Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Культурный код «Червона Рута»

Почему через 20 лет после «эстетически-национальной революции» украинская музыка снова чувствует себя гостьей в собственном информационном пространстве?
24 сентября, 2009 - 19:59

«Концерт диаспоры на «Червоній Руті»-89 длился пять часов подряд. Завершали его мои хорошие приятели — дуэт «Одарка та Славко». Их в течение часа не отпускали со сцены. Они перепели уже весь свой репертуар. Тогда Славко остался на сцене сам. Ему вспомнилось знаменитое выступление Джимми Гендрикса на фестивале «Вудсток». Как когда-то известный американский музыкант крутое электрогитарное соло превратил в американский гимн, так же Славко соло своей гитары вывел на «Ще не вмерла Україна». Сначала публика слушала молча, не понимая, что звучит со сцены, но вдруг в этих звуках она узнала будущий Государственный Гимн Украины. Тогда зал просто взорвался», — такой в памяти Юлиана Китастого, нью-йоркского бандуриста украинского происхождения, осталась «Червона Рута»-89. В сентябре 2009-го — Юлиан опять в Черновцах, опять на сцене городского Летнего театра, где два десятилетия назад молодые музыканты тогда еще советской Украины попробовали осуществить «эстетически-национальную» революцию. И это им удалось.

Ничто так не демонстрирует единство людей на мыслительном уровне, как способность воспринимать и одинаково толковать культурные коды. Это было очевидным, когда после завершения выступления «Хореи Козацкой» и Тараса Компаниченко в рамках «Червоної Рути»-2009 зал заревел. Хочется верить, что «Червона Рута» не только стала причиной обретения Украиной независимости, но и подтолкнула украинских исполнителей к цитированию классики. Ведь именно после 1989 года Василь Стус и Евген Маланюк появились в интерпретации «Сестер Тельнюк»; Тарас Шевченко и Юрий Андрухович достаточно контраверсийным поэтическим дуэтом закрепились за «Мертвим Півнем». Снова Тарас Шевченко и Александр Олесь — в текстах «Кому Вниз». Для музыкантов литература — это бездонный и «железобетонный» шкаф текстов. Для слушателей — путь к пониманию поэзии, которая может оказаться в современных условиях даже более фатальной, нежели в момент своего написания.

Тогда, в 1989 году, фестиваль «Червона Рута» проходил далеко не в столице. И в этом состоит один из его феноменов. Ведь звуки ЧР легко могли поглотить Карпаты. Ну, собралась банда молодых «буржуазных националистов», ну, запела, но ведь это еще не означает революцию в сознании всей Украины. Или означает?..

Молодую музыкальную «кровь», которая гейзером брызнула с Запада, восприняла как родную вся Украина. И именно этим — и тогда, и сейчас — измеряется целостность нашей страны.

В официальном документе — неутешительном выводе системы после проведения первой черновицкой «Рути» — читаем: «Подстрекая зрителей, прибывших из Тернополя, Ивано-Франковска, Львова, обладатель гран-при фестиваля В. Жданкин исполнил гимн буржуазных националистов «Ще не вмерла Україна!», а В. Морозов огласил провокационное воззвание, протест против действия местных советских органов... Группа колхозников Хотинского района, побывавшая на заключительном концерте, заявила: «Мы приехали на праздник, чтобы послушать украинскую песню, получить настоящее наслаждение, а в действительности увидели позор нашего искусства и культуры. Просим сообщить в ЦК Компартии Украины о нашем недоверии республиканским органам комсомола и культуры, которые допустили превращение фестиваля в антисоветский митинг».

Сегодня копия приведенного документа выставлена в рамках экспозиции, посвященной 20-летию «Червоної Рути» в Мемориальном музее Владимира Ивасюка в Черновцах. Здесь можно увидеть также ряд газетных вырезок конца 1980-х годов. Среди них — публикация в комсомольской «Молоді України» местного журналиста и музыковеда Ивана Лепши. Именно ему принадлежит идея организации такого фестиваля, который стал бы площадкой для молодых музыкантов, а вскоре — и качественно новой эстрады.

— Он первым предложил провести этот фестиваль. И вдруг комсомол пошел навстречу этой идее, — углубляется в историю «Рути» нынешний директор Мемориального музея Владимира Ивасюка Мирослав ЛАЗАРУК. — Началось обсуждение — длительное, массовое. Феноменальным является тот факт, что фестиваль состоялся. Хотя никто не мог предвидеть, что он выльется в движение национального сознания. Стало очевидным, что негатив, связанный с разрушением системы, можно перевести в процесс создания новых песен, новых имен, новых музыкальных направлений.

Иногда, общаясь с очевидцами и участниками первой «Рути», создается впечатление, что черновчане до сих пор охвачены духом двадцатилетней давности.

— Я был в организационном комитете, отвечал за творческую подготовку всех коллективов. Для организации фестиваля мы пригласили Тараса Мельника и Кирилла Стеценко (они до сих пор являются «отцами» фестиваля. — Прим. «Дня»). Именно они предложили проводить всеукраинский фестиваль, — вспоминает Корнелий САЙНЧУК, первый начальник управления культуры Черновцов после обретения Украиной независимости. — Главное, что малая «Червона Рута» тогда — это дух, все уже дышало независимостью, она уже созревала. Это был настоящий взрыв украинского национального духа, вулкан народного дыхания. А вот тогдашней власти было страшно, для нее это была катастрофа.

Наиболее яркие воспоминания Василия БАБУХА, нынешнего редактора газеты «Чернівці», связаны с подмостками «Рути»:

— Сценарий писала наша землячка София Майданская. Она сделала несколько потрясающих находок. Вспоминаю, как начинался фестиваль: дед-гуцул с малым чабаном вышли и начали разводить костер, так сказать, по-гуцульски — тереть древесину, пока не вспыхнул огонь. Так они зажгли ватру фестиваля. Было потрясающее антисоветское выступление Дмитрия Павлычко. Секретари обкомов, стоявшие на сцене, поопускали головы... Это был эстрадный бунт. Украинцы услышали, что они являются украинцами. Масса людей прибыла из-за границы. Меня поразил один канадский украинец, который ходил обнаженный до пояса, в казацких шароварах, с «оселедцем» на голове и босой. Его милиционеры останавливали на нашей пешеходной улице имени Кобылянской и говорили: «Товарищ, ну, как это вы босиком ходите?» На что он отвечал: «В вашей благословенной стране даже не во что обуться...»

Мирослав ЛАЗАРУК вспоминает, что во время первой «Рути» почувствовал, что конец системы уже близок.

— Я почувствовал это благодаря тому, что проснулась молодежь, — говорит он. — Моему младшему сыну тогда было пять лет. Он побывал на всех концертах. И когда уже после окончания фестиваля я зашел в детскую комнату, то едва удержался на ногах, потому что вся комната была в сине-желтых и красно-черных флагах — от гигантских до маленьких. Где они (а старшему сыну тогда было 10) их взяли, я не знаю до сих пор. Они посмотрели на меня такими глазами, которые требовали только одного — поддержки. Я понял, что гены проснулись, потому что я никогда их ни к чему не призывал.

Знаково, что «Червону Руту«-89 помнят даже те, кто не был непосредственно причастным к фестивалю. Анна ЗАКЛЕЦКАЯ-БУРЯК, одна из участниц недавно созданного дуэта «Врода», была ведущей праздничного концерта ЧР образца 2009 года. Перед выходом на сцену девушка нервничала, говорила, что этот день для нее — особый:

— При упоминании о «Червоній Руті» у меня — мороз по коже. Для меня это действительно судьбоносное событие. Не в последнюю очередь потому, что первая «Рута» 1989 года проходила с участием моего папы. Он — инженер, но называет себя «жертвой искусства», он принимал активное участие в организации первой «Рути». Хотя мне тогда было только пять лет, я помню весь этот процесс, друзей, которые появились в нашей семье после «Рути». Колесо истории нашей семьи опять вернулось к «Червоній Руті», поэтому быть ее ведущей для меня — особая миссия.

ДВАДЦАТЬ ЛЕТ СПУСТЯ

Сентиментальные воспоминания участников ЧР-89 наталкивают прежде всего на размышления о контексте сегодняшнем. И здесь можно обратиться к бесконечному цитированию — о «не совсем той и не совсем независимой Украине» (по выражению Сашка Положинского) или о «не очень аккуратной державе» (в понимании лидера группы «Кому Вниз» Андрея Середы). Хотя, по мнению Василий Бабуха, «страна есть, и этого уже никто не изменит».

— Молодежь оделась в вышиванки, начала говорить на украинском языке, — говорит господин Бабух. — Прежде всего ощутимы внутренние изменения. Я вижу, как дети, когда звучат первые аккорды гимна, ручку сразу кладут на сердце и поют. Руководители еще боятся, а дети — уже нет. Но вопрос вопросов «Червоної Рути» — это музыка, новое поколение музыкальной Украины, которому очень нужен выход из тесных клубов, баров и пабов на широкие подмостки и в эфиры. «Еплсін», хард-кор-нью-металл группа из Николаева, уже достаточно популярная в своем родном городе, но излишне говорить о том, что Украина их не знает. Хотя ребята этого заслуживают. Хотя бы потому, что в своем совсем не украиноязычном окружении они смогли сформировать запрос на украиноязычную альтернативную музыку.

— Два часа украиноязычной программы — это сложно в Николаеве, — признается Денис БОСЫЙ, руководитель группы. — Но уже есть много групп, которые можно назвать нашими последователями, которые также поют на украинском языке. Мы пытаемся играть что-то свое. Мы пытаемся вывести украинскую альтернативу на новый уровень и на мировой рынок. Украине есть что показать и она даже может поучить других. Нам не нравится, когда на нас давят. Такая мы молодежь. Были художественные руководители, которые ко мне подходили и спрашивали: почему вы поете на украинском? Вы что, националисты? На что я им отвечал, что живу в свободной стране и могу петь на любом языке. А хочу я петь именно на украинском!

Такие новые имена Украине, бесспорно, нужны. И это должны понять прежде всего владельцы и руководители украинских средств массовой информации.

— К сожалению, Украина не имеет защищенных не только политических, но и информационных границ. По Украине ходит разнообразный бизнес, ездят политики, а вот молодые исполнители этого себе позволить не могут, — жалуется Назар ВОЛОЩУК, главный специалист управления культуры и туризма Ровенской областной госадминистрации, член жюри.

Мирослав МЕЛЬНИК, исполнительный директор фестиваля «Червона Рута», не намного более оптимистичен в своей оценке будущего самых младших «рутян».

— Поверьте, то, что мы привезли сюда, в Черновцы, не показывают по телевидению. Это фактически та массовая культура, которая бытует в народе и среди молодежи. К сожалению, эта культура не присутствует на телеканалах и радиостанциях, поскольку там мы видим только официальных лиц, только исполнителей, которые отбираются коммерчески и которые не представляют никакого интереса для 90 процентов молодежи, — жалуется Мирослав. — К сожалению, исполнители, которых представляет «Червона Рута», как правило, скрыты от общества, у них нет информационного выхода. И дело здесь не в деньгах, а в отношении и в самой системе, которую нам с молодым поколением журналистов нужно организовать. И нам вместе надо сформировать новую украинскую эстраду.

Эта реплика господина Мельника так же касается вопроса о новом украинском контексте — не собственно музыкальном, а всеохватывающе-глобальном. Ибо почему-то в Летнем театре в Черновцах рядом с афишами «Червоної Рути» висит реклама-анонс концерта «Бутырки»... И эта картина вполне может свидетельствовать о том, как чувствует себя украинская музыка в украинском же информационном пространстве. А чувствует себя она, как гостья. И это опять же вопросы к нам, уважаемые коллеги-журналисты. Потому что сегодня повестку дня украинского информационного пространства формируют преимущественно три вещи, о которых поет один из лауреатов «Червоної Рути» гурт «Мертвий півень»: «Кілька зрадників на екрані. Пара збройних конфліктів. Долар виріс. Російським рублем не торгували». И нет среди этой «святой троицы» места украинской музыке, а ее самым младшим представителям — тем более.

В этом смысле праздничный концерт «Червоної Рути», который транслировался на Первом Национальном, дает шанс и молодому поколению — на выход в широкий мир, и государственному телевидению — на модернизацию. Кстати, стоит отметить, что достаточно широко фестиваль-2009 освещал «5 канал», а его генеральный директор Иван Адамчук мужественно отдувался за всех коллег-телевизионщиков на круглом столе, посвященном развитию украинской музыки. Возможно, именно «Червона Рута«-2009 станет мостиком, который будет соединять несоединимое — молодое поколение бурных лет с теми, от кого в большой степени зависит его судьба. Ведь украинское фестивальное движение хотя и развивается, но оно не может охватить украинское общество так широко, как это могут сделать средства массовой информации. Украинцы нуждаются в мудро заангажированных мероприятиях — прежде всего благодаря именам тех, кто сегодня, благодаря ЧР-89, присутствует в творчестве «Сестер Тельнюк», «Кому Вниз», «Мертвого півня», кто, как говорит кобзарь Тарас Компаниченко, не сошел на нет и не разменялся на дешевую клубничку. Об этой потребности свидетельствует само украинское общество, которое так «единогласно» одевает национальный костюм, направляясь в «Країну мрій» или «Червону Руту», и так жадно ловит каждый звук «Хореи Козацкой».

Маша ТОМАК, фото Руслана КАНЮКИ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ