Старинный немецкий город Кассель, некогда — резиденция
ландграфов Гессе-Кассельских, многочисленных средневековых Вильгельмов
и Морицов, известен сегодня не только одним из лучших в Европе горных парков
и гремящей на весь мир, проходящей раз в 5 лет выставкой современного визуального
искусства «Документа». Для наших соотечественников, живущих в Германии,
в особенности представителей последней, до сих пор, увы, не иссякающей
волны эмиграции, многое значит Кассельский клуб, возглавляемый Семеном
Кацем — в прошлом известным киевским бардом. И пусть в контексте мировой
культуры, а уж тем более — через телескоп всеохватного процесса глобализации
— он кажется просто незаметным, это не умаляет ценности клуба для тех,
кто находит в его деятельности душевную и творческую отдушину.
Каждый месяц в клуб Семена Каца из других городов Германии
съезжаются люди, охарактеризовать которых можно уже довольно архаичным
и потерявшим за советские годы четкость определением «интеллигенция». Их
собирают концерты и выставки эмигрантских и приезжающих из бывшего СССР
бардов, музыкантов, актеров, художников. Посещают клуб и коренные немцы
— им интересна наша культура, а также забытая и почти безвозвратно утерянная
технологизированным миром атмосфера теплоты и человечности, исходящая от
камерного искусства.
Недавно в клубе состоялся творческий вечер своеобразной
киевской поэтессы Наталии Полищук. Ее изданная в минувшем году скромным
тиражом книга «Душа и плоть» хоть и не наделала шума, но стала каплей живого
творческого поиска в беспорядочном, зачастую мутном водовороте современной
литературной ситуации. Специально для участия в поэтическом вечере (даже
странно, сколь неожиданно и ностальгично звучит этот термин для нас сегодня,
во времена всевозможных «презентаций» чего угодно) в Кассель приехала исполнительница
любимого киевскими меломанами «Ансамбля ранней музыки» Валентина Худобина.
Стихами вторили украинские барочные мелодии, произведения Телеманна, Вивальди,
Перселла, Верочини. С особым трепетом воспринимались стихотворения из цикла
«Лаврский ветер». «Благоухающая кипарисом Лавра, царица белая в объятиях
мавра», «Берестово — блаженное место, Лаврой брошенная невеста», — где
бы ни жил киевлянин, такие строки не могут не взволновать, не затронуть
его.
Завершился вечер, как и книга, посвященным Шекспиру циклом
«Все краски мира». Для Наталии Полищук это символично. Вскоре в Касселе
открылась выставка ее фоторабот, удивившая пресыщенных концептами «Документы»
немцев романтичностью и чистотой восприятия природы — во всех ее нюансах,
в изумительных красках мира.