать технику академического письма и редакторские навыки.

Любопытно, что наше университетское образование, ожидая, что студент напишет вполне квалифицированный текст дипломной работы, ни одного часа не выделяет на научение этому занятию; существующий во всех западных университетах предмет writing в нашем образовании опущен за ненадобностью, как будто написание грамотных и серьезных текстов является врожденным умением.

Постсоветские стандарты подготовки педагога-предметника отстают почти на столетие от этого спектра изучаемых дисциплин. Во многих вузах отсутствует и профессура, способная обучать этим дисциплинам. Это создает еще один вызов для украинских университетов.

Валерий ТЕМНЕНКО, доцент Таврического национального университета им. В.И.Вернадского Зарема СЕЙДАМЕТОВА, докторант Национального педагогического университета им. М.П.Драгоманова; участник программы научного обмена Contemporary Issues (IREX, FSA,
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ