Киевская Малая академия наук вскоре будет отмечать 60-летие. В 40-х годах ее создали для поиска, развития и поддержки талантливой и ученической молодежи, воспитания будущей творческой и научной элиты Украины. Такие функции МАН выполняет и ныне: количество ее воспитанников превышает воcемь тысяч, среди которых есть немало вундеркиндов. О том, как происходит становление будущих изобретателей, «Дню» рассказала руководитель технико-технологического отделения академии «Исследователь» Валентина АЛЬКИНА-ФИЛЕНЮК.
— Госпожа Валентина, расскажите чем занимается «Исследователь».
— В 1949 году на базе Киевского дворца детей и юношества возникло ученическое объединение, которое стало фундаментом для дальнейшего создания Малой академии наук. Сейчас только Киевское территориальное отделение МАН «Исследователь» включает в себя пять научных отделений. Одним из важнейших является научно-техническое отделение — более 600 учеников. Ежегодно мы с ними разрабатываем разнообразные приборы, которые могут быть использованы в хозяйстве. Например, Сергей Мухлинин разработал прибор, при помощи которого можно исследовать качество воды в любых водоемах. Он настолько компактный, что легко помещается в кармане, а вода исследуется на основании химического анализа. Упомянутый определитель качества воды разрабатывался по заказу Института биохимии АН Украины. После этого юноша изготовил прибор исследования трассовых нефтепроводов под землей: с его помощью за 2—2,5 метра без раскапывания земли можно определить участок поврежденного трубопровода. Сейчас он — студент киевского Национального технического университета «КПИ», продолжает заниматься исследовательской работой. А вот Антон Тюменцев разработал технологию покрытия дорог, преимущество которой — в чрезвычайной стойкости. Вполне возможно, что в недалеком будущем его будут использовать для строительства дорог.
— Сейчас, по-видимому, наиболее актуальная проблема для общества — экологическая. Есть ли изобретения ваших воспитанников, которые могут помочь ее решить?
— Исследователи из транспортной секции, чтобы решить экологическую проблему, предложили прокладывание туннелей под Днепром. На первый взгляд, это кажется фантастикой, но на самом деле такие виды автомобильных путей вполне возможны...
— Применяются ли на практике изобретения детей?
— Конечно. Например, Сергей Мухлинин уже запатентовал свои изобретения. С ними он работал в Полтаве и других городах Украины. Также в прошлом году призер наших конкурсов Юлия Толок разработала прибор для исследования состояния древесины. Он успешно прошел испытание и сейчас применяется в лесном хозяйстве и на виноградниках. А брат девушки, Роман, еще больше усовершенствовал этот прибор. Немалый интерес у специалистов вызвала модель скоростного поезда без колес, которую разработал наш воспитанник Максим Гусак. Многие коммерческие структуры заинтересовались и изобретением Алексея Ястребова, позволяющим в одном мобильном телефоне совместить 16 SIM карт. А Артем Лакша, ныне студент Киевского медицинского университета, разработал устройство, которое ускоряет выздоравливание людей после травм — его уже успешно испытали в Институте ортопедии. В общем, разработки наших воспитанников пользуются немалым спросом у производителей, а большинство наших учеников успешно поступают в вузы и продолжают заниматься наукой.
— Что необходимо для того, чтобы стать слушателем Малой академии наук?
— Им может стать любой школьник, увлекающийся изучением предмета, который ему по душе. Также в нашу академию можно попасть и через секции, которых в Киевском дворце детей и юношества насчитывается более 600, а групп по различным направлениям деятельности аж 650. Это — информатика, естествознание, радиоэлектроника, физика, математика, астрономия, конструирование моделей автомобилей, судов, подводных лодок, география, изучение разных языков, геология, история и много других. Их посещение, как и обучение в МАН, — бесплатное, а экзаменов сдавать не требуется. Занятия в секциях предусматривают углубление знаний, обучение исследовательской работе, написание рефератов, докладов. Кроме этого, каждый слушатель секции МАН «Исследователь» вправе принимать участие в конкурсах, олимпиадах, научных чтениях, конференциях, технических выставках и тому подобное. Ученики 8-го и 9-го классов считаются слушателями, 10 го — кандидатами вдействительные члены МАН и одиннадцатиклассники — действительными членами МАН. После 8-го и 9-го классов слушатели пишут и защищают рефераты, 10-го — исследовательскую работу, а после 11-го — научно-исследовательскую работу.
Работая в лабораториях, воспитанники знакомятся непосредственно с производственными процессами. Также нашим детям намного легче вступить в вуз, поскольку они у нас получают крепкие знания. Есть немало случаев, когда у достаточно заурядных учеников, которые не могли найти себя в школе, во время обучения у нас открывались чрезвычайные способности. Киевское отделение МАН находится на улице Мазепы, 13, комната 332. Набор слушателей проводится до 14 сентября.
— Есть ли среди ваших бывших воспитанников известные ученые?
— Среди наших бывших слушателей есть немало кандидатов, докторов наук. Например, воспитанник лаборатории авиации и космонавтики Вадим Панин ныне является доктором технических наук, деканом одного из факультетов Национального авиационного университета, а также председателем жюри транспортной секции (в НАУ учится очень много наших бывших воспитанников, еще больше — в Национальном техническом университете «КПИ»). А вице-президент МАН Сергей Бунин, который руководит отделением «Исследователь», пришел в академию, будучи юным радиолюбителем. Сейчас он — академик. Вообще, в проведении исследовательской работы нам очень помогают ученые и преподаватели вузов (особенно НАУ, Национального технического университета «КПИ»), которые читают детям лекции и проводят практические занятия.