В одной из миниатюр Михаила Жванецкого (еще советских времен) речь шла о том, что, стоя под мусоропроводом, можно выловить много полезного — почти новое галифе, куртку, а часто и кусок колбасы или хлеба. В последние годы у нас бытовой мусор стал основными источником существования бомжей и дополнительного заработка тех, кто маскировался под бомжей. Однако вынимали они из мусорных контейнеров самый ликвидный «товар» — стеклянные бутылки, бумагу, трепье, металлический утиль. Но в большинстве развитых стран это дело давно поставлено на промышленные рельсы. В Японии, например, бизнесмены, занимающиеся вторичными ресурсами, покупают мусор и зарабатывают неплохие деньги на продаже изъятого из него вторичного сырья. Наши сограждане, побывавшие в Швеции, Германии, Голландии, ряде других европейских стран, с восторгом рассказывают, как их жители уже у себя дома раскладывают мусор в зависимости от материала по различным пакетам и ведрам, а потом выносят его в отведенные места в специальные контейнеры. И уже оттуда их каждое утро забирают коммунальщики или частные фирмы. Постепенно технологии переработки мусора начинают внедрять и в Украине. В День независимости в этом году в одном из районов Киева должна начать работу первая в Украине мусоросортировочная станция (МСС) мощностью 200 тысяч тонн отходов в год, в строительстве которой самое активное участие принимает ОАО «Укрвторресурсы». Подобную станцию собираются запустить и в Житомире. Впрочем, сказал «Дню» заместитель городского головы Леонид Башинский, сначала коммунальщики хотят посмотреть, как заработает эта технология в столице. Но подготовительные работы уже ведутся и с ОАО «Укрвторресурсы» подписан протокол о намерениях разработки проекта и строительства станции для Житомира, рассчитанный на два ближайших года. Окончательное решение будет принято после проведения необходимых экспертиз, тщательного изучения вопроса и тендера. таллолом, затем на ленте транспортера вручную люди будут выбирать бумагу, пластмассу, другие ценные компоненты. Вторичного сырья из общего объема мусора планируется изымать около 30%, остальное будет прессоваться в брикеты размерами 1х1х2 метра и складироваться в глиняном карьере, который, по предварительным планам, должен быть рядом. Мощность станции — 85 тысяч тонн мусора в год, т.е. приблизительно столько, сколько «производит» сейчас город. Объем инвестиций, включая французское и немецкое оборудование, — 20 млн. грн. Раздельным сбором различных видов отходов с дальнейшей их переработкой на вторичные ресурсы в Житомире ОАО «Укрвторресурсы» собирается заняться позже.
Собственно, даже упомянутые шаги по внедрению в Украине промышленных технологий переработки мусора дают надежду, что скоро и у нас эта отрасль станет более цивилизованной, а наши «родные» полигоны для его захоронения постепенно станут менее опасными для окружающей среды. Однако к применению «селекции» мусора на первых этапах его образования, т.е. в жилых домах, нам, очевидно, придется пройти еще путь, как минимум, в 10—15 лет. Во-первых, хотя бы в городах должна быть обеспечена сложная технологическая цепь — от упаковки различных видов бытового мусора в квартирах в специальные пакеты и ведра с дальнейшим выносом в специальные контейнеры до вывоза его на склады вторичных ресурсов. Из объяснений коммунальщиков следует, что у нас только сейчас и в явно недостаточном количестве появляются отдельные звенья этой цепи в виде тех же контейнеров или спецмашин. О специальных пакетах, ведрах, контейнеровозах нечего и говорить. Но труднее всего, и об этом также говорил заместитель мэра Житомира Л. Башинский, будет преодолеть психологию людей, которые просто не привыкли к таким «высоким» материям.
...Вообще проблема утилизации бытовых отходов в Житомире имеет два главных аспекта — очистка и поддержание города в надлежащем санитарном состоянии и обеспечение хранения мусора с минимизацией ущерба природе и здоровью людей. Заместитель главного государственного санитарного врача города Галина Шарапа в разговоре с «Днем» отметила, что графиков вывоза мусора из города часто не придерживаются, дезинфекция мусороуборочных контейнеров и специального транспорта для вывоза мусора проводится несистематически, санитарным требованиям соответствуют всего несколько контейнеров (по европейским стандартам они должны быть с крышками, однако в городе не хватает даже простейших). По словам Г. Шарапы, городской полигон по захоронению твердых бытовых отходов, расположенный неподалеку от микрорайона Крошня, де-факто функционирует уже около 60 лет (официально более 40 лет) и исчерпал свои возможности. Г. Шарапа уверена, что вопрос о дальнейшем использовании этого полигона нужно решать немедленно, потому что скоро некуда будет вывозить мусор из города.
По словам начальника городской экологической инспекции Татьяны Степаницкой, поскольку действующая городская свалка образовалась стихийно, не были предусмотрены требования, которые бы обеспечивали экологическую безопасность объекта, в частности, в отношении загрязнения воздуха. Проблемой, как и на других крупных свалках мусора, причем не только в Украине, является необходимость отвода и утилизации фильтрата, т.е. жидких веществ, образовывающихся в процессе перегнивания твердых отходов. По ее убеждению, должен решаться вопрос либо строительства мусоросортировочного завода с дальнейшим переходом к утилизации отходов, либо строительство новой свалки.
В то же время заместитель мэра Л. Башинский отметил, что ни одна сельская община вокруг Житомира из тех, к которым обращался горисполком, не согласилась на размещение на ее землях городской свалки и что в пределах приемлемого расстояния нет пригодных для этой цели резервных земель. Поэтому обращение к новым технологиям переработки мусора было логичным шагом. Проблемы с вывозом мусора из города Л. Башинский связывает с нехваткой контейнеров для мусора и специального автотранспорта. Новые контейнеры, которые сегодня интенсивно изоговляются (460 единиц произведено только в нынешнем году), будут преимущественно открытого и какое-то число — закрытого (т.е. европейского) типа. Закупаются и новые спецавтомобили. На данном этапе внедрение технологии предварительной сортировки отходов на составляющие (тот же металл, бумага, пластик, стекло) не предусматривается, и «селективный» сбор является делом перспективы. По его словам, попытка одной немецкой фирмы применить такой сбор в Одессе закончилась неудачно.
...Руководитель проекта строительства МСС в Житомире Юрий Грибан показал автору иллюстрированную схему: привезенный мусор загружается в бункер, из него отбираются крупные части, в том числе дерево, затем он направляется в барабан, где отделяются меньшие части и пищевые отходы. Далее магнитом изымается черный ме