Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Кубок с гибельным  финалом

4 августа, 1998 - 00:00

Причины и обстоятельства чрезвычайного происшествия устанавливает авторитетная
комиссия, в которую вошли авиаторы Харькова и Киева, расследует случившееся
и прокуратура Харьковской области. На сегодня известно следующее.

25 июля в 11.47 самолет под управлением пилота Вячеслава Цыпляева, пробывший
в воздухе около семи минут и уже заходивший на посадку, вдруг стал заваливаться
на правое крыло, вошел в штопор и рухнул на грунтовую дорогу примерно в
полутора километрах от аэродрома. Тела двух человек силой удара выбросило
из кабины, остальных двоих — остались внутри. Для их извлечения пришлось
вызывать специалистов областной оперативно-спасательной службы (ОСС).

«Самолет врезался носом в землю, но не загорелся, — рассказывает сотрудник
ОСС Алексей Зайцев. — Выбросило двух пассажиров, находившихся на заднем
сиденье. Пилоты остались в кабине. Рулевая колонка в самолете одна, Вячеслав
Цыпляев не мог передать управление второму пилоту. Картина на месте происшествия
полностью исключает то, что люди могли жить еще какое-то время после удара
самолета о землю».

Аэроклуб областного комитета Общества содействия обороне Украины (ОСОУ,
бывшее ДОСААФ) предоставлял свой аэродром в поселке Коротич клубу авиационно-технического
творчества «Свободный полет», сообщил редакции председатель Харьковского
обкома ОСОУ Николай Гадяцкий. «Свободный полет» учрежден шестью энтузиастами
авиации, руководит им авиаконструктор Сергей Александров. Не так давно
клуб приобрел два самолета Як-18Т, один из которых и поднялся в воздух
25 июля. Договоренность с руководством аэродрома позволяла клубу возможность
ставить самолеты и подниматься в воздух во время, свободное от полетов
владельцев аэродрома.

«Свободный полет» имеет в Коротиче свою радиостанцию, свои позывные
и самостоятельно обеспечивает безопасность полетов.

— С 22 под 25 июля на аэродроме в Коротиче проходили соревнования третьего
Кубка Украины по классическому парашютизму, — сообщил Николай Гадяцкий.
— Около полусотни спортсменов из 12 областей страны отработали примерно
400 прыжков. В полдень 25 июля должна была начаться церемония награждения
и закрытия соревнований, на которую прибыл представитель генерального спонсора
— Харьковского авиастроительного объединения, его директор Анатолий Мялица.

Участники Кубка готовились к построению, судьи раскладывали на столиках
кубки и вымпелы. В это время — в 11.40 от находящегося примерно в 250 метрах
командного пункта на взлет пошел ЯК-18Т, управляемый Вячеславом Цыпляевым.
Десять минут принадлежало «Свободному полету» по графику, но три минуты
остались неиспользованными. По описаниям очевидцев, самолет взлетел правильно,
удалился на полтора-два километра в сторону поселка Пересичное, развернулся
и сделал полный круг над аэродромом и участниками соревнований примерно
на 300-метровой высоте. Потом еще раз развернулся, сделал «горизонтальную
восьмерку» и стал, по-видимому, заходить на посадку. Тут что-то случилось

Як-18Т резко накренился на правую сторону, вошел в штопор и врезался
в грунтовую дорогу между полями в полутора километрах от аэродрома.

Не исключена неисправность в рулевом управлении. Трудно предположить,
что авария произошла из-за ошибки пилота. 50-летний Вячеслав Цыпляев проработал
в Аэрофлоте много лет, его налет на Ту-134 составляет 30 тысяч, на Як-18
— около трех тысяч часов. В прошлом году он уволился из Харьковского авиаотряда
и перешел на работу в клуб «Свободный полет».

Его пассажиры также были не случайными в авиации людьми. Многократный
чемпион и рекордсмен мира, заслуженный мастер парашютного спорта СССР,
черниговец 47-летний Григорий Сурапко, совершивший около 10 тысяч прыжков,
входил в судейскую коллегию на закончившемся в день трагедии Кубке Украины.
Ветерану парашютного спорта Юрию Черняку в этом году исполнилось бы 68
лет, он уже два года был на пенсии, а перед тем работал помощником начальника
аэроклуба Харьковского обкома ОСОУ. В возрасте тридцати с небольшим лет
погиб подававший большие надежды пилот Олег Ластовкин — единственный сын
в семье заместителя начальника аэроклуба ОСОУ. Они похоронены 28 июля на
одном из Харьковских кладбищ. Здесь предполагается установить памятник
людям, отдавшим жизни небу.

По сообщению агентства Интерфакс-Украина, потерпевший аварию Як в свое
время восстановили и сделали пригодным к полетам члены клуба «Свободный
полет», они внесли также некоторые конструктивные изменения. Полет был
учебно-тренировочным. Як-18Т в былые времена использовался во всех летных
училищах СССР и предназначается для тренировок и подготовки пилотов гражданской
авиации. Выпускаются эти машины в Смоленске. На какое-то время их производство
было прекращено, но около двух лет назад возобновилось.

Геннадий СЫСОЕВ 
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ