Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Кто защитит мыс Мартьян?

7 декабря, 2010 - 18:29

Эта похоронная процессия не была похожа на другие по нескольким причинам. Во-первых, сам «покойник» находился за сотни километров от условного места захоронения. Во-вторых, он еще не совсем мертв, и участники процессии надеются на его выздоровление. И, в-третьих, вместо грустной похоронной музыки и скорбной тишины — громкое бряцание разными предметами, свист и возгласы из громкоговорителей. И только маленький черный гроб, с надписью «Мыс Мартьян», навевающей грусть, напоминал определенные признаки похорон.

Мыс Мартьян не случайно называют украшением Южного берега Крыма. Одна из его прелестей — реликтовые леса из можжевельника высокого, которые растут только здесь. Сорок видов растений занесены в Красную книгу. На заповедной территории проживает свыше тысячи видов животных. Именно это и дало основания еще 40 лет тому назад признать мыс заповедной зоной. Но, к сожалению, только на бумаге. Потому что ни в 1973 году после постановления тогдашнего Совета министров УССР, ни в 1992 году после принятия закона «О природно-заповедном фонде Украины», мыс Мартьян оставался на перепутье. Поэтому кто не проходил мимо, тот и отщипывал лакомый кусочек. И сегодня заповедник ни что иное, как почти бесхозная зона отдыха. А потому по его территории беспрепятственно разгуливают туристы, чему способствуют и сами охранники заповедной акватории. Где кто хочет, там и устраивает причалы для лодок.

...Необычное прощальное слово, которое произнес директор Киевского эколого-культурного центра Владимир Борейко: «Мы с ним почти одного возраста — мне 40, ему — 37. Только мне при рождении дали документы, а ему еще до сих пор — нет. У него нет юридического статуса. Поэтому придется хоронить без документов. Но мы не забудем его, вечная ему память. А может он еще... воскреснет с помощью наших общих усилий, — и оратор показал в сторону здания с вывеской «Украинская академия аграрных наук».

Вот только слово «Аминь» не прозвучало. Значит, надежда еще теплится. И дело до памятника не дойдет. Поэтому пока еще не поздно, активисты-экологи из Киева и Крыма прибегли к импровизированным похоронам заповедника. И то, что «похороны» состоялись в столице, на улице Суворова под стенами Украинской академии аграрных наук (УААН), тоже не случайно. Потому что именно это научное государственное учреждение виновно в том, что, получив еще в 1999 году, согласно решения Верховной Рады, право на этот заповедник, так и не смогло до сих пор добиться для своего подопечного юридического статуса. Хотя должно было это сделать в течение двух месяцев после принятия постановления парламента. А требовалось не так уж и много — определить имеющиеся границы заповедника и получить Акт на землю. Вот и все заботы.

Но, как выяснилось, и десяти лет было мало для УААН, чтобы справиться с этой работой. А может быть, никто и не хотел в течение всех предыдущих лет браться за дело? А теперь — тем более.

Но наибольшую тревогу вызывает незаконный захват земельных участков для строительства элитных дач, среди которых московские и киевские чиновники. На каком основании? Ответ на этот вопрос и пытались получить от руководства Аграрной академии участники импровизированной акции протеста. Но их требования остались без ответа. А перед этим был иск в Хозяйственный суд, который в рассмотрении дела тоже отказал. Вот и образовался замкнутый круг. Но экологи народ выносливый и настойчивый, действуют по принципу, что капля воды камень точит.

СПРАВКА «Дня»

Заповедник «Мыс Мартьян» находится в непосредственной близости от знаменитых парковых насаждений Никитского ботанического сада, научные сотрудники которого проводят здесь исследования. Ученые Сада выявили на мысе более 500 видов высших растений, из них 14 — эндемичных. На мысе сохранился участок первозданного можжевелового леса, отдельные старые деревья которого имеют возраст до 500—600 лет. А здешняя популяция земляничника мелкоплодного — одна из самых крупных на Южнобережье — насчитывает около 3000 особей этого реликта. Три реликтовых вида — можжевельник высокий, земляничник мелкоплодный и ремнелепестник козий занесены в Красную книгу Международного союза охраны природы. Своеобразен и животный мир заповедника: здесь встречается 15 видов млекопитающих, 150 видов птиц; 11 представителей фауны занесены в Красные книги, а крымский геккон и леопардовый полоз — в Международную Красную книгу.

Аркадий МУЗЫЧУК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ