Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Квартира Миллер»

Трехкомнатная «хрущевка» в Харькове стала площадкой социального эксперимента
29 июля, 2016 - 12:24

Не только увидеть, но и потрогать, понюхать и попробовать на вкус советское прошлое предлагают организаторы временного музея-лектория «Квартира Миллер». Трехкомнатная «хрущевка» на Холодной Горе стала площадкой социального эксперимента — сюда приглашают, как на островок быта советского времени, чтобы пробудить воспоминания и эмоции посетителей, которые сами становятся участниками проекта.

ПЛОХО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ

Одной из авторов проекта является нынешняя хозяйка квартиры Елена Миллер, которая получила жилье в наследство от своих бабушки и дедушки — они жили здесь с начала 70-х годов до недавнего времени и предметы их быта стали главными экспонатами. Елена уверяет — здесь все в точности, как было при бабушке с дедушкой от обоев и занавесок до наборов советской косметики и посуды в старых шкафах, которые новые наследники обычно несут на свалку и меняют на современную мебель. Однако Елена не стала избавляться от старых вещей, а решилась сделать из обстановки жилья арт-объект. К этому ее подтолкнули и знакомые, которые заходили в гости и уверяли, что квартира вызывает сильные эмоции, заставляя вспомнить хоть и недавнее, но уже прошлое советское время. «Более года я думала, как использовать это пространство. Изначально собиралась сделать здесь перфоменс или фотосессию, поставить спектакль или снять фильм. Когда мы встретились с галеристом и исследователем Асей Сениной, то родилась идея музея и культурологических лекций». Третьим «двигателем» проекта стала режиссер Роза Саркисян.

ТУШЬ ДЛЯ РЕСНИЦ КАК ИНТЕРАКТИВ

Проект был открыт 9 июля и проработает до конца июля, мероприятия проводят здесь только по выходным — каждую субботу и воскресенье проходят три лекции и экскурсии от куратора, от хозяйки квартиры и от приглашенного лектора или художника. Так 17 июля известный харьковский художник Гамлет Зиньковский читал для гостей «Квартиры Миллер» свой арт-бук «Перестройка». «Это лучшее пространство для разговора о такой специфической теме, как время застоя. Каждый здесь сам начинает вспоминать историю своей семьи, размышлять о ценностях, которыми они руководствовались тогда, — уверяет Ася Сенина, которая представляет лабораторию гуманитарных исследований. — Наша цель — исследовать ту эпоху, жизнь и культуру в 70—80-х годах, это время когда родились наши родители, и которое так или иначе повлияло на всех нас, кто живет сейчас».

ВАЖНО НЕ ПРЕВРАТИТЬ ВОСПОМИНАНИЯ В НОСТАЛЬГИЮ

По мнению Аси Сениной «временный музей советской повседневности» — это противоречивый проект, а сама тема сложная, потому что воспоминания имеют связь с сегодняшней жизнью и важно не превратить их в ностальгию. Для интерактивного воздействия посетителям разрешают пользоваться старинными вещами, здесь можно открыть каждый шкафчик, потрогать одежду, понюхать главный советский одеколон «Красная Москва» и старые сигареты, посмотреть семейные альбомы, школьные тетрадки и письма. Не обходится без курьезов, когда молодые девушки не знают, как краситься Ленинградской растворимой тушью, что было для их бабушек обыденным, делятся организаторы.

По наблюдениям Аси Сениной, большинство посетителей «Квартиры Миллер» не жалеют о распаде Советского Союза и  вернуться обратно не хотят. «Гостям, конечно, интересно и приятно вспоминать о каких-то моментах их молодости, например, как перематывать кассету карандашом. Но культуролог Светлана Рыбалко, рассказывая об этом периоде, вспоминает о сложностях тогдашней жизни. И сама говорит: я не хочу опять туда, не хочу вернуться в страну где невозможно было достать элементарные краски, где за колбасой надо ехать в Москву».

«ХОТЯ ЭТО ЗАЖИТОЧНАЯ КВАРТИРА, НО ЖИТЬ В ЕЕ РЕАЛЬНОСТИ НИКТО НЕ ЗАХОЧЕТ»

Посещения домашнего музея бесплатные, но надо зарегистрироваться через Интернет, так как квартира не может вместить более 20 человек за раз. Сюда приходят как очень молодые люди, так и пожилые, к примеру недавно квартиру-музей посетили члены «Совета ветеранов Слобожанщины».

Для хозяйки квартиры пространство остается очень личным и жилым, не «музеефицированным», она сама по-новому раскрывает историю своей семьи, к примеру, впервые увидела детские рисунки своего дедушки 1922 года, и оказалось, что он мечтал быть архитектором с 7-летнего возраста и исполнил задуманное.

«Для меня это собственное исследование о том, где проходит грань между публичностью и «мой дом моя крепость», — говорит режиссер, актриса и куратор Елена Миллер. Также она уверяет, что «глядя на эту квартиру, вряд ли кто-то мечтает вернуться в советское прошлое». «Хотя это зажиточная квартира, но жить в ее реальности никто не захочет. Мы поясняем посетителям, особенно молодым, что эти три комнаты, из которых одна — проходная гостиная, давались на три поколения. И получалось, что одно поколение живет в проходной комнате. Говорим, что до этого семьи жили в коммуналке, где был один санузел на десять комнат», — рассуждает Елена Миллер. Социально-культурологический проект, в котором через историю одной квартиры осмысливается советское прошлое и его место в настоящем, не оставляет места для мифов и идеализации, считают организаторы.

В начале сентября кураторы планируют запустить сайт, где разместят итоги проекта — истории участников четырех возрастных групп от 16 до тех, кому за 60, которые посещали «Квартиру Миллер» и готов поделиться своим восприятием советской культуры.

Алена СОКОЛИНСКАЯ, Харьков. Фото Андрея ЯРЫГИНА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ